Нижний Новгород |
|
22 октября 2019 г. |
Дело N А28-15142/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.10.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.10.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя: Малыгиной Е.И. (доверенность от 31.05.2018),
Суворова А.С. (доверенность от 01.10.2019),
от заинтересованного лица: Погудина А.В.(доверенность от 01.01.2018),
Костяевой Н.А. (доверенность от 25.01.2018)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Кировского областного государственного автономного учреждения "Региональный центр зимних видов спорта "Перекоп"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 27.02.2019
и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019
по делу N А28-15142/2018
по заявлению Кировского областного государственного автономного учреждения
"Региональный центр зимних видов спорта "Перекоп":
(ОГРН: 1154350015951, ИНН: 4345432834)
о признании недействительным предписания
Управления Федерального казначейства по Кировской области,
третье лицо - Министерство спорта и молодежной политики Кировской области,
и установил:
Кировское областное государственное автономное учреждение "Региональный центр зимних видов спорта "Перекоп" (далее - КОГАУ "РЦЗВС "Перекоп", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Кировской области (далее - УФК по Кировской области, Казначейство) от 21.09.2018 N 40-24-10/10.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство спорта и молодежной политики Кировской области (далее - Министерство спорта).
Решением суда первой инстанции от 27.02.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.06.2019, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статьи 38, 78.1, 158, 306.1, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, КОГАУ "РЦЗВС "Перекоп" незаконно вменено нарушение бюджетного законодательства, так как Учреждение не допустило нецелевого использования бюджетных средств. По его мнению, суд апелляционной инстанции неправомерно не приобщил к делу дополнительное доказательство - письмо Министерства социального развития Кировской области от 13.06.2019, в связи с чем нарушил статью 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Казначейство в отзыве и его представители в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя.
Третье лицо отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направило.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Кировской области.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, приказом Управления от 30.07.2018 N 388 в отношении КОГАУ "РЦЗВС "Перекоп" назначено проведение выездной внеплановой проверки на предмет использования средств из федерального бюджета на оснащение оборудованием для маломобильных групп населения в рамках подпрограммы "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" в 2017 году, проверяемый период - 2017 - истекший период 2018 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Кировской области заключено соглашение о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета от 14.02.2017 N 149-08-113.
Предметом данного соглашения являлось предоставление из федерального бюджета в 2017 году бюджету Кировской области субсидии на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству труда и социального развития Российской Федерации как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации, в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению N 1 к соглашению от 14.02.2017 N 149-08-113, являющемуся его неотъемлемой частью.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575 утверждена Примерная программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - Примерная программа).
Постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 N 189/845 утверждена государственная программа Кировской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан Кировской области" на 2013 2020 годы (далее - Областная программа N 189/845). В приложении N 8 к Областной программе утверждена подпрограмма "Доступная среда", разработанная на основе Примерной программы.
Министерство спорта Кировской области и КОГАУ "РЦЗВС "Перекоп" заключено соглашение от 23.01.2017 N 2 о предоставлении Учреждению из областного бюджета субсидии на иные цели.
Предметом названного соглашения (в редакции дополнительных соглашений от 14.04.2017 N 1, от 15.08.2017 N 2) являлось предоставление из областного бюджета в 2017 году субсидии на иные цели для реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Кировской области, в том числе на реализацию мероприятий, направленных на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (лыжно-биатлонный комплекс "Перекоп"), в рамках подпрограммы "Доступная среда" государственной программы Кировской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан Кировской области" на 2013 - 2020 годы", в сумме 1 625 000 рублей, в том числе средства федерального бюджета - 1 543 750 рублей, средства областного бюджета - 81 250 рублей (пункт 1.1).
В пунктах 2.3.3, 2.3.6 указанного соглашения предусмотрено, что Учреждение обязано не допускать фактов нарушения целей и условий, установленных при предоставлении субсидии, предоставлять отчет об использовании средств субсидии на иные цели ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, по форме согласно приложению N 2 к соглашению.
Платежными поручениями от 12.12.2017 N 1255, от 19.12.2017 N 1337 Министерством спорта и молодежной политики Кировской области были перечислены денежные средства под фактически произведенные Учреждением расходы на реализацию мероприятий, направленных на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (Лыжно-биатлонный комплекс "Перекоп"), в рамках подпрограммы "Доступная среда" государственной программы Кировской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан Кировской области" на 2013 - 2020 годы на общую сумму 1 625 000 рублей.
Управлением установлено, что КОГАУ "РЦЗВС "Перекоп" заключены договоры поставки с ОАО "Искож" на поставку резинового покрытия с пазловым соединением для оснащения дорожек и открытого плоскостного сооружения для повышения уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в рамках подпрограммы "Доступная среда" государственной программы Кировской области "Социальная поддержке и социальное обслуживание граждан Кировской области" на 2013 - 2020 годы в количестве 416 штук на общую сумму 1 626 560 рублей.
Контрольным осмотром фактического наличия приобретенных товарно-материальных ценностей установлено, что приобретенное Учреждением резиновое покрытие с пазловым соединением смонтировано на оборудованных баскетбольной и волейбольной площадках. При этом надзорным органом установлено, что приобретенное заявителем резиновое покрытие с пазловым соединением является широко применяемым при организации открытых плоскостных сооружений и рекомендуется для применения на спортивных площадках вне зависимости от категории занимающихся на них лиц.
По итогам проверки Казначейство пришло к выводу, что в нарушение абзаца четвертого пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 2 Правил предоставления субсидий федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и их распределения, приведенных в Приложении N 7 к государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297, раздела IV Переченя программных мероприятий примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575, пункта 3.2 раздела 3 Областной программы N 189/845, пункта 1.1 приложения N 1 соглашения от 14.02.2017 N 149-08-113, пунктов 1.1, 2.3.3 соглашения от 23.01.2017 N 2 средства субсидии, источником которой являлись средства федерального бюджета, выделенные Учреждению на реализацию мероприятий подпрограммы "Доступная среда" Областной программы N 189/845, израсходованы последним на цели, не соответствующие целям их предоставления - приобретение резинового покрытия с пазловым соединением для оснащения баскетбольной и волейбольной площадок, что не предусмотрено мероприятиями указанной подрограммы. Причиненный ущерб за 2017 год составил 1 453 750 рублей. Результаты проверки оформлены актом от 10.08.2018.
УФК по Кировской области в целях устранения нарушений бюджетного законодательства выдало КОГАУ "РЦЗВС "Перекоп" предписание от 16.02.2018 N 40-24-10/10. Данным предписанием в качестве мер по устранению допущенного нарушения Учреждению указано на необходимость в срок до 01.12.2018 возместить средства субсидии, израсходованные на цели, не соответствующие целям их предоставления, - приобретение резинового покрытия с пазловым соединением для оснащения баскетбольной и волейбольной площадок в сумме 1 543 750 рублей в доход областного бюджета.
Не согласившись с данным предписанием Казначейства, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 1, 38, 78.1 БК РФ, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В статье 38 БК РФ сформулирован принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании 162 БК РФ получатель бюджетных средств, в том числе, обладает бюджетными полномочиями по обеспечению результативности и целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу части 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Предоставление предусмотренных настоящим пунктом субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.
Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Статья 269.2 БК РФ предусматривает, что органы внутреннего государственного финансового контроля осуществляют финансовый контроль за использованием средств государственного бюджета, в том числе при осуществлении указанных полномочий проводят проверки, ревизии и обследования; направляют объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Под предписанием понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (пункт 3 статьи 270.2 БК РФ).
Из разъяснений, приведенных в пункте 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Как видно из материалов дела, подписанное Министерством спорта Кировской области и КОГАУ "РЦЗВС "Перекоп" соглашение от 23.01.2017 N 2 предусматривало предоставление из областного бюджета в 2017 году субсидии на иные цели для реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Кировской области, в том числе на реализацию мероприятий, направленных на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (лыжно-биатлонный комплекс "Перекоп") в рамках подпрограммы "Доступная среда" Областной программы N 189/845 на 2013 - 2020 годы, в сумме 1 625 000 рублей, в том числе средства федерального бюджета - 1 543 750 рублей, средства областного бюджета - 81 250 рублей.
Названная субсидия использована Учреждением на оплату приобретенного им резинового покрытия с пазловым соединением в общем количестве 416 штук для оснащения дорожек и открытого плоскостного сооружения. Данное резиновое покрытие смонтировано на баскетбольной и волейбольной площадках. При этом покрытие из синтетических материалов, в том числе из резиновых листов (плит), являлось широко применяемым при организации открытых плоскостных сооружений и рекомендуется для использования на спортивных площадках независимо от категории занимающихся на них лиц. В связи с этим Казначейство посчитало, что предоставленная заявителю из федерального бюджета субсидия израсходована последним на цели, не соответствующие целям ее предоставления. Факт выявленного надзорным органом нарушения зафиксирован в акте проверки от 10.08.2018.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе назначение приобретенного покрытия, суды сделали правильный вывод о том, что на спорном объекте не было выполнено мероприятие по адаптации имеющегося спортивного сооружения для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения; фактически Учреждение произвело оборудование спортивного сооружения общего назначения покрытием, не предназначенным для таких целей.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что КОГАУ "РЦЗВС "Перекоп" незаконно вменено нарушение бюджетного законодательства, так как последнее не допускало нецелевое использование бюджетных средств, отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы".
В состав указанной государственной программы входила подпрограмма "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения".
Цель подпрограммы - повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. В этой связи была поставлена задача, в том числе по формированию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта.
В разделе 2 государственной программы указано, что для обеспечения единообразного подхода при реализации комплекса мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждена примерная программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Соответствующая Примерная программа субъекта Российской Федерации была утверждена приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575.
В разделе IV названной Примерной программы определен Перечень программных мероприятий.
Согласно названному Перечню в рамках реализации мероприятий по адаптации приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе за счет средств федерального бюджета, могут проводиться работы на входах и путях движения к земельным участкам (например, устройство бордюрных пандусов, укладка тактильных полос, оборудование остановочных пунктов, наземных и подземных пешеходных переходов, закупка звукосигнальных светофоров); на специально отведенных парковочных местах для инвалидов (например, разметка места для стоянки автомашины, установка дополнительной информации (таблички) "Инвалид"); в помещениях и их элементах: на входах и путях движения внутри зданий (например, расширение дверных проемов; приобретение и установка пандусов, подъемных устройств, лифтов, размеры которых предназначены для пользования инвалидов на креслах-колясках, поручней перил на лестничных маршах, тактильных напольных указателей и нанесение контрастных полос); в санитарно-бытовых помещениях (например, расширение дверных проемов, установка откидных опорных поручней, штанг, поворотных или откидных сидений, крючков для костылей; систем тревожной сигнализации, обеспечивающей связь с помещением постоянного дежурного персонала (поста охраны или администрации объекта).
Также внутри помещений и их элементов, в том числе за счет средств федерального бюджета, могут проводиться следующие работы: по установке аудиовизуальных и информационных систем внутри зданий (информационные табло и пиктограммы, терминалы, "бегущие строки", звуковые и световые маяки, тактильные мнемосхемы со шрифтом Брайля, индукционные системы; кнопки вызова "помощника"); оборудованию зон оказания услуг (понижение прилавков, окон обслуживания), мест повышенного удобства с дополнительным местом для собаки-поводыря или устройства для передвижения в местах ожидания и местах приема граждан; приобретению кресел-колясок и/или ступенькоходов для перемещения инвалидов, использующих указанные технические средства, внутри зданий и помещений организаций здравоохранения и социального обслуживания населения.
Кроме того, за счет средств федерального бюджета могут реализовываться мероприятия по модернизации подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования путем закупки адаптированного для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения транспорта и/или оборудования имеющегося транспорта. При этом, адаптированный подвижной состав должен быть оснащен специальными техническими средствами, включая откидную аппарель, сигнальные кнопки, светодиодное табло с бегущей строкой для уведомления о названиях остановочных пунктов по маршруту движения, а также устройства дополнительной визуализации речевой информации для инвалидов по слуху.
Цель подпрограммы "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" государственной программы "Доступная среда" - повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Соответственно, расходование средств федерального бюджета должно производиться только в рамках названной цели.
Постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 N 189/845 утверждена государственная программа Кировской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан Кировской области" на 2013 - 2021 годы", в состав которой вошла Областная подпрограмма "Доступная среда".
На основании пункта 3.2 Областной подпрограммы формирование доступной среды будет достигнуто путем адаптации и дооборудования объектов техническими средствами (установка пандусов, поручней, средств ориентации для инвалидов по зрению и слуху, расширение дверных проемов, приобретение подъемных устройств и другие адаптационные мероприятия), а также путем приобретения транспортных средств, оборудованных для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения.
Изложенная в названном пункте Областной подпрограммы формулировка "другие адаптационные мероприятия" не может толковаться без учета установленных в Примерной программе мероприятий, а также определенных государственной программой целей предоставления субсидий.
В соответствии с разделом IV Примерной подпрограммы при проведении мероприятий по адаптации приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения следует руководствоваться Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также сводом правил СП 59.13330.2012 (актуализированная редакция СНиП 35.01.2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Согласно приложению Б названного свода правил адаптацией признается приспособление среды жизнедеятельности, зданий и сооружений с учетом потребностей маломобильных групп населения.
Какие-либо специфические, связанные с дефектами здоровья человека, требования по адаптации покрытия открытых плоскостных сооружений перечисленные нормативные акты не содержат.
Суды верно указали, что синтетическое покрытие, в том числе из резиновых плит (листов) являлось широко применяемым при организации открытых плоскостных сооружений и рекомендуется для оснащения спортивных площадок вне зависимости от категории занимающихся на них лиц. Соответственно, такое покрытие могло быть использовано для оборудования спортивных площадок как для людей с ограниченными возможностями, так и для других групп населения. В то же время сфера применения рассматриваемого покрытия не ограничивается оборудованием спортивных объектов и может иметь любое хозяйственное назначение.
Сводом правил СП 31-115-2006 в пункте 6.11 установлено, что спортивные площадки должны иметь ровную, хорошо утрамбованную грунтовую, травяную или из синтетических материалов поверхность, ограниченную полосами ориентации шириной 1-1,5 метра с покрытием иной фактуры. Для открытых физкультурно-спортивных сооружений в первую очередь надо соблюдать требования по устранению внешних строительных барьеров: поверхности покрытий дорожек для сообщения между открытыми сооружениями должны быть нескользкими и с не слишком грубой фактурой для инвалидных колясок.
Следовательно, изменение типа покрытия с грунтового (травяного) на покрытие из синтетических материалов не может быть признано адаптацией (приспособлением) спортивного сооружения для нужд инвалидов.
С учетом изложенного суды обоснованно посчитали, что приобретенное Учреждением для оснащения спортивной площадки резиновое покрытие нельзя отнести к мероприятиям по адаптации данного объекта для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения.
Суды верно указали, что в рассмотренном случае расходование целевых бюджетных средств осуществлено заявителем на общее улучшение характеристик одного из объектов спортивного комплекса общего назначения.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды установили факт использования Учреждением средств субсидии федерального бюджета на цели, не соответствующие целям их предоставления в связи с приобретением резинового покрытия.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое предписание Казначейства соответствовало действующему законодательству и не нарушало права и законные интересы Учреждения, в связи с чем правомерно отказали последнему в удовлетворении заявленного требования.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции неправомерно отказал ему в приобщении к материалам дела в качестве доказательства письма Министерства социального развития Кировской области от 13.06.2019, чем нарушил статью 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
В данном случае апелляционный суд не установил наличие таких причин, в связи с чем правомерно не принял во внимание дополнительно представленное заявителем письмо для оценки законности и обоснованности решения, принятого судом первой инстанции.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба Учреждения не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 27.02.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019 по делу N А28-15142/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Кировского областного государственного автономного учреждения "Региональный центр зимних видов спорта "Перекоп" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на Кировское областное государственное автономное учреждение "Региональный центр зимних видов спорта "Перекоп".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из разъяснений, приведенных в пункте 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы".
...
Соответствующая Примерная программа субъекта Российской Федерации была утверждена приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575.
...
В соответствии с разделом IV Примерной подпрограммы при проведении мероприятий по адаптации приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения следует руководствоваться Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также сводом правил СП 59.13330.2012 (актуализированная редакция СНиП 35.01.2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения")."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 октября 2019 г. N Ф01-5293/19 по делу N А28-15142/2018
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5293/19
20.06.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2637/19
27.02.2019 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-15142/18
08.11.2018 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-15142/18