Нижний Новгород |
|
31 октября 2019 г. |
Дело N А43-47280/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.10.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.10.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заявителя: Калачева А.Л. (доверенность от 20.11.2018 N 18),
от заинтересованного лица: Козловой С.В. (доверенности от 17.01.2019 N 16),
Поляковой Н.В. (доверенность от 17.01.2019 N 17),
конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Нижегородский порт" Алахкулиева Сабира Тарикулиевича, лично, на основании паспорта и определения Арбитражного суда Нижегородской области от 11.03.2019;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.03.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019
по делу N А43-47280/2018
по заявлению акционерного общества "Порт Нижний Новгород"
(ОГРН: 1175275009667, ИНН: 5260438469)
о признании незаконными решений Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области,
третье лицо - открытое акционерное общество "Нижегородский порт",
и установил:
акционерное общество "Порт Нижний Новгород" (далее - АО "Порт НН", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными решений Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство, уполномоченный орган), изложенных в письмах от 04.09.2018 N 319-04-881 и от 07.09.2018 N 319-04-8978, об отказе в переоформлении лицензий на право пользования недрами.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Нижегородский порт" (далее - ОАО "Нижегородский порт").
Решением суда первой инстанции от 20.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.07.2019, заявленные требования удовлетворены.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на положения Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), Закона Нижегородской области от 03.11.2010 N 169-З "О недропользовании на территории Нижегородской области" (далее - Закон N 169-З), Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 29.12.2012 N 964 (далее - Порядок N 964), заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, Общество не представило документы, подтверждающие, что приобретаемое имущество предприятия - банкрота, являющегося владельцем лицензий, связано с пользованием соответствующим участком недр, а также истек срок действия некоторых лицензий. Министерство указывает на законность и обоснованность оспариваемых решений. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
АО "Порт НН" и конкурсный управляющий ОАО "Нижегородский порт" в отзывах и в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя кассационной жалобы, сославшись на законность и обоснованность обжалованных решения и постановления.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, ОАО "Нижегородский порт" осуществляло свою деятельность на основании лицензий на право пользования участками недр, а именно: N НЖГ 00870 ТЭ (месторождение "Остров Хмелевский"); N НЖГ 00628 ТЭ (месторождение "Бахмутское"); N НЖГ 00629 ТЭ (месторождение "Верхне-Безводненский перекат"); N НЖГ 00750 ТЭ (месторождение "Зименский перевал"); N НЖГ 00659 ТЭ (месторождение "Лысковское"); N НЖГ 00251 ТЭ (месторождение "Ухвостье острова Подновский"); N НЖГ 00264 ТЭ (месторождение "Собачий проран"); N НЖМ 00050 ТЭ (месторождение "Дудневское").
АО "Порт Нижний Новгород" 14.09.2017 обратилось в Министерство с заявлениями N 1- ГС и 2-ГС на переоформление лицензий.
Уведомлением от 20.10.2017 N 319-04-10501 Министерство отказало Обществу в переоформлении лицензии на право пользования недрами от 08.12.2006 N НЖМ 00050 ТЭ и лицензии от 16.06.2004 N НЖМ 00870 со ссылкой на то, что АО "Порт НН" не представило документы, подтверждающие, что приобретаемое имущество предприятия - банкрота, являющегося владельцем лицензии, связано с пользованием соответствующим участком недр.
АО "Порт НН" 17.11.2017 обратилось в Министерство с заявлениями N 31, 32, 34, 35 на переоформление лицензий на право пользования недрами N НЖГ00251 ТЭ, НЖГ 00750 ТЭ, НЖГ 00629 ТЭ, НЖГ 00264 ТЭ.
Уведомлением от 13.12.2017 N 319-04-12599 Министерство отказало Обществу в переоформлении лицензий на право пользования недрами, при этом основанием для отказа послужило то, что в отношении участков недр, в отношении которых направлены заявления на переоформление лицензий, начата процедура досрочного прекращения права пользования недрами на основании статьи 21 Закона о недрах.
АО "Порт НН" 23.04.2018 обратилось в Министерство с заявлениями N 33-ГС и 34-ГС на переоформление лицензий N НЖГ 00870 ТЭ, НЖГ 00628 ТЭ, НЖГ 00629 ТЭ, НЖГ 00750ТЭ, НЖГ 00659 ТЭ, НЖГ 00251 ТЭ, НЖГ 00264 ТЭ, НЖМ 00050 ТЭ.
Уведомлением от 15.05.2018 уполномоченный орган отказал в удовлетворении заявлений АО "Порт НН" в связи с истечением установленного в лицензиях срока их действия.
Уведомлением от 29.06.2018 N 319-04-6162 Министерство отказало АО "Порт НН" в удовлетворении его заявления от 08.06.2018, указав причину отказа - истечение установленного в лицензиях срока их действия.
Уведомлением от 09.07.2018 N 319-04-6601 Министерство отказало Обществу в переоформлении лицензий N НЖГ 00870 ТЭ, НЖГ 00750 ТЭ, НЖГ 00659 ТЭ, НЖГ 00264 ТЭ, НЖМ 00050 ТЭ, ссылаясь на то, что АО "Порт НН" не представило документы, подтверждающие, что приобретаемое имущество предприятия - банкрота, являющегося владельцем лицензий, связано с пользованием соответствующим участком недр.
АО "Порт НН" 15.08.2018 обратилось в Министерство с заявлениями на переоформление лицензий от 15.08.2018 N 9315, 9316, 9317, 9318, 9319, 9320, 9321, 9322.
Уведомлением от 04.09.2018 N 319-04-8801 Министерство отказало АО "Порт НН" в переоформлении лицензий N НЖГ 00628 ТЭ, НЖГ 00629 ТЭ, НЖГ 00251 ТЭ, указав причину отказа - истечение установленного в лицензиях срока их действия.
Уведомлением от 07.09.2018 N 319-04-8978 Министерство отказало АО "Порт НН" в переоформлении Лицензий N НЖГ 00870 ТЭ, НЖГ 00750 ТЭ, НЖГ 00659 ТЭ, НЖГ 00264 ТЭ, НЖМ 00050 ТЭ. В данном уведомлении Министерство указало причину отказа - не представлены документы, подтверждающие, что приобретаемое имущество предприятия - банкрота, являющегося владельцем лицензии, связано с пользованием соответствующим участком недр.
Не согласившись с решениями об отказе в переоформлении лицензий на право пользования недрами, изложенными в письмах от 04.09.2018 N 319-04-8801 и от 07.09.2018 N 319-04-8978, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 123 Конституции Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), Закона о недрах, Порядком N 964, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Установление порядка пользования участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях (пункт 9 части 1 статьи 4 Закона о недрах).
Согласно статьям 7 и 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии - документом, удостоверяющим право владельца пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении лицензиатом заранее оговоренных условий.
Суды установили, что решением Арбитражного суда Нижегородской области от 21.01.2016 N А43-24045/2014 ОАО "Нижегородский порт" признано несостоятельным (банкротом). В отношении имущества должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Алахкулиев С.Т.
Общее собрание кредиторов ОАО "Нижегородский порт" приняло 17.01.2017 следующее решение: "Провести замещение активов должника путем создания на базе имущества должника одного акционерного общества"; "Полное наименование создаваемого общества - акционерное общество "Порт Нижний Новгород"; "Сокращенное наименование создаваемого общества - АО "Порт НН"; "Место нахождения создаваемого общества - 603000, Российская Федерация, город Нижний Новгород, улица Костина, дом 13, 3 этаж, помещение 28, комната 3"; "Определить уставный капитал Акционерного общества "Порт Нижний Новгород" в размере 33 255 000 рублей, разделенный на 1000 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 33 255 рублей каждая"; "Определить, что ОАО "Нижегородский порт" приобретает 1000 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 33 255 рублей каждая, что составляет 100 процентов уставного капитала акционерного общества "Порт Нижний Новгород"; "50 процентов уставного капитала акционерного общества "Порт Нижний Новгород" должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента его государственной регистрации, оставшиеся 50 процентов уставного капитала должны быть оплачены в течение одного года с момента государственной регистрации акционерного общества "Порт Нижний Новгород"; "в оплату уставного капитала акционерного общества "Порт Нижний Новгород" вносятся: денежные средства в размере 10 000 рублей, имущество (имущественные права) ОАО "Нижегородский порт" (предприятия-должника), которое предназначено для осуществления предпринимательской деятельности, общей стоимостью 33 245 000 рублей (рыночная стоимость вносимого в оплату уставного капитала акционерного общества "Порт Нижний Новгород" имущества (имущественных прав) ОАО "Нижегородский порт" определена оценщиком Лысенковым К. Е., являющимся членом Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация "Деловой Союз Оценщиков", трудовой договор заключен с ООО "ИнформИнвест", в том числе на право пользования участками недр: месторождение "Остров Хмелевский", лицензия НЖГ 00870 ТЭ; месторождение "Бахмутское", лицензия НЖГ 00628 ТЭ; месторождение "Верхне-Безводненский перекат", лицензия НЖГ 00629 ТЭ; месторождение "Зименский перевал", лицензия НЖГ 00750 ТЭ; месторождение "Лысковское", лицензия НЖГ 00659 ТЭ; месторождение "Ухвостье острова Подновский", лицензия НЖГ 00251 ТЭ; месторождение "Собачий проран", лицензия НЖГ 00264 ТЭ; месторождение "Дуденевское", лицензия НЖМ 00050 ТЭ.
Порядок проведения процедуры конкурсного производства регламентируется положениями Федерального закона N 127-ФЗ, а также иными нормативно-правовыми актами.
В силу части 1 статьи 131 Федерального закона N 127-ФЗ все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Часть 2 статьи 129 Федерального закона N 127-ФЗ устанавливает обязанности конкурсного управляющего.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 141 Федерального закона N 127-ФЗ на основании решения собрания кредиторов в ходе конкурсного производства может быть проведено замещение активов должника в целях наиболее полного удовлетворения требований кредиторов. К замещению активов должника в ходе конкурсного производства применяются положения статьи 115 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей и не противоречит существу конкурсного производства.
Замещение активов должника в ходе конкурсного производства осуществляется на основании решения собрания кредиторов при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.
Статьей 115 Федерального закона N 127-ФЗ определен порядок замещения активов должника.
Замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его уставный капитал вносится имущество (в том числе имущественные права), входящее в состав предприятия и предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности. Состав предприятия определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 110 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 115 Федерального закона N 127-ФЗ).
Абзацем 8 статьи 17.1 Закона о недрах установлено, что право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации о недрах.
При передаче права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению.
Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения регламентирован Порядком N 964.
На основании пункта 3.2 Порядка N 964 к заявке на переоформление лицензии должны прилагаться следующие материалы: 1) заверенные в установленном порядке копии учредительных документов; 2) документ, подтверждающий согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на заявителя с указанием основания ее переоформления (если на момент подачи заявления владелец лицензии сохраняет статус юридического лица); 3) документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя владельца лицензии, если с заявлением обращается представитель владельца лицензии; 4) копия документа, подтверждающего факт внесения записи о регистрации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц; 5) копия документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе.
В зависимости от конкретного основания перехода права пользования недрами заявитель, дополнительно к документам, указанным в пункте 3.2 настоящего Порядка, представляет документы (оригиналы или заверенная в установленном порядке копия), подтверждающие приобретение имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота, являющегося владельцем лицензии, и то, что это имущество связано с пользованием соответствующим участком недр (подпункт 6 пункта 3.3 Порядка N 964).
Пунктом 4.5 Порядка N 964 определены основания для отказа в переоформлении лицензии и таковыми являются: переоформление не отвечает условиям и требованиям, установленным законодательством; заявитель представил о себе неверные сведения; до наступления событий, указанных в пункте 2.1.1 настоящего Порядка, по участку недр, предоставленному в пользование предыдущему пользователю недр, начата в соответствии со статьей 21 Закона о недрах процедура досрочного прекращения права пользования недрами; заявитель не соответствует условиям проведения аукциона (конкурса), по результатам которого была предоставлена переоформляемая лицензия (в случае, если переоформляемая лицензия на пользование участком недр была предоставлена по результатам аукциона (конкурса)).
Как видно из материалов дела, в числе переданного имущества ОАО "Нижегородский порт" при учреждении АО "Порт НН" передавались лицензии на право пользования недрами НЖГ N 00628 ТЭ, НЖГ N 00629 ТЭ, НЖГ N 00251 ТЭ, о чем свидетельствует акт приема-передачи на баланс акционерного общества имущества учредителя, вносимого в оплату акций, распределяемых среди учредителей при учреждении АО "Порт НН" от 01.09.2017, подписанный конкурсным управляющим ОАО "Нижегородский порт" и генеральным директором АО "Порт НН".
Суды установили, что ОАО "Нижегородский порт" 15.06.2017 обращалось в Министерство с заявками на внесение изменений в лицензии, в том числе и в лицензии НЖГ N 00628 ТЭ, НЖГ N 00629 ТЭ, то есть до прекращения права пользования недрами. При этом мотивированный ответ на заявки Министерство в адрес ОАО "Нижегородский порт" не направило, и доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Суды верно указали, что с заявлением о переоформлении лицензии НЖГ N 00251 ТЭ АО "Порт НН" обратилось 17.11.2017, то есть до истечения срока действия лицензии, с учетом того, что срок ее действия заканчивается 16.03.2018, что подтверждало и Министерство.
При таких обстоятельствах суды обоснованно посчитали, что Министерство неправомерно отказало Обществу в переоформлении лицензий по основанию, изложенному в письме от 04.09.2018 (истечение установленного в лицензиях срока их действия).
Из содержания оспариваемого решения от 07.09.2018 следует, что основанием для отказа в переоформлении лицензий явилось, в том числе, непредставление Обществом документов, подтверждающих, что приобретаемое имущество (имущественного комплекса) предприятия-банкрота, являющегося владельцем лицензии, связано с пользованием соответствующим участком недр.
Вместе с тем суды установили, что ОАО "Нижегородский порт" передало АО "Порт НН" имущество, вносимое в оплату акций, что отражено в акте приема-передачи на баланс акционерного общества имущества учредителя, вносимого в оплату акций, распределяемых среди учредителей при учреждении АО "Порт НН" от 01.09.2017 (том 1, листы дела 52 - 54), который был представлен заявителем вместе с заявками на переоформление лицензий, что свидетельствует о предоставлении Обществом соответствующих документов, подтверждающих приобретение имущества.
Довод Министерства о том, что переданного имущества недостаточно для проведения работ правомерно отклонен судами, поскольку вопреки требованиям части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство не представило документального подтверждения того, какое именно имущество и в каком объеме должно иметься в наличии у заявителя для осуществления недропользования по добыче песка.
Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемые решения не соответствовали положениям действующего законодательства и нарушали права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и оценки судов и получили надлежащую оценку. Эти доводы направлены на переоценку исследованных судами доказательств, установленных фактических обстоятельств, и сделанных на их основании выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба уполномоченного органа не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривался ввиду того, что Министерство освобождено от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.03.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019 по делу N А43-47280/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Абзацем 8 статьи 17.1 Закона о недрах установлено, что право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации о недрах.
...
Пунктом 4.5 Порядка N 964 определены основания для отказа в переоформлении лицензии и таковыми являются: переоформление не отвечает условиям и требованиям, установленным законодательством; заявитель представил о себе неверные сведения; до наступления событий, указанных в пункте 2.1.1 настоящего Порядка, по участку недр, предоставленному в пользование предыдущему пользователю недр, начата в соответствии со статьей 21 Закона о недрах процедура досрочного прекращения права пользования недрами; заявитель не соответствует условиям проведения аукциона (конкурса), по результатам которого была предоставлена переоформляемая лицензия (в случае, если переоформляемая лицензия на пользование участком недр была предоставлена по результатам аукциона (конкурса))."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 октября 2019 г. N Ф01-5521/19 по делу N А43-47280/2018