Нижний Новгород |
|
01 ноября 2019 г. |
Дело N А11-2269/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.10.2019.
Полный текст постановления изготовлен 01.11.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Камановой М.Н.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (ИНН: 3329056771, ОГРН: 1133340004401)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.04.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019
по делу N А11-2269/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Заволжье"
(ИНН: 4401060318, ОГРН: 1064401000289)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (ИНН: 3329056771, ОГРН: 1133340004401)
о взыскании неосновательного обогащения
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Заволжье" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - ответчик, Теруправление) о взыскании 34 408 рублей 68 копеек неосновательного обогащения и 5936 рублей 63 копеек пеней за период с 26.06.2017 по 12.02.2019.
Исковые требования основаны на статьях 210, 249, 290, 1102 и 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 36, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также на Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, и мотивированы неисполнением ответчиком в период с 01.05.2017 по 30.09.2018 обязанности по несению расходов на содержание общедомового имущества многоквартирного дома, в котором расположено нежилое помещение, являющееся федеральной собственностью.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Владимирской области решением в виде резолютивной части от 19.04.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Теруправление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить вследствие несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права.
Кассатор настаивает, что Теруправление не является обладателем вещного права на спорное помещение, а лишь представляет интересы Российской Федерации, в связи с чем в рассмотренном споре взыскание должно быть произведено за счет казны Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации. Заявитель указал на отсутствие между сторонами договорных отношений на поставку тепловой энергии на спорный объект недвижимого имущества, а также на неполучение платежных документов с расчетом платы за помещение и коммунальные услуги с указанием тарифов, площади и иных показателей, используемых при начислении и позволяющих собственнику проверить обоснованность начислений. Также заявитель считает необоснованным взыскание в пользу истца расходов по государственной пошлине, поскольку ответчик освобожден от её уплаты.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
На основании статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: город Кострома, проезд Строительный, дом 8 (протокол от 23.12.2007) Общество является управляющей организацией названного дома.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости собственником нежилого помещения N 49 площадью 121,2 квадратного метра, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: город Кострома, проезд Строительный, дом 8, с 13.06.2007 является Российская Федерация (номер государственной регистрации права:
44-44-01/076/2007-231.
По данным истца, за период с 01.05.2017 по 30.09.2018 собственник не вносил плату за содержание и ремонт общедомового имущества, в связи с чем образовалась задолженность в сумме 34 408 рублей 68 копеек.
Общество направило Теруправлению претензию от 01.11.2018 N 2760 с требованием об оплате указанного долга.
Неисполнение ответчиком претензионных требований в добровольном порядке послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела и оценив доводы заявителя, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных в статье 1109 настоящего Кодекса.
Для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статьям 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу части 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящем кодексом порядке, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В соответствии с частью 1 статьи 36 и частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме и они несут бремя его содержания.
В части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещении и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
Из частей 1, 2 статьи 153, частей 2, 3 статьи 154, статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что с момента возникновения права собственности на жилое помещение его собственник обязан ежемесячно вносить плату за жилое помещение (включающую помимо прочего плату за содержание и ремонт жилого помещения) и коммунальные услуги.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12.04.2016 N 10-П указал следующее: несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (фактически - здания и его конструктивных элементов), включая расходы на капитальный ремонт, для каждого из собственников помещений в этом доме - не просто неотъемлемая часть бремени содержания принадлежащего ему имущества. Это обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в спорный период истец осуществлял функции управления многоквартирным домом, в котором расположено нежилое помещение общей площадью 121,2 квадратного метра, находящееся в собственности Российской Федерации. Доказательств того, что нежилое помещение закреплено кем-либо на вещном праве, ответчик в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
На основании пункта 4 положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16.12.2016 N 453, суды пришли к правомерному выводу о том, что Теруправление обоснованно привлечено к участию в деле в качестве лица, уполномоченного представлять интересы собственника.
Ссылка кассатора на нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации не свидетельствует о незаконности принятых судебных актов, так как спор возник из гражданских правоотношений. Порядок выделения бюджетного финансирования не освобождает Теруправление от представления интересов собственника в данном процессе. В резолютивной части решения суда первой инстанции указано на взыскание долга за счет средств казны Российской Федерации.
Размер платы за содержание общего имущества, предъявленный к взысканию с Теруправления, пропорционален площади нежилого помещения, проверен судами и признан верным.
Вопреки доводам заявителя отсутствие договора между истцом и ответчиком, а также отсутствие у собственника помещения счетов на оплату не освобождают собственника от исполнения обязанности по оплате указанных расходов.
Ссылка заявителя на необоснованное возложение на него как на государственный орган бремени уплаты государственной пошлины несостоятельна, поскольку в данном случае суд первой инстанции взыскал с Теруправления не государственную пошлину, а распределил судебные расходы. Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании положений Налогового кодекса Российской Федерации не влечет освобождение их от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из абзаца 4 пункта 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" следует, что если судебный акт принят не в пользу государственного органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иное толкование заявителем положений закона не свидетельствует о неправильном их применении.
Основаниями для пересмотра судебных актов по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита прав, свобод и законных интересов в сфере экономической деятельности (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Подобных оснований суд округа не установил.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы окружным судом не рассматривался, поскольку на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Теруправление освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1), 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.04.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019 по делу N А11-2269/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (ИНН: 3329056771, ОГРН: 1133340004401) - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья
М.Н. Каманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12.04.2016 N 10-П указал следующее: несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (фактически - здания и его конструктивных элементов), включая расходы на капитальный ремонт, для каждого из собственников помещений в этом доме - не просто неотъемлемая часть бремени содержания принадлежащего ему имущества. Это обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом.
...
Ссылка кассатора на нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации не свидетельствует о незаконности принятых судебных актов, так как спор возник из гражданских правоотношений. Порядок выделения бюджетного финансирования не освобождает Теруправление от представления интересов собственника в данном процессе. В резолютивной части решения суда первой инстанции указано на взыскание долга за счет средств казны Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 ноября 2019 г. N Ф01-5997/19 по делу N А11-2269/2019