Нижний Новгород |
|
30 октября 2019 г. |
Дело N А38-4152/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.10.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
Республики Марий Эл в лице Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.02.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2019
по делу N А38-4152/2018
по иску Республики Марий Эл в лице Министерства строительства, архитектуры и
жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл
(ИНН: 1215073515, ОГРН: 1021200776937)
к государственному унитарному предприятию Республики Марий Эл
"Соцжилкоммунстрой" (ИНН: 1215117829, ОГРН: 1071215000328)
о признании сделок недействительными
и установил:
Республика Марий Эл в лице Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл (далее - Министерство) обратилась в арбитражный суд с иском к государственному унитарному предприятию Республики Марий Эл "Соцжилкоммунстрой" (далее - ГУП РМЭ "Соцжилкоммунстрой", Предприятие) о признании недействительными (ничтожными) соглашений от 27.01.2017 N 1 - 13 о возмещении за счет средств республиканского бюджета расходов по оплате основного долга и процентов за пользование кредитными средствами, привлеченными в целях опережающего финансирования объектов республиканской адресной инвестиционной программы, в части возмещения процентов.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.02.2019 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой ссылается на нарушение судами норм материального права.
Заявитель жалобы считает, что предоставление Республикой Марий Эл субсидий в целях компенсации затрат на выплату процентов за пользование кредитными средствами противоречит пункту 1 части 3 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем заключенные с Предприятием соглашения ничтожны в силу статьей 166 - 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Подробно доводы Министерства изложены в кассационной жалобе.
Предприятие в отзыве на кассационную жалобу с доводами истца не согласилось, указав на законность обжалуемых судебных актов и отсутствие оснований для их отмены.
На основании части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание, проведенное 19.09.2019 в отсутствие представителей сторон, откладывалось до 23.10.2019.
После отложения стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, в разное время Республикой Марий Эл в лице Министерства, Департаментом дорожного хозяйства Республики Марий Эл, ГУП РМЭ "Соцжилкоммунстрой" и различными подрядчиками были заключены государственные контракты на строительство объектов республиканской адресной инвестиционной программы:
- государственный контракт от 09.06.2006 N 09-2006/06, заключенный с ЗАО "Проектный институт Агропроект" на выполнение работ на объекте "Межпоселковый газопровод Мари-Купта",
- государственный контракт от 14.09.2009 N 025, заключенный с ГУП РМЭ "Мостремстрой" на выполнение работ по строительству объекта "Строительство набережной р. Малая Кокшага в г. Йошкар-Оле на участке от Академического русского театра драмы им. Константинова до ул. Пушкина (комплекс работ N 2)",
- государственный контракт от 30.03.2010 N 35, заключенный с ОАО "Маригражданстрой" на выполнение работ по проектированию и строительству объекта "Административное здание для размещения государственных учреждений Республики Марий Эл",
- государственный контракт от 13.08.2010 N 62, заключенный с ОАО "Маригражданстрой" на выполнение работ на объекте "Комплекс административно-культурных зданий в г. Йошкар-Оле",
- государственный контракт от 16.08.2010 N 64, заключенный с ЗАО "Гидротехник" на выполнение работ на объекте "Инженерная подготовка левого берега р. Малая Кокшага от ул. Воинов Интернационалистов до бульвара Чавайна",
- государственный контракт от 22.12.2010 N 97, заключенный с ГУП РМЭ "Мостремстрой" на выполнение работ на объекте "Воскресенский пешеходный мост через р. Малая Кокшага в г. Йошкар-Оле",
- государственный контракт от 22.12.2010 N 98, заключенный с ГУП РМЭ "Мостремстрой" на выполнение работ по проектированию и строительству объекта "Проектирование и реконструкция Театрального моста",
- государственный контракт от 24.12.2010 N 99, заключенный с ГУП РМЭ "Мостремстрой" на выполнение работ по проектированию и строительству объекта "Проектирование и строительство набережной р. Малая Кокшага от бульв. Чавайна до Ленинского проспекта",
- государственный контракт от 27.12.2010 N 108, заключенный с ООО "Минерал" на выполнение работ на объекте "Строительство площади Девы Марии с фонтаном у Театрального моста",
- государственный контракт от 03.05.2011 N 0108200002011000004-0109706-02, заключенный с ЗАО "Собрание" на выполнение работ по объекту "Устройство гранитного покрытия на участке набережной от Театрального моста до Ленинского проспекта",
- государственный контракт от 31.05.2011 N 2011.8495, заключенный с ОАО "Маригражданстрой" на выполнение работ по объекту "Реконструкция территории левого берега р. Малая Кокшага на участке от ул. Воинов Интернационалистов до Театрального моста",
- государственный контракт от 19.07.2011 N 2011.13040, заключенный с ОАО "Маригражданстрой" на выполнение работ по объекту "Архитектурно-художественные элементы, наружная отделка административных зданий на берегу р. Малая Кокшага",
- государственный контракт от 26.09.2011 N 50-0109706-01, заключенный с ЗАО "Гидротехник" на выполнение работ по объекту "Воскресенский парк".
На основании договора от 09.10.2008 N 09-2008/10 Министерство приняло на себя обязательства ГУП РМЭ "Соцжилкоммунстрой" по государственному контракту от 09.06.2006 N 09-2006/06 на оплату из средств республиканского бюджета работ по объекту "Межпоселковый газопровод до д. Мари-Купта Мари-Турекского района".
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15.12.2007 N 297 утверждено Положение о формировании и исполнении республиканской адресной инвестиционной программы, в соответствии с пунктом 2.11 которого государственные и муниципальные заказчики в соответствии с действующим законодательством вправе определить заказчика (застройщика) по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, включенного в программу, которому на условиях агентского договора может быть поручено проведение предпроектных работ, выполнение работ по техническому надзору за ходом строительства (реконструкции) объекта, финансирование строительства (реконструкции) объекта за счет передаваемых ему государственным (муниципальным) заказчиком средств, а также выполнение иных работ, связанных со строительством (реконструкцией) объекта.
Государственный заказчик вправе включить в государственный контракт с заказчиком (застройщиком) право последнего направлять собственные (или заемные) средства на финансирование строительства (реконструкции) объекта капитального строительства с их последующим возмещением за счет государственного заказчика.
Между Министерством и ГУП РМЭ "Соцжилкоммунстрой" были заключены следующие государственные контракты:
- государственный контракт 21.04.2010 N 38 на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика по объекту "Административное здание для размещения государственных учреждений Республики Марий Эл",
- государственный контракт от 26.07.2010 N 58 на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика по объекту "Инженерная подготовка левого берега р. Малая Кокшага от ул. Воинов Интернационалистов до бульвара Чавайна",
- государственный контракт от 21.09.2010 N 67 на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика по объекту "Комплекс административно-культурных зданий в г. Йошкар-Оле",
- государственный контракт от 17.12.2010 N 94 на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика по объекту "Строительство площади Девы Марии с фонтаном у Театрального моста",
- государственный контракт от 17.12.2010 N 92 на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика по объекту "Проектирование строительства набережной р. Малая Кокшага на участке от бульв. Чавайна до Ленинского проспекта",
- государственный контракт от 24.12.2010 N 101 на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика по объекту "Воскресенский пешеходный мост через р. Малая Кокшага в г. Йошкар-Оле",
- государственный контракт от 24.12.2010 N 102 на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика по объекту "Проектирование и реконструкция Театрального моста",
- государственный контракт от 14.06.2011 N 2011.9345 на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика по объекту "Устройство гранитного покрытия на участке набережной от Театрального моста до Ленинского проспекта",
- государственный контракт от 27.06.2011 N 19-0109706-01 на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика по объекту "Реконструкция территории левого берега р. Малая Кокшага на участке от ул. Воинов Интернационалистов до Театрального моста",
- государственный контракт от 22.08.2011 N 37-0109706-01 на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика по объекту "Архитектурно-художественные элементы, наружная отделка административных зданий на берегу р. Малая Кокшага",
- государственный контракт от 28.09.2011 N 51-0109706-01 на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика по объекту "Воскресенский парк".
Между Департаментом дорожного хозяйства Республики Марий Эл и ГУП РМЭ "Соцжилкоммунстрой" заключен государственный контракт от 20.10.2008 N 014 на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика по объекту "Строительство набережной р. Малая Кокшага в г. Йошкар-Оле на участке от Академического русского театра драмы им. Константинова до ул. Пушкина", права требования по которому были переданы Департаментом дорожного хозяйства Республики Марий Эл Министерству на основании договора уступки прав (цессии) от 25.03.2010 N 1.
В связи с недостаточным финансированием из республиканского бюджета и в целях исполнения государственных контрактов ГУП РМЭ "Соцжилкоммунстрой", предварительно согласовав с Министерством, заключило с АКБ "АК БАРС" (ОАО) кредитные договоры от 03.05.2011 N 15.69-2.14.17, от 16.05.2011 N 17.69-2.14.17, от 16.05.2011 N 53.69-2.14.17, от 26.07.2011 N 36.69-2.14.17, от 29.08.2011 N 43.69-2.14.17, от 24.10.2011 N 53.69-2.14.17 на открытие кредитной линии для опережающего финансирования республиканской адресной инвестиционной программы. Кредитор обязался предоставить заемщику кредиты в виде отдельных траншей, а Предприятие обязалось возвратить суммы кредитов и уплатить кредитору плату за пользование денежными средствами в размере и сроки, предусмотренные договорами.
В связи с заключением кредитных договоров Министерство и Предприятие заключили соглашения от 27.01.2017 N 1 - 13, по условиям которых Министерство обязалось возместить Предприятию за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл расходы по оплате основного долга и процентов за пользование кредитными средствами, привлеченными им на опережающее финансирование объектов республиканской адресной инвестиционной программы в соответствии с графиком платежей по кредитным договорам, заключенным с АКБ "АК БАРС" (ОАО), от 03.05.2011 N 15.69-2.14.17, от 16.05.2011 N 17.69-2.14.17, от 16.05.2011 N 53.69-2.14.17, от 24.10.2011 N 53.69-2.14.17, от 26.07.2011 N 36.69-2.14.17 и от 29.08.2011 N 43.69-2.14.17.
Посчитав, что соглашения от 27.01.2017 N 1 - 13 в части возмещения расходов по оплате процентов за пользование кредитными средствами противоречат существу законодательного регулирования данного вида обязательств и заключены в нарушение пункта 3 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 161, 166, 168, 421, 432, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), учитывая разъяснения, данные в пунктах 1, 70, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25), правовые позиции, изложенные в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018 N 308-ЭС17-9296 и 308-ЭС17-13889, и рекомендации, данные в пункте 32 Обзора судебной практики N 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018, Арбитражный суд Республики Марий Эл пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Первый арбитражный апелляционный суд поддержал вывод суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах 2 - 5 пункта 1 статьи 85 БК РФ, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 85 БК РФ).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
При этом в силу пункта 5 статьи 166 ГК РФ и разъяснений, данных в пункте 70 Постановления N 25, сделанное в любой форме заявление о недействительности (ничтожности, оспоримости) сделки и о применении последствий недействительности сделки (требование, предъявленное в суд, возражение ответчика против иска и т.п.), не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
Суды установили, что спорные соглашения о предоставлении субсидий заключены по инициативе Республики Марий Эл.
ГУП РМЭ "Соцжилкоммунстрой" осуществляло функции заказчика-застройщика и перечисляло денежные средства на оплату строительства социально-значимых объектов, включенных в республиканскую адресную инвестиционную программу.
Кредитные средства на цели опережающего финансирования республиканской адресной инвестиционной программы привлечены Предприятием с предварительным согласованием с Министерством.
Законами Республики Марий Эл о бюджете были предусмотрены положения о предоставлении данных субсидий.
При заключении соглашений ГУП РМЭ "Соцжилкоммунстрой" не допустило нарушений норм действующего законодательства и обоснованно исходило из действительности соглашений.
В арбитражный суд с настоящим иском Министерство обратилось более чем через год после их заключения, при этом доказательства того, что в течение указанного времени Министерство ссылалось на недействительность спорных сделок, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, судами учтено, что требование о признании недействительными соглашений заявлено только в части процентов за пользование кредитными средствами и без применения последствий недействительности сделок.
При изложенных фактических обстоятельствах суды правомерно применили к рассматриваемым правоотношениям принцип эстоппеля и обоснованно отказали в удовлетворении иска.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, судом округа не рассматривался, поскольку Министерство на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.02.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2019 по делу N А38-4152/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Республики Марий Эл в лице Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
При этом в силу пункта 5 статьи 166 ГК РФ и разъяснений, данных в пункте 70 Постановления N 25, сделанное в любой форме заявление о недействительности (ничтожности, оспоримости) сделки и о применении последствий недействительности сделки (требование, предъявленное в суд, возражение ответчика против иска и т.п.), не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 октября 2019 г. N Ф01-4541/19 по делу N А38-4152/2018