Нижний Новгород |
|
05 ноября 2019 г. |
Дело N А43-48198/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Плетос И.А. (доверенность от 08.07.2019 N 515-149/19),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Нижегородская областная коммунальная компания"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.02.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2019
по делу N А43-48198/2018
по заявлению акционерного общества "Нижегородская областная коммунальная
компания" (ИНН: 5260267654, ОГРН: 1095260013793)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции
Нижегородской области
и установил:
акционерное общество "Нижегородская областная коммунальная компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) от 23.11.2018 N 4515-09-236-18.
Решением суда от 28.02.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2019 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), несоответствие выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам просит отменить судебные акты и удовлетворить заявление. Инспекция провела проверку с грубыми нарушениями Закона N 294-ФЗ (надлежащим образом не уведомила о проведении проверки, не составляла протоколы после измерения температуры теплоносителя), что влечет недействительность ее результатов. Суды не приняли во внимание, что постановлением администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области от 07.11.2017 N 1413 (далее - Постановление N 1413) утвержден температурный график сетевой воды на подающем трубопроводе на границах эксплуатационной ответственности теплоснабжающих организаций и потребителей городского округа, который носит рекомендательный характер и не является необязательным для применения. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество осуществляет теплоснабжение многоквартирных домов по адресам: город Шахунья Нижегородской области, улица Первомайская, дома 36, 40, улица Чапаева, дом 3, улица Островского, дом 15, улица Революционная, дома 17, 19, 21, 26, 28, улица Советская, дома 16, 18, 22, 24, 30, 32, улица Свердлова, дома 13, 15, 18, 20, 21, 22, 27, 29.
Инспекция провела внеплановую выездную проверку исполнения Обществом ранее выданного предписания от 15.11.2018 N 515-09-223-2018, обязывающего Общество восстановить температуру носителя на вводе в указанные дома.
В ходе проверки установлено, что температура теплоносителя на вводах в указанных многоквартирных домах составляла от + 48 до +51°C. Указанная температура не соответствовала температурному графику сетевой воды на подающем трубопроводе на границах эксплуатационной ответственности, утвержденному Постановлением N 1413 (при температуре наружного воздуха на момент проверки 0°C температура в подающем трубопроводе должна быть +53°C). Результаты проверки отражены в акте от 21.11.2018 N 515-09-236-18.
По итогам проверки Инспекция выдала предписание от 23.11.2018 N 515-09-236-18, возлагающее на Общество обязанность в срок до 27.11.2018 восстановить температуру теплоносителя на вводе в дома.
Общество оспорило предписание в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Закона N 294-ФЗ, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды установили, и заявитель жалобы не оспаривает, что предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 190-ФЗ организация отношений в сфере теплоснабжения должна формироваться на основе принципов обеспечения надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и потребителей.
Обеспечение надежного теплоснабжения потребителей, выполнение требований, установленных правилами оценки готовности городских округов к отопительному периоду, контроль готовности теплоснабжающих организаций к отопительному периоду, утверждение схем теплоснабжения, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов (статья 6 Закона N 190-ФЗ).
Уполномоченные органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения (пункт 7 части 3 статьи 23 Закона N 190-ФЗ).
На основании части 4 статьи 154 Кодекса плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируют Правила N 354.
В пункте 2 Правил N 354 определено, что исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена услуга отопления, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к данным правилам.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В приложении N 1 к Правилам N 354 установлены требования к качеству коммунальных услуг, в том числе и к отоплению.
Суды установили, что Постановлением N 1413 утвержден рекомендуемый температурный график сетевой воды на границах эксплуатационной ответственности теплоснабжающих организаций и потребителей городского округа город Шахунья Нижегородской области. Этот график соответствует температурному графику сетевой воды котельных Общества, утвержденному им и согласованному с администрацией городского округа город Шахунья.
Исследовав и оценив материалы дела, суды признали доказанным ненадлежащее предоставление Обществом коммунальной услуги по отоплению. Температура теплоносителя на вводе в спорные многоквартирные дома составила от +48 °C до + 51 °C в подающем трубопроводе, что не соответствует установленным Постановлением N 1413 показателям.
Таким образом, Инспекция правомерно возложила на Общество обязанность восстановить температуру теплоносителя на вводе в многоквартирные дома. Предписание по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, выдано надлежащему субъекту, направлено на восстановление надлежащего качества услуги по отоплению, оказываемой собственникам помещений спорных многоквартирных домов.
Ссылка Общества на отсутствие в акте проверки сведений о приборе измерений, которым проводились замеры, обоснованно отклонена.
Согласно акту измерение температуры воздуха и поверхности трубопроводов отопления проводились термометром контактным цифровым ТК-5.06, заводской номер 1468784, свидетельство о поверке от 09.10.2018, действительно до 08.10.2019.
Довод заявителя о нарушении Инспекцией требований Закона N 294-ФЗ, выразившееся в несвоевременном уведомлении заявителя о проведении проверки, отклоняется.
В силу части 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 данной статьи, юридическое лицо, уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ несоблюдение органом надзора (контроля) требования части 16 статьи 10 данного закона в части срока уведомления о проведении проверки является грубым нарушением порядка проведения проверок, влекущим недействительность результатов такой проверки.
Суды установили, материалам дела не противоречит, что Общество уведомлено о проведении проверки 20.11.2018 и обеспечило при ее проведении присутствие своего представителя.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.02.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2019 по делу N А43-48198/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Нижегородская областная коммунальная компания" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Нижегородская областная коммунальная компания" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 11.09.2019 N 2069.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 данной статьи, юридическое лицо, уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ несоблюдение органом надзора (контроля) требования части 16 статьи 10 данного закона в части срока уведомления о проведении проверки является грубым нарушением порядка проведения проверок, влекущим недействительность результатов такой проверки."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 ноября 2019 г. N Ф01-5538/19 по делу N А43-48198/2018
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5538/19
03.07.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3590/19
28.02.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-48198/18
29.11.2018 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-48198/18