Нижний Новгород |
|
08 ноября 2019 г. |
Дело N А43-6731/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.11.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от заявителя: Осокиной Т.Ю. (доверенность от 24.10.2017 N 161),
от заинтересованного лица: Плетос И.А. (доверенность от 08.07.2019 N 515-149/19),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.04.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2019
по делу N А43-6731/2019
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице филиала "Нижегородский" (ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по Нижегородской области от 15.01.2019 N 515-15-4-1/2019,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Горшкова Нина Ивановна,
и установил:
публичное акционерное общество "Т Плюс" в лице филиала "Нижегородский" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) от 15.01.2019 N 515-15-4-1/2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований, привлечена Горшкова Нина Ивановна (далее - Горшкова Н.И.).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 29.04.2019 заявленные требования удовлетворены и оспариваемый ненормативный правовой акт признан недействительным.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 26.07.2019 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
По мнению Инспекции, в соответствии с пунктом 5 приложения 1 и пунктом 101 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), при перерасчете размера платы последняя подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества. Заявитель жалобы полагает, что произведенный Обществом перерасчет платы в размере, равном 1 рублю 12 копейкам за период предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества - 50 дней, позволяет осуществлять поставку данного коммунального ресурса ненадлежащего качества жителям дома 66 по проспекту Циолковского города Дзержинска Нижегородской области длительный период и при этом производить расчет снижения платы в минимальном размере за ненадлежащую коммунальную услугу.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Инспекции, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Горшкова Н.И., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилась в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела внеплановую документарную проверку в отношении Общества с целью проверки информации, изложенной в обращении жителя дома 66 по проспекту Циолковского города Дзержинска Нижегородской области, на основании приказа заместителя руководителя Инспекции от 15.01.2019 N 515-15-4-1/2019.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 15.01.2019 N 515-15-4-1/2019.
Инспекция выдала Обществу предписание от 15.02.2019 N 515-15-4-1/2019, которым обязала его в срок до 01.03.2019 устранить выявленные нарушения путем снижения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества в соответствии с действующим законодательством в отношении квартиры 19 дома 66 по проспекту Циолковского города Дзержинска Нижегородской области за период с 13.07.2018 по 31.08.2018.
Общество не согласилось с данным предписанием и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 20, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Правил N 354, Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение N 493), суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования и исходил из того, что Инспекция не доказала законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу с учетом приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В пункте 98 Правил N 354 установлено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении 1 к настоящим Правилам.
На основании подпункта "в" пункта 111 Правил N 354 датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
В пункте 101 Правил N 354 указано, что при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением 1 к настоящим Правилам.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Из пункта 5 приложения 1 к Правилам N 354 следует, что обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09) предусматривает допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °С; в дневное время (с 5.00 до 0.00 часов) - не более чем на 3 °С; устанавливает, что за каждые 3 °С отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °С, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду. Приведенный пункт содержит сноску, согласно которой перед определением температуры горячей воды в точке водоразбора производится слив воды в течение не более 3 минут.
Таким образом, в случае оказания услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества Правила N 354 допускают корректировку платы за такую услугу в размере 0,1 процента платы за каждый час оказания услуги ненадлежащего качества за каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды в дневное время, за каждые 5 °C в ночное время. При подаче горячей воды с температурой ниже 40 °C за каждый части такой подачи расчет платы производится по тарифу за холодную воду.
Проанализировав указанные нормы права суды правомерно указали, что расчетным периодом предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества является один день. Следовательно, снижение размера платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества должно производиться исходя из расчета 0,1 процента размера платы за каждый час оказания услуги ненадлежащего качества суммарно в течение суток, а не суммарно в течение календарного месяца.
Согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2013 N АКПИ13-394 пункт 5 приложения 1 к Правилам N 354 признан недействующим в той мере, в которой данная норма допускает ее применение в случаях, не связанных с условиями и порядком изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества.
В указанном решении разъяснено, что пункт 5 приложения 1 к Правилам N 354 закреплены условия и порядок изменения размера платы за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, который не допускает полного отказа от оплаты стоимости горячей воды, поставляемой с нарушением ее температурного режима.
В силу названных положений Правил N 354 расчет стоимости ресурса при его некачественности должен содержать такие арифметические составляющие, как стоимость полученного ресурса, определенная исходя из произведения объема на тариф, суммарный понижающий коэффициент за сутки, с учетом почасовых данных об отклонениях.
По смыслу пункта 5 приложения 1 и абзаца второго пункта 101 Правил N 354 при применении указанного понижающего коэффициента следует учитывать соотношение продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде (день), подлежащей исчислению в часах.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом требований пункта 5 приложения 1 Правил N 354 при осуществлении перерасчета платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества в доме 66 за период с 13.07.2018 по 31.08.2018 на основании составленных актов обследования от 13.07.2018 N 1174, от 22.08.2018 N 1201.
Инспекция установила, что указанный перерасчет выполнен исходя из зафиксированной температуры на вводе в многоквартирный дом, а также допустимого отклонения температуры горячей воды в дневное и ночное время, на сумму 1,12 рубля, и пришла к выводу, что снижение размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества за период с 13.07.2018 по 31.08.2018 произведено Обществом не в полном объеме.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суды пришли к верному выводу о том, что предложенный Инспекцией расчет снижения размера платы исходя из стоимости размера платы за месяц без учета указанного соотношения противоречит пунктам 98, 101, пункту 5 приложения 1 Правил N 354.
С учетом изложенного у Инспекции отсутствовали правовые основания для выдачи Обществу предписания от 15.01.2019 N 515-15-4-1/2019.
Таким образом, суды обоснованно удовлетворили требования Общества и признали недействительным оспариваемое предписание Инспекции.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Основания для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.04.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2019 по делу N А43-6731/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу пункта 5 приложения 1 и абзаца второго пункта 101 Правил N 354 при применении указанного понижающего коэффициента следует учитывать соотношение продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде (день), подлежащей исчислению в часах.
...
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом требований пункта 5 приложения 1 Правил N 354 при осуществлении перерасчета платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества в доме 66 за период с 13.07.2018 по 31.08.2018 на основании составленных актов обследования от 13.07.2018 N 1174, от 22.08.2018 N 1201.
...
Исследовав и оценив представленные доказательства, суды пришли к верному выводу о том, что предложенный Инспекцией расчет снижения размера платы исходя из стоимости размера платы за месяц без учета указанного соотношения противоречит пунктам 98, 101, пункту 5 приложения 1 Правил N 354."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 ноября 2019 г. N Ф01-5702/19 по делу N А43-6731/2019
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5702/19
26.07.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5408/19
29.04.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-6731/19
21.02.2019 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-6731/19