Нижний Новгород |
|
30 октября 2019 г. |
Дело N А43-20730/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.10.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.
при участии представителей
от заявителя: Красильниковой С.И. (доверенность от 04.12.2018),
от заинтересованного лица: Балдыгиной А.Ф. (доверенность от 22.05.2018 N 02-04/003712),
Некрасовой А.В. (доверенность от 22.10.2019),
Рогановой А.Ю. (доверенность от 22.10.2019)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
общества с ограниченной ответственностью "АвтоКлаус Центр"
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2019
по делу N А43-20730/2018 Арбитражного суда Нижегородской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АвтоКлаус Центр"
(ИНН: 5258064400, ОГРН: 1065258038416)
о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы
по Ленинскому району г. Нижнего Новгорода от 12.02.2018 N 11-12/31
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "АвтоКлаус Центр" (далее - ООО "АвтоКлаус Центр", Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Нижнего Новгорода (далее - Инспекция, налоговый орган) от 12.02.2018 N 11-12/31 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, действующего в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области (далее - Управление) от 16.05.2018 N 09-12/10459@.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 23.03.2019 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2019 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
ООО "АвтоКлаус Центр" не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Общество считает, что суд неверно произвел расчет средней численности работников за проверяемый период. Из справок по форме N 2-НДФЛ невозможно определить списочную численность работников. Средняя численность работников Общества в проверяемом периоде не превысила 100 человек. Кроме того, по мнению заявителя, суд апелляционной инстанции необоснованно не принял во внимание установленные судом первой инстанции обстоятельства наличия разумных экономических причин в действиях Общества по созданию общества с ограниченной ответственностью "Сервисный центр АвтоКлаус" (далее - ООО "СЦ АвтоКлаус") и разделению между ними видов ремонта автомобилей (Общество осуществляло техническое обслуживание и гарантийный ремонт транспортных средств, а ООО "СЦ АвтоКлаус" - кузовной ремонт транспортных средств). Общество настаивает на том, что обе организации являлись самостоятельными субъектами предпринимательской деятельности, они осуществляли разные виды деятельности, ООО "СЦ АвтоКлаус" имело собственные доход, работников и штатное расписание, оно заключало договоры аренды, уплачивало налоги и арендные платежи. Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд не указал мотивы, по которым он не согласился с выводами суда и отклонил доводы налогоплательщика.
Подробно доводы Общества приведены в кассационной жалобе, письменных пояснениях к ней и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представители Инспекции в судебном заседании с доводами налогоплательщика не согласились, указав на законность обжалуемого судебного акта и отсутствие оснований для его отмены.
Законность принятого судебного акта проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ООО "АвтоКлаус Центр" за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, результаты которой отразила в акте от 23.10.2017 N 11-12/25.
В ходе проверки налоговый орган установил неправомерное применение Обществом системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД).
Рассмотрев материалы проверки, исполняющий обязанности начальника Инспекции принял решение от 12.02.2018 N 11-12/31 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением (с учетом изменений внесенных решением Управления от 16.05.2018 N 09-12/10459@) налогоплательщику доначислены налог на добавленную стоимость в сумме 68 664 675 рублей, пени и штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также предложено уменьшить убытки по налогу на прибыль на 79 426 684 рубля.
ООО "АвтоКлаус Центр" не согласилось с решением Инспекции в редакции решения Управления и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Нижегородской области исходил из того, что установленные фактические обстоятельства не позволяют сделать вывод о создании Обществом схемы "дробления бизнеса", направленной на минимизацию налоговых обязательств и получение необоснованной налоговой выгоды.
Руководствуясь статьями 346.26, 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и учитывая разъяснения, данные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53), Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что Инспекция доказала получение Обществом необоснованной налоговой выгоды вследствие неправомерного применения специального налогового режима в виде ЕНВД.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств.
На территории города Нижнего Новгорода система налогообложения в виде ЕНВД, в том числе в отношении деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств, введена постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 21.09.2005 N 50 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
В силу подпункта 1 пункта 2.2 статьи 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД не вправе переходить организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.
Если по итогам налогового периода у налогоплательщика средняя численность работников превысила 100 человек и (или) им было допущено нарушение требования, установленного подпунктом 2 пункта 2.2 статьи 346.26 НК РФ, он считается утратившим право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, в котором были допущены нарушения указанных требований. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (пункт 2.3 статьи 346.26 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.29 НК РФ налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
В силу пункта 3 статьи 346.29 НК РФ для деятельности по оказанию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств установлен физический показатель "Количество работников".
В пункте 1 Постановления N 53 разъяснено, что под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
В пункте 3 Постановления N 53 указано, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
В пункте 9 Постановления N 53 разъяснено, что установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Судам необходимо учитывать, что налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому если судом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд апелляционной инстанции установил, и это не противоречит материалам дела, что в проверяемом периоде Общество осуществляло деятельность по торговле автотранспортными средствами и запасными частями, облагаемую по общей системе налогообложения, а также деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, облагаемую по системе налогообложения в виде ЕНВД.
Между Обществом (заказчик) и ООО "СЦ АвтоКлаус" (подрядчик) заключен договор от 01.08.2011 на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств заказчика на основании предварительных заявок.
В отношении ООО "СЦ АвтоКлаус" установлено, что организация зарегистрирована 28.07.2011 по адресу регистрации Общества (город Нижний Новгород, проспект Ленина, дом 93), основным видом деятельности ООО "СЦ АвтоКлаус" является техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; учредителем с долей в размере 100 процентов является Тятинькин В.В., который одновременно является учредителем Общества с долей в размере 50 процентов и его руководителем.
В проверяемом периоде руководителями ООО "СЦ АвтоКлаус" являлись Андросов Д.А. (с 28.07.2011 по 22.05.2013), Конкин А.В (с 23.05.2013 по 22.10.2013), Василькин С.В. (с 23.10.2013), которые одновременно являлись работниками Общества.
В заявлении о государственной регистрации ООО "СЦ АвтоКлаус" при создании указан контактный номер телефона Общества 2-200-400.
Расчетные счета обеих организаций открыты в одном банке, при этом управление счетом ООО "СЦ АвтоКлаус" осуществляет сотрудник Общества Василькин С.В.
На основании изложенных обстоятельств вывод суда о взаимозависимости организаций является правомерным.
Суд установил, что в проверяемом периоде ООО "СЦ АвтоКлаус" осуществляло деятельность в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств и применяло систему налогообложения в виде ЕНВД.
Вместе с тем ООО "СЦ АвтоКлаус" не имело собственного имущества. Деятельность осуществлялась данной организацией на территории, в помещении и на оборудовании, предоставленных Обществом по договорам аренды и субаренды.
На основании информации о движении денежных средств по расчетному счету ООО "СЦ АвтоКлаус" установлено, что в проверяемом периоде единственным заказчиком у данной организации являлось Общество (99,9 процента денежных средств поступали от налогоплательщика за выполненные работы).
В декларациях по ЕНВД, представленных ООО "СЦ АвтоКлаус", физический показатель (количество работников) в декабре 2013 года составил 74 человека, в декабре 2014 года - 78 человек, в декабре 2015 года - 69 человек. При этом часть работников ООО "СЦ АвтоКлаус" ранее являлась работниками Общества либо работала по совместительству в обеих организациях.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, в том числе протоколы допросов заказчиков, работников Общества и ООО "СЦ АвтоКлаус", апелляционный суд установил, что механизм взаимодействия названных организаций выглядел следующим образом: клиент обращался в Общество, которое заключало с ним договор на осуществление ремонтных работ. Осмотр автомобиля проводили ассистенты сервиса Общества либо, при наличии необходимости, Общество направляло заявку в ООО "СЦ АвтоКлаус", мастер которого осматривал автомобиль и составлял смету на ремонт, которую Общество согласовывало с клиентом. ООО "СЦ АвтоКлаус" осуществляло ремонт автомобиля, оформляло акт выполненных работ и передавало его Обществу. В свою очередь Общество составляло заказ-наряд и клиент оплачивает работы Обществу. В дальнейшем денежные средства, полученные от клиента, Общество перечисляло ООО "СЦ АвтоКлаус".
На основании изложенного суд пришел к выводам, что ООО "АвтоКлаус Центр" и ООО "СЦ АвтоКлаус" с момента создания последнего осуществляли деятельность по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств совместно, как единая организация, и что Общество во избежание превышения среднесписочной численности работников (не более 100 человек), с целью сохранения права на применение специального режима налогообложения в виде ЕНВД формально разделило со взаимозависимой организацией осуществление деятельности по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.
Расчет среднесписочной численности работников Общества и ООО "СЦ АвтоКлаус" произведен Инспекцией на основании сведений о доходах по форме N 2-НДФЛ и составил в 2013 году 143 человека, в 2014 году 167 человек, в 2015 году 167 человек.
Установив, что в проверяемом периоде среднесписочная численность работников участников схемы превысила 100 человек, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что налогоплательщик утратил право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД.
Установленные судом фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого решения Инспекции и правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Копия постановления о прекращении уголовного дела и уголовного преследования от 14.08.2019, приложенная к письменным пояснениям к кассационной жалобе от 20.09.2019 (входящий N Ф01-16685/19 от 24.09.2019), подлежат возврату Обществу, поскольку сбор и исследование новых доказательств не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей, перечисленной по платежному поручению от 01.08.2019 N 1268 за подачу кассационной жалобы, подлежат отнесению на ее заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2019 по делу N А43-20730/2018 Арбитражного суда Нижегородской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АвтоКлаус Центр" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "АвтоКлаус Центр".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 Постановления N 53 разъяснено, что под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
В пункте 3 Постановления N 53 указано, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
В пункте 9 Постановления N 53 разъяснено, что установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 октября 2019 г. N Ф01-5472/19 по делу N А43-20730/2018
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5472/19
03.07.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4267/19
23.03.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-20730/18
05.06.2018 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-20730/18