Нижний Новгород |
|
19 ноября 2019 г. |
Дело N А29-12960/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.11.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.,
при участии представителя
от ответчика: Борисова Д.В. (доверенность от 01.11.2019 N 12/19),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
государственного бюджетного учреждения Республики Коми
"Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.06.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2019
по делу N А29-12960/2018
по иску государственного бюджетного учреждения Республики Коми
"Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355)
к обществу с ограниченной ответственностью "Капитал медицинское страхование"
в лице филиала общества с ограниченной ответственностью "Капитал медицинское
страхование" в Республике Коми (ИНН: 7813171100, ОГРН: 1027806865481)
о взыскании неустойки
и установил:
государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Капитал медицинское страхование" в лице филиала общества с ограниченной ответственностью "Капитал медицинское страхование" в Республике Коми (далее - ООО "КМС", Общество) о взыскании 6 872 523 рублей 06 копеек штрафа за нарушение условий договора.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 05.06.2019 заявленное требование удовлетворено частично: с Общества взыскан штраф в размере 687 252 рублей 30 копеек. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, условия договора со страховой медицинской организацией, в том числе в части размера финансовых санкций за его нарушение, предусмотрены приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N 1030н и не подлежат изменению. Правоотношения по исполнению договора подлежат регулированию специальными нормами законодательства в области обязательного медицинского страхования, которые не предусматривают возможность снижения размера санкций за допущенные страховыми медицинскими организациями нарушения. Суды необоснованно не приняли во внимание длительный период и значительный объем неисполненных в установленном порядке и сроки обязательств по договору, а также неправомерно указали на финансирование медицинских организаций за счет средств на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию. Приведенные в судебных актах разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации не применимы при рассмотрении настоящего дела, так как не касаются предмета спорных отношений.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены принятых судебных актов.
Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд и ООО "Росгосстрах-медицина" (впоследствии переименовано в ООО "КМС", страховая медицинская организация) заключили договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 10.01.2012 N 2, по условиям которого Фонд принимает на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
В силу пункта 6 договора страховая медицинская организация несет ответственность перед территориальным фондом за: нарушение установленных в настоящем договоре сроков представления данных о застрахованных лицах, а также сведений об изменениях в этих данных; использование не по целевому назначению целевых средств; невыполнение условий настоящего договора в части осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи; ненадлежащее исполнение условий настоящего договора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 договора страховая медицинская организация выплачивает штрафы, пеню и осуществляет восстановление средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, по условиям настоящего договора за счет собственных средств, а также в случае невыполнения условий настоящего договора в части осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи за счет средств, перечисленных территориальным фондом на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию путем перечисления на расчетный счет территориального фонда в течение десяти рабочих дней с даты предъявления требований территориальным фондом.
За нарушение сроков проведения контроля, объемов, сроков, качества, условий предоставления медицинской помощи, установленных Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденным приказом Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 N 230 (далее - Порядок N 230), невыполнение объемов целевых экспертиз предусмотрен штраф в размере 10 процентов от суммы средств, перечисленных территориальным фондом на ведение дела страховой медицинской организации за период, в котором допущены нарушения (пункт 11.2 приложения N 3 к договору).
За проведение целевых экспертиз с нарушением требований к специалистам, ее осуществляющим предусмотрен штраф в размере 10 процентов от суммы средств, перечисленных территориальным фондом на ведение дела страховой медицинской организации за период, в котором допущены нарушения (пункт 11.4. приложения N 3 к договору).
Фонд провел в отношении Общества внеплановую тематическую проверку за 2017 год, по результатам которой составлен акт от 18.05.2018, согласно которому к страховой медицинской организации применен штраф, размер которого уменьшен по результатам рассмотрения возражений страховой медицинской организации.
В ходе проверки установлено, что Общество не представило подтверждение проведения целевых экспертиз качества медицинской помощи по 2158 из 3511 страховых случаев с летальным исходом при оказании медицинской помощи, что является основанием применения к страховой медицинской организации штрафных санкций в размере 5 188 211 рублей 65 копеек.
Фонд также установил, что в нарушение пункта 81 Порядка N 230 к проведению целевых экспертиз качества медицинской помощи привлекались врачи-эксперты, основная медицинская деятельность которых не совпадает с заболеванием застрахованного лица, указанным в экспертном заключении и послужившем основной причиной смерти. По данному нарушению штраф составил 1 684 311 рублей 41 копейку.
В добровольном порядке требование об уплате штрафа Общество не исполнило, поэтому Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 9, частями 7, 8 статьи 14, пунктом 8 части 7 статьи 34, частями 1, 13, 14 статьи 38, частями 1, 11 статьи 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пунктами 24, 26 Порядка N 230, Арбитражный суд Республики Коми частично удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с Общества штрафа, однако снизил его размер до 687 252 рублей 30 копеек.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) страховые медицинские организации осуществляют свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного между страховой медицинской организацией и медицинской организацией.
Страховые медицинские организации отвечают по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями этих договоров (часть 8 статьи 14 Закона N 326-ФЗ).
На основании части 13 статьи 38 Закона N 326-ФЗ за невыполнение условий договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в части осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи страховая медицинская организация обязана уплатить территориальному фонду штраф в размере 10 процентов от суммы средств, перечисленных территориальным фондом на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию страховой медицинской организации за период, в течение которого установлены данные нарушения.
В части 14 статьи 38 Закона N 326-ФЗ установлено, что в случае выявления нарушений договорных обязательств территориальный фонд при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств и применяет штрафные санкции согласно Перечню санкций за нарушения договорных обязательств, установленных договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, в связи с чем юридические санкции должны соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, а также дифференцироваться в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию ответственности.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключившие возможность при применении установленной законом ответственности индивидуализировать наказание за нарушение установленных требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Аналогичные правовые позиции изложены, в частности, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 14379/11, а также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2015 N 304-КГ15-8954.
Факт допущенных Обществом нарушений, выявленных в ходе проверки, и наличие оснований для начисления штрафов судами установлен и подтвержден материалами дела.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, приняв во внимание приведенную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, объем невыполненных Обществом мероприятий, компенсационный характер неустойки, размер штрафа и формальный характер состава правонарушения в части нарушения сроков проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, суды пришли к выводу о наличии оснований для снижения суммы штрафа до 687 252 рублей 30 копеек.
Доказательств несоответствия определенной судом первой инстанции суммы штрафа характеру и тяжести допущенных Обществом нарушений, а также степени его вины и ущербу, причиненному в результате этих нарушений, Фонд не представил.
Оснований для переоценки установленных судами фактических обстоятельств и сделанных на их основе выводов у суда кассационной инстанции не имеется в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя жалобы о том, что суды неправомерно указали на финансирование медицинских организаций за счет средств на ведение дела по обязательному медицинскому страхования является обоснованным.
Как следует из пункта 7 договора, в случае невыполнения условий договора в части осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи штрафы уплачиваются за счет средств, перечисленных Фондом на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию. В силу пункта 1 части 4 статьи 28 Закона N 326-ФЗ данные средства являются собственными средствами страховой медицинской организации, в то время как медицинским организациям направляются целевые средства (части 1, 2 статьи 28 Закона N 326-ФЗ).
Вместе с тем ошибочный вывод судов не привел к принятию неправильных судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.06.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2019 по делу N А29-12960/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключившие возможность при применении установленной законом ответственности индивидуализировать наказание за нарушение установленных требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Аналогичные правовые позиции изложены, в частности, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 14379/11, а также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2015 N 304-КГ15-8954.
...
Как следует из пункта 7 договора, в случае невыполнения условий договора в части осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи штрафы уплачиваются за счет средств, перечисленных Фондом на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию. В силу пункта 1 части 4 статьи 28 Закона N 326-ФЗ данные средства являются собственными средствами страховой медицинской организации, в то время как медицинским организациям направляются целевые средства (части 1, 2 статьи 28 Закона N 326-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 ноября 2019 г. N Ф01-6086/19 по делу N А29-12960/2018