Нижний Новгород |
|
19 ноября 2019 г. |
Дело N А11-14823/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.11.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Чигракова А.И., Башевой Н.Ю.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Велес"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.12.2018 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019
по делу N А11-14823/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Велес"
о признании частично недействительным решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Коврова от 10.12.2017 N 60
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Велес" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным в части решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Коврова (далее - Комиссия) от 10.12.2017 N 60.
Решением от 29.12.2018 Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Производство по делу в части требований Кораблевой И.В. прекращено.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 10.07.2019 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Заявитель жалобы указывает, что Завод проложил водопроводную линию по земельному участку Общества без согласия последнего, без оформления надлежащим образом разрешения на строительство. До настоящего времени Завод продолжает самопроизвольное использование участка, принадлежащего Обществу, в связи с чем нарушает права собственности заявителя на пользование собственным земельным участком.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзыв Комиссии на кассационную жалобу в суд не поступил.
Завод в отзыве возразил против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов; ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Комиссия в целях недопущения длительного и глубокого нарушения температурного режима в системе теплоснабжения многоквартирных домов расположенных по улице Федорова города Коврова, приняло решение от 10.12.2017 N 60 "Об аварийной ситуации, сложившейся на котельной "Лесхозная" в результате снижения давления в системе холодного водоснабжения" признать ситуацию аварийной; согласовать предложенную схему маршрута прокладки новой водопроводной линии для снабжения холодной водой котельной "Лесхозная"; рекомендовать открытому акционерному обществу "Завод им. В.А. Дегтярева" (далее - Завод) (цех N 63) представить до 15.00 11.12.2017 план проведения аварийно-восстановительных работ в соответствии с согласованной схемой маршрута прокладки новой линии; провести работы по прокладке новой линии.
Завод 10.12.2017 - 11.12.2017 провел работы по прокладке новой водопроводной линии, которая частично была проложена по земельным участкам, принадлежащим Обществу и Кораблевой Ирине Вячеславовне.
Общество и Кораблева Ирина Вячеславовна не согласились с указанным решением и обратились в суд с заявлением о признании его недействительным в части согласования предложенной схемы маршрута прокладки новой водопроводной линии для снабжения холодной водой котельной "Лесхозная"; рекомендации Заводу провести работы по прокладке новой линии; и об обязании Завода демонтировать проложенную по земельным участкам с кадастровыми номерами 33:20:011807:468 и 33:20:011807:46 водопроводную линию и привести указанные земельные участки в первоначальное положение.
В суде первой инстанции Кораблева И.В. от иска отказалась.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 12, 209, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (далее - Положение N 794), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований Общества; производство по делу в части требований Кораблевой И.В. прекратил.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона N 68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно пункту 8 Положения N 794 образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
Координационным органом единой системы на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления (пункт 7 Положения N 794).
Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются в том числе: координация деятельности органов управления и сил единой системы; обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций; рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном Федеральным законом (пункт 9). При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решения руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций (пункт 32 Положения N 794).
Постановлением администрации города Коврова от 24.09.2013 N 2252 утверждено Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования город Ковров Владимирской области (далее - Положение N 2252).
Согласно пункту 1.1 Положения N 2252 Комиссия является координационным органом муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Владимирской области на территории муниципального образования город Ковров Владимирской области в выполнении мероприятий по снижению риска, смягчению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
В пункте 2.1 Положения N 2252 установлены задачи Комиссии, в частности задачами Комиссии являются разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечении пожарной безопасности, координация деятельности органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, обеспечение согласованности действий органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также восстановление объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно пункту 3.1 Положения N 2252 Комиссия имеет право запрашивать у администрации города, организаций и общественных объединений необходимые материалы и информацию; заслушивать на своих заседаниях представителей администрации города, организаций и общественных объединений; привлекать для участия в работе представителей администрации города, организаций и общественных объединений по согласованию с их руководителями; привлекать в установленном порядке при угрозе возникновения ЧС силы и средства, транспорт, материально-технические средства независимо от их ведомственной принадлежности для выполнения работ по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, создавать рабочие группы из числа членов Комиссии, специалистов администрации города, заинтересованных организаций и общественных объединений, по согласованию с их руководителями, по направлениям деятельности Комиссии и определять полномочия и порядок работы этих групп.
Для оперативного и безотлагательного решения отдельных вопросов Комиссия может проводить внеочередные заседания (пункт 4.2 Положения N 2252).
Решения Комиссии, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для администрации городского округа, организаций и предприятий (пункт 4.4 Положения N 2252).
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 33:20:011807:468, площадью 7858 квадратных метров, находящегося по адресу: Владимирская область, МО город Ковров (городской округ), улица Володарского, примерно в 20 метрах по направлению на север от дома 100, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производства, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.06.2016 сделана соответствующая запись.
Согласно постановлению администрации от 09.09.2013 N 2088 Завод является гарантирующей организацией для систем централизованного водоснабжения города Коврова (северная часть).
Суды установили, что на телефон диспетчерской цеха 63 Завода 09.12.2017 в 11.45 поступил звонок от оператора котельной по улице Лесхозная города Коврова с сообщением о падении давления на котельной до 2,5 атмосфер. В последующем звонки были зафиксированы в 20.05 с падением давления до 2,3 атмосферы, в 11.50 10.12.2017 - до 1,6 атмосферы.
Падение давления в системе водоснабжения в котельной привело к нарушению теплоснабжения жителей 8 многоквартирных домов, расположенных по улице Федорова города Коврова, находящихся на обслуживании указанной котельной.
В связи с тем, что возможной причиной снижения давления могла стать утечка водопроводной линии, было проведено частичное отключение участков сети от водоснабжения от котельной по улице Лесхозная, дом 24, до Северной насосной станции, с целью определения места повреждения. В результате был выявлен участок сети, на котором произошла утечка, который был обследован комиссией в составе представителей Завода и Администрации.
Согласно акту осмотра и проверки технического состояния водопроводной сети от 10.12.2018 N 75 обнаружено повреждение с прорывом водопроводной сети протяженностью 542 метра, от здания котельной по адресу: город Ковров, улица Лесхозная, дом 24 до ВК 766, в связи с ветхостью и выходом срока эксплуатации. Коридор прокладки водопроводной линии застроен гаражами, а также на участке, проходящем от здания котельной по адресу: город Ковров, улица Лесхозная, дом 24 до ВК 1354, расположено строение, что исключает возможность замены водопроводной линии без предварительного сноса объектов недвижимости.
Поскольку до момента аварии водоснабжение осуществлялось от ВК 1354 по двум веткам, расположенным на земельных участках с кадастровыми номерами 33:20:011807:468 и 33:20:011807:46, Заводом, как гарантирующей организацией для систем водоснабжения был предложен вариант прокладки линии от колодца с пожарным гидрантом, расположенного на земельном участке 33:20:011807:46, взамен существующей водопроводной трубы, ведущей по земельному участку с кадастровым номером 33:20:011807:468. Завод посчитал, что замена водопроводной линии, проходящей от котельной до ВК 766, на которой была обнаружена утечка, была невозможной без сноса расположенных гаражей, а в связи с отсутствием водопроводных колодцев на прилегающих земельных участках прокладка водопроводной линии в обход гаражей не представлялась возможной.
Поскольку повреждение водопроводной сети могло повлечь негативные последствия в виде нарушения теплоснабжения в зимний период многоквартирных домов, расположенных по улице Федорова, Комиссия признала ситуацию аварийной (протокол заседания Комиссии от 10.12.2017 N 18) и приняла решение от 10.12.2017 N 60 по вопросу предупреждения чрезвычайной ситуации на территории города Коврова.
Принимая решение о согласовании предложенной Заводом схемы прокладки новой водопроводной линии для снабжения холодной водой котельной "Лесхозная", Комиссия исходила из того, что неосуществление мероприятий по замене водопроводной линии может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации, связанной с теплоснабжением многоквартирных домов в зимний период, следовательно, согласование Комиссией схемы маршрута прокладки новой водопроводной линии для снабжения холодной водой котельной "Лесхозная", а также рекомендации Заводу провести работы по прокладке новой линии произведено в целях ликвидации угрозы чрезвычайной ситуации.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом названной статьи, суды пришли к правомерному выводу, что оспариваемого решение Комиссии принято в защиту публичных интересов, в целях недопущения возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с теплоснабжением многоквартирных домов города Коврова в зимний период.
Кроме того, суды обоснованно отметили, что решение Комиссии вынесено в пределах предоставленных ей полномочий в части согласования схемы маршрута прокладки новой водопроводной линии, а рекомендации Заводу провести работы по прокладке новой линии соответствуют приведенным нормам.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами первой и апелляционной инстанций доказательств. Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.12.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 по делу N А11-14823/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Велес" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
А.И. Чиграков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 10.07.2019 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
...
В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона N 68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 ноября 2019 г. N Ф01-5995/19 по делу N А11-14823/2017