Нижний Новгород |
|
05 ноября 2019 г. |
Дело N А43-31318/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.11.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Санкина Д.С. (доверенность от 29.10.2018 N 65),
от заинтересованного лица: Колова Е.Е. (доверенность от 22.07.2019 N 207/4/226у),
Черных А.Г. (доверенность от 18.06.2019 N 207/4/215д)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.02.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2019
по делу N А43-31318/2018
по заявлению акционерного общества "Научно-производственное объединение "ЭРКОН"
(ОГРН: 1025203721707, ИНН: 5262073044)
о признании незаконными действий Министерства обороны Российской Федерации
и установил:
акционерное общество "Научно-производственное объединение "ЭРКОН" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство) по согласованию экономических нормативов на 2018 год в части уменьшения расходов Общества по статьям "Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря цеха, ремонт оборудования и транспортных средств", "Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского назначения" и исключению из норматива расходов по статье "Платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности".
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 07.02.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2019, удовлетворил заявление Общества.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, суды не оценили его довод о том, что Общество не обосновало экономическую оправданность расходов предприятия, что является нарушением Приказа Минпромэнерго от 23.06.2006 N 200 и основанием для исключения затрат из себестоимости продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, не учли, что Министерство запрашивало у Общества документы в обоснование планируемых затрат, однако такие документы представлены не были. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителями в судебном заседании.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы Министерства, сославшись на законность обжалованных решения и постановления судов.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество письмом от 15.02.2018 N 812 предоставило в Министерство документы для согласования экономических нормативов на 2018 год.
Рассмотрев представленные документы, Министерство выдало Обществу заключение от 24.05.2018 N 213/157 по согласованию основных экономических нормативов, применяемых при определении договорных цен на серийную продукцию с приемкой "ВП", "ОС", "ОСМ" в 2018 году в размере указанном в приложении к нему. При этом Министерство уменьшило норматив общепроизводственных расходов за счет уменьшения затрат по статье "Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря цеха, ремонт оборудования и транспортных средств", снизило норматив общехозяйственных расходов за счет уменьшения затрат по статье "Содержание и текущий ремонт здания, сооружений и инвентаря общезаводского назначения" и исключило из норматива статью затрат "Платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности".
Не согласившись с действиями Министерства по уменьшению и исключению расходов, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их незаконными.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 257 Налогового кодекса Российской Федерации, Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465 (далее - Положение N 1465), Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 N 804 (далее - Положение N 804), Порядком определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденным приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 N 200 (далее - Порядок N 200), Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требование Общества.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта возлагается на орган, его принявший (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При формировании, размещении и выполнении государственного оборонного заказа осуществляется государственное регулирование цен, предусматривающее, в том числе, определение прогнозной цены на продукцию, поставка которой планируется по государственному оборонному заказу на очередной год и плановый период (далее - прогнозная цена на продукцию), а также подготовку предложений по определению вида цены на продукцию, поставка которой планируется единственным поставщиком (пункты 4, 5 Положения N 1465).
В соответствии с пунктом 8 Положения N 804 выдача заключений о цене военной продукции, в том числе прогнозной, возлагается на военные представительства.
Руководители организации обеспечивают обоснование цен на военную продукцию, согласование их с военными представительствами, а также обязаны своевременно представлять военным представительства расчетно-калькуляционные материалы, обосновывающие уровень цен на военную продукцию (пункты 13 и 15 Положения N 804).
Согласно пункту 15 Положения N 1465 затратный метод определения цены на продукцию применяется в случаях, если применение иных методов определения цены невозможно в соответствии с настоящим Положением. При применении затратного метода цена на продукцию определяется как цена единицы продукции, формируемая исходя из определенного в установленном порядке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, в виде суммы величин указанных затрат и прибыли, определяемой в соответствии с разделом IV настоящего Положения.
Перечень обосновывающих документов, подлежащих представлению с предложением о цене (прогнозной цене) продукции, установлен пунктом 37 Положения N 1465, в соответствии с подпунктами "г", "и" которого в случае применения затратного метода помимо документов подлежат представлению, в том числе, плановая калькуляция затрат; расшифровка и обоснование расходов на оплату труда за отчетный период и плановый период; сметы и расчеты за отчетный период и плановый период общепроизводственных, общехозяйственных, специальных и других расходов, в том числе по государственным контрактам на поставку продукции; расчеты по остальным статьям затрат, а также заключение о цене продукции, подготовленное военным представительством Министерства.
Организация рассчитывает прогнозную цену на продукцию по соответствующей номенклатурной позиции с учетом планируемых объемов ее производства и производственной программы (планов деятельности) организации в целом для каждого года ее поставки, если поставка планируется в течение срока, превышающего один год (подпункт "а" пункта 73 Положения N 1465).
В силу пунктов 1, 2 Порядка N 200 он устанавливает состав затрат, принимаемых в качестве основы при формировании контрактных цен на поставку и планировании затрат, в том числе, на производство вооружения и военной техники, комплектующих изделий и материалов, с целью экономически обоснованного определения величины затрат, необходимых для производства и реализации каждой единицы подлежащей поставке продукции, отвечающей требованиям, предъявляемым к ее качеству.
Расчет себестоимости единицы продукции осуществляется по статьям калькуляции, перечень которых приведен в приложении 1 к настоящему Порядку. Несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из себестоимости продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу (пункт 5 Порядка N 200).
В соответствии с пунктом 12 Порядка N 200 на статью калькуляции "Общепроизводственные затраты" относятся затраты на содержание, амортизацию и ремонт производственных зданий и сооружений, оборудования, внутризаводского транспорта и других видов производственного имущества цехов, износ и затраты на восстановление приспособлений производственного назначения и так далее, основная и дополнительная заработная плата аппарата управления цехов или иных производственных подразделений с учетом страховых взносов на обязательное социальное страхование, другие расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства в соответствии с номенклатурой общепроизводственных затрат, приведенной в приложении 5 к настоящему Порядку.
В состав общепроизводственных затрат не включаются расходы на работы, выполняемые для собственного капитального строительства или ремонта, а также услуги для непромышленных хозяйств.
Статья калькуляции "Общехозяйственные затраты" включает затраты, связанные с организацией и управлением деятельностью организации в целом: основная и дополнительная заработная плата управленческого персонала с учетом страховых взносов на обязательное социальное страхование, амортизация, расходы на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря и иного имущества общехозяйственного назначения; расходы, связанные со служебными командировками; расходы на содержание лабораторий общехозяйственного назначения и расходы, связанные с проводимыми в них испытаниями, исследованиями и опытами; расходы на подготовку и переподготовку кадров и другие расходы общехозяйственного назначения в соответствии с номенклатурой общехозяйственных затрат, приведенной в приложении 6 к настоящему Порядку. В состав общехозяйственных затрат не включаются следующие виды расходов - расходы на содержание и ремонт зданий и оборудования, увеличивающие стоимость амортизируемого имущества (пункт 13 Порядка N 200).
Согласно приложениям 5 и 6 Порядка N 200 с состав общепроизводственных затрат включается статьи затрат "Ремонт зданий, сооружений, производственного оборудования, транспортных средств" и "Содержание и ремонт основных средств общехозяйственного назначения", в содержание которых входит, в том числе, стоимость материалов и запасных частей, расходуемых на содержание, эксплуатацию и ремонт зданий, сооружений и оборудования и других основных средств общехозяйственного назначения; и статья затрат "Прочие работы общехозяйственного назначения", в которую включены периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности).
Как следует из материалов дела, при обращении в Министерство за согласованием экономических нормативов на 2018 год Общество представило сметы общехозяйственных и общепроизводственных расходов на 2018 год с расшифровками статей расходов за 2017 год.
В состав общепроизводственных расходов Общество включило статью затрат "Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря цеха, ремонт оборудования и транспортных средств" по цеху производства резисторов, по технологическому центру резисторостроения, по центру металлообработки, по отделу электронных компонентов (участки производства фольговых резисторов и чип-индуктивностей), в которую вошли расходы по комплексному обслуживанию электрического, вентиляционного, холодильного, газового оборудования, систем отопления, канализации, водопровода, освещения, а также ремонт внутренних помещений, замена оконных, дверных блоков, лестничных маршей.
В состав общехозяйственных расходов при обращении за согласованием экономических нормативов Общество включило статью расходов "Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского назначения", в которую вошли расходы по ремонту электрического оборудования общества, электропроводки, вентиляции, систем отопления, канализации, водопровода, кондиционирования, ремонту и замене оконных и дверных блоков, помещений, металлических ворот, части отмостки, кровли; а также статью "Прочие общехозяйственные расходы", в том числе, "платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности".
В представленных Министерству плану ремонтных работ на 2018 год и сметах Общество указало на текущий характер проведенных и запланированных ремонтных работ, что также подтверждается представленными расшифровками статей затрат, планом ремонтных работ. В подтверждение затрат в виде платежей за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности Общество представило лицензионные договоры и справки об использовании патентов именно в целях производства резисторов.
Министерство, не оспаривая факт несения указанных расходов, пришло к выводам о том, что Общество включило в статью "Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря цеха, ремонт оборудования и транспортных средств" расходы на работы, выполняемые для собственного капитального строительства или ремонта, услуг для непромышленных хозяйств, в статью "Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского назначения" - расходы на содержание и ремонт здания и оборудования, увеличивающих стоимость амортизируемого имущества, и что используемые Обществом права на результаты интеллектуальной деятельности не имеют отношения к тематике производства военной продукции, в результате чего указанные статьи затрат были исключены из общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
Суды установили, что Министерство не представило в материалы дела доказательств в обоснование изложенных в спорном заключении выводов, а именно: доказательств того, что расходы Общества, включенные в представленные сметы, направлены на капитальный ремонт зданий и сооружений, доказательств увеличения стоимости амортизируемого имущества вследствие проведенного ремонта, а также доказательств отсутствия необходимости использования патентов по представленным лицензионным договорам в целях производства продукции, выпускаемой в рамках государственного оборонного заказа.
На момент подготовки и вынесения спорного заключения цель проведения запланированных ремонтных работ Министерством не была установлена, в связи с чем суды посчитали необоснованным вывод об их капитальном характере, влекущем увеличение стоимости амортизируемого имущества, равно как и вывод об отсутствии взаимосвязи между представленными Обществом лицензионными договорами и выпускаемой военной продукцией.
В ходе рассмотрения дела представители Министерства пояснили, что вывод о капитальном характере запланированных работ следует из положений МДС 13-14.2000 и наименования запланированных ремонтных работ и их объема.
При совокупном толковании пункта 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 3.4, 3.11 МДС 13-14.2000 следует, что к капитальному ремонту относятся работы по замене конструкций и деталей зданий и сооружений. При этом частичная их замена без постановки на капитальный ремонт объекта или его части может быть отнесена к работам по текущему ремонту.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют и Министерством не представлены документы о планируемых Обществом к замене конструкциях и деталях зданий и сооружений. Заключением специалиста от 09.01.2019 "Исследование предоставленной документации на предмет оценки вида запланированных ремонтных работ на объектах капитального строительства Общества, расположенных по адресу: город Нижний Новгород, улица Нартова, дом 6" подтверждено, что ремонт объектов капитального строительства, а именно корпусов N 7, 8 и 13, является текущим ремонтом, который не влечет увеличения стоимости амортизируемого имущества.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о правомерности включения Обществом в состав общепроизводственных расходов затрат по статье "Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря цеха, ремонт оборудования и транспортных средств", в состав общехозяйственных расходов затрат по статье "Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского назначения" ввиду запланированных и произведенных в 2017 году расходов по текущему ремонту зданий, инвентаря и оборудования, не влекущему увеличения стоимости амортизируемого имущества, а также о правомерности включения в состав общехозяйственных расходов затрат по статье "Платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности" ввиду использования предоставленных по лицензионным договорам прав при изготовлении продукции по государственному оборонному заказу - резисторов.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о несоответствии оспариваемых Обществом действий Министерства по выдаче заключения от 24.05.2018 N 213/157 требованиям Положения N 1465 и Порядка N 200, повлекших необоснованное уменьшение норматива общепроизводственных расходов за счет затрат по статье "Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря цеха, ремонт оборудования и транспортных средств", а также уменьшение норматива общехозяйственных расходов за счет затрат по статье "Содержание и текущий ремонт здания, сооружений и инвентаря общезаводского назначения" и исключение затрат по статье "Платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности", в связи с чем правомерно удовлетворили требование Общества.
Довод Министерства об истребовании у Общества обосновывающих документов отклонен судом округа, как неподтвержденный материалами дела.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не являются основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривался ввиду того, что Министерство освобождено от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.02.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2019 по делу N А43-31318/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Нижегородской области решением от 07.02.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2019, удовлетворил заявление Общества.
...
При совокупном толковании пункта 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 3.4, 3.11 МДС 13-14.2000 следует, что к капитальному ремонту относятся работы по замене конструкций и деталей зданий и сооружений. При этом частичная их замена без постановки на капитальный ремонт объекта или его части может быть отнесена к работам по текущему ремонту."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 ноября 2019 г. N Ф01-5563/19 по делу N А43-31318/2018