Нижний Новгород |
|
07 ноября 2019 г. |
Дело N А29-1250/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.11.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.04.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.07.2019
по делу N А29-1250/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Столичная паевая компания"
(ОГРН: 1161101051649, ИНН: 1101057140)
о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, изложенного в письме от 30.10.2018 N 05-43/12019, и об обязании устранить нарушения
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Столичная паевая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (далее - Управление), изложенного в письме от 30.10.2018 N 05-43/12019, в принятии решения по возврату Обществу из бюджета государственной пошлины в размере 11 000 рублей, излишне уплаченной по платежному поручению от 21.09.2018 N 139, и об обязании ответчика восстановить нарушенные права.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 23.04.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.07.2019, признал оспариваемый отказ незаконным; на Управление возложена обязанность возвратить Обществу излишне уплаченную государственную пошлину.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, судами не установлена совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого отказа недействительным; что излишне уплаченная сумма государственной пошлины отсутствует и не подлежит возврату заявителю, поскольку использована за государственную регистрацию права собственности по заявлению Общества от 03.09.2018 N КУВД-001/2018-3560947. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве отклонило доводы Управления; ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по договору купли-продажи земельного участка от 07.11.2017 N 10, заключенному с Администрацией МО ГО "Сыктывкар", Общество приобрело земельный участок с кадастровым номером 11:05:0201005:62, расположенный по адресу: город Сыктывкар, улица Лесная, дом 6/1.
Общество и Администрация МО ГО "Сыктывкар" 03.09.2018 обратились в Управление с заявлением о регистрации перехода права собственности на указанный земельный участок. К заявлению были приложены: договор купли-продажи от 07.11.2017 N 10, доверенности на представление интересов сторон сделки, платежное поручение от 31.08.2018 N 120 об оплате государственной пошлины в сумме 11 000 рублей.
Платежным поручением от 21.09.2018 N 139 Общество повторно уплатило государственную пошлину в размере 11 000 рублей, документ был передан в Управление 21.09.2018 вместе с заявлением о представлении дополнительных документов к заявлению от 03.09.2018.
По итогам рассмотрения заявлений Общества и Администрации Управление 24.09.2018 произвело государственную регистрацию права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 11:05:0201005:62.
Общество обратилось в Управление с заявлением от 02.10.2018 о возврате государственной пошлины в сумме 11 000 рублей, излишне уплаченной по платежному поручению от 21.09.2018 N 139.
Письмом от 30.10.2018 N 05-43/12019 ответчик сообщил, что излишне уплаченная государственная пошлина отсутствует и не подлежит возврату. Спорная суммы была учтена при государственной регистрации права собственности по заявлению Общества от 03.09.2018.
Не согласившись с указанным решением Управления, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании его недействительным и обязании устранить допущенные нарушения.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, статьями 333.17, 333.18, 333.33, 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил требования Общества.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств соответствия оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие ненормативного правового акта возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Кодексом (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 17 Закон N 218-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество государственная пошлина уплачивается организациями в размере 22 000 рублей.
Порядок и сроки уплаты государственной пошлины установлены в статье 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации. Так, по общему правилу государственную пошлину уплачивают плательщики (организации, обратившиеся за совершением юридически значимых действий). В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, то размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с этой же главой (подпункты 2 и 3 пункта 2 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суды установили и материалами дела подтверждено, что стороны сделки совместно обратились в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, следовательно, государственная пошлина, составившая 22 000 рублей, подлежала распределению между Обществом и Администрацией МО ГО "Сыктывкар" в равных долях, то есть по 11 000 рублей.
С учетом поименованных норм права и подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при их обращении за совершением юридически значимых действий, Общество должно было уплатить государственную пошлину в размере 11 000 рублей, уменьшенном пропорционально количеству лиц, освобождаемых от ее уплаты.
Приняв во внимание, что документ об уплате государственной пошлины в необходимом размере представлен на государственную регистрацию, суды обеих инстанций справедливо пришли к выводу о том, что Управление необоснованно отказало заявителю в возврате излишне уплаченной государственной пошлины на сумму 11 000 рублей.
При изложенных обстоятельствах, суды правомерно заключили, что оспариваемый отказ Управления не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем удовлетворили требования заявителя.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Аргументы заявителя признаются судом округа несостоятельными и отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы Управления по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанции, иную оценку доказательств, представленных в материалы дела, и подлежат отклонению, как заявленные за пределами полномочий суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Управления не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.04.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.07.2019 по делу N А29-1250/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок и сроки уплаты государственной пошлины установлены в статье 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации. Так, по общему правилу государственную пошлину уплачивают плательщики (организации, обратившиеся за совершением юридически значимых действий). В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, то размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с этой же главой (подпункты 2 и 3 пункта 2 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 ноября 2019 г. N Ф01-5668/19 по делу N А29-1250/2019