Нижний Новгород |
|
22 ноября 2019 г. |
Дело N А43-52638/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.11.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Плетос И.А. (доверенность от 08.07.2019 N 515-149/19)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Нижегородская областная коммунальная компания"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.02.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019
по делу N А43-52638/2018
по заявлению акционерного общества "Нижегородская областная коммунальная компания" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 03.12.2018 N 515-09-245-2018
и установил:
акционерное общество "Нижегородская областная коммунальная компания" (далее - ООО "Нижегородская областная коммунальная компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция, уполномоченный орган) от 03.12.2018 N 515-09-245-2018.
Решением суда первой инстанции от 15.02.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.07.2019, Обществу отказано в удовлетворении заявленного требования.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), заявитель считает, что не должен исполнять оспариваемое предписание, так как постановлением администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области от 07.11.2017 N 1413 (далее - Постановление N 1413) утвержден температурный график сетевой воды на подающем трубопроводе на границах эксплуатационной ответственности теплоснабжающих организаций и потребителей городского округа, который носит рекомендательный характер. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, с целью проверки фактов, изложенных в коллективных обращениях жителей о неудовлетворительном теплоснабжении многоквартирных домов N 34 и 39 по улице Первомайская и N 17 по улице Комсомольская в городе Шахунья Нижегородской области, на основании приказа уполномоченного органа от 28.11.2018 N 515-09-245-18, должностное лицо Инспекции провело внеплановую выездную проверку в отношении Общества.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 29.11.2018 N 5515-09-245-18.
По результатам проведенных проверочных мероприятий Инспекция выдала ООО "Нижегородская областная коммунальная компания" предписание от 03.12.2018 N 515-09-245-18 об устранении в течение суток с даты получения настоящего предписания выявленных нарушений путем восстановления температуры теплоносителя на вводе в дома в соответствии с температурным графиком сетевой воды.
Не согласившись с выданным надзорным органом предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса), Законом N 294-ФЗ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, суд первой инстанции установил, что предписание соответствовало действующему законодательству, не нарушало права и законные интересы Общества, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды установили, и заявитель жалобы не оспаривает, что предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) организация отношений в сфере теплоснабжения должна формироваться на основе принципов обеспечения надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и потребителей.
Обеспечение надежного теплоснабжения потребителей, выполнение требований, установленных правилами оценки готовности городских округов к отопительному периоду, контроль готовности теплоснабжающих организаций к отопительному периоду, утверждение схем теплоснабжения, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов (статья 6 Закона N 190-ФЗ).
Уполномоченные органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения (пункт 7 части 3 статьи 23 Закона N 190-ФЗ).
На основании части 4 статьи 154 Кодекса плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируют Правила N 354.
В пункте 2 Правил N 354 определено, что исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
На основании подпункта "е" пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена услуга отопления, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к данным правилам.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а" пункта 31 Правил N 354).
В приложении N 1 к Правилам N 354 установлены требования к качеству коммунальных услуг, в том числе и к отоплению.
Суды установили, что Постановлением N 1413 утвержден рекомендуемый температурный график сетевой воды на границах эксплуатационной ответственности теплоснабжающих организаций и потребителей городского округа город Шахунья Нижегородской области. Этот график соответствует температурному графику сетевой воды котельных Общества, утвержденному им и согласованному с администрацией городского округа город Шахунья.
Исследовав и оценив материалы дела, суды признали доказанным ненадлежащее предоставление Обществом коммунальной услуги по отоплению.
Температура теплоносителя на вводе в спорные многоквартирные дома составила от +52,6 С до +53,2 С в подающем трубопроводе, что не соответствовало установленным Постановлением N 1413 показателям.
Таким образом, Инспекция правомерно возложила на Общество обязанность восстановить температуру теплоносителя на вводе в многоквартирные дома. Предписание по форме и содержанию соответствовало требованиям действующего законодательства, выдано надлежащему субъекту, направлено на восстановление надлежащего качества услуги по отоплению, оказываемой собственникам помещений спорных многоквартирных домов.
Довод Общества о том, что оно не должно исполнять оспариваемое предписание, поскольку температурный график сетевой воды на границах эксплуатационной ответственности, утвержденный Постановлением N 1413 от 07.11.2017, несоответствие которому выявлена температура теплоносителя в ходе спорной проверки, носит рекомендательный характер, отклоняется в силу следующего.
В силу части 1 статьи 3 Закона N 90-ФЗ организация отношений в сфере теплоснабжения должна формироваться на основе таких принципов как обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий поселений к отопительному периоду, утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов (часть 1 статьи 6 Закона N 90-ФЗ).
Пунктом 7 части 3 статьи 23 Закона N 90-ФЗ предусмотрено, что уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения.
В соответствии с названными положениями действующего законодательства Постановлением N 1413 утвержден рекомендуемый температурный график сетевой воды на границах эксплуатационной ответственности теплоснабжающих организаций и потребителей городского округа город Шахунья Нижегородской области.
При этом утвержденный органом местного самоуправления рекомендуемый температурный график сетевой воды соответствовал температурному графику сетевой воды котельных Шахунского филиала Общества, утвержденному Обществом и согласованному с администрацией г.о.г. Шахунья.
В пункте 50 Приказа Госстроя Российской Федерации от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" определено, что теплоснабжающая организация обязана поддерживать на границе эксплуатационной ответственности давление и температуру пара в соответствии с договором, с отклонениями не более чем обусловлено договором; поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.
Таким образом, законодательно предусмотрена обязанность теплоснабжающей организации по поддержанию температуры сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности. Температурный график регулирования тепловой нагрузки (тепловых сетей, котельной) разрабатывается из условий суточной подачи тепловой энергии на отопление, обеспечивающей потребность зданий в тепловой энергии в зависимости от температуры наружного воздуха, чтобы обеспечить требуемую температуру в жилых помещениях постоянной. График утверждается теплоснабжающей организацией в соответствии с п. 2.3.2 Методики определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя Российской Федерации от 01.10.2011 N 225, при соблюдении которого потребителям обеспечивается качественное предоставление услуг по отоплению. Несоответствие же температуры теплоносителя в подающем трубопроводе изначально влечет предоставление услуг теплоснабжения ненадлежащего качества.
В связи с изложенным факт того, что температурный график сетевой воды на границах эксплуатационной ответственности, утвержденный Постановлением N 1413, носит рекомендательный характер, не имеет существенного правового значения. Пункт 1 оспариваемого предписания, возлагающий на общество обязанность по восстановлению температуры теплоносителя на вводе в дом, направлен на восстановление надлежащего качества услуги по отоплению, оказываемой собственникам помещений спорных МКД.
Кроме того, утвержденный органом местного самоуправления рекомендуемый температурный график сетевой воды соответствовал температурному графику сетевой воды котельных Шахунского филиала Общества, утвержденному и согласованному с администрацией г.о.г Шахунья.
Следовательно, данное требование предписания от 03.12.2018 не может нарушать прав и законных интересов теплоснабжающей организации, так как обязанность Общества по предоставлению потребителям коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества императивно установлена нормами действующего жилищного законодательства.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда и получили надлежащую оценку.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы суда не опровергают. По существу эти доводы сводятся к переоценке установленных судом фактических обстоятельств и исследованных доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе 1500 рублей подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.02.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019 по делу N А43-52638/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Нижегородская областная коммунальная компания" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на акционерное общество "Нижегородская областная коммунальная компания".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 50 Приказа Госстроя Российской Федерации от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" определено, что теплоснабжающая организация обязана поддерживать на границе эксплуатационной ответственности давление и температуру пара в соответствии с договором, с отклонениями не более чем обусловлено договором; поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.
Таким образом, законодательно предусмотрена обязанность теплоснабжающей организации по поддержанию температуры сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности. Температурный график регулирования тепловой нагрузки (тепловых сетей, котельной) разрабатывается из условий суточной подачи тепловой энергии на отопление, обеспечивающей потребность зданий в тепловой энергии в зависимости от температуры наружного воздуха, чтобы обеспечить требуемую температуру в жилых помещениях постоянной. График утверждается теплоснабжающей организацией в соответствии с п. 2.3.2 Методики определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя Российской Федерации от 01.10.2011 N 225, при соблюдении которого потребителям обеспечивается качественное предоставление услуг по отоплению. Несоответствие же температуры теплоносителя в подающем трубопроводе изначально влечет предоставление услуг теплоснабжения ненадлежащего качества.
В связи с изложенным факт того, что температурный график сетевой воды на границах эксплуатационной ответственности, утвержденный Постановлением N 1413, носит рекомендательный характер, не имеет существенного правового значения. Пункт 1 оспариваемого предписания, возлагающий на общество обязанность по восстановлению температуры теплоносителя на вводе в дом, направлен на восстановление надлежащего качества услуги по отоплению, оказываемой собственникам помещений спорных МКД."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 ноября 2019 г. N Ф01-5730/19 по делу N А43-52638/2018
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5730/19
08.07.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3268/19
15.02.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-52638/18
26.12.2018 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-52638/18