Нижний Новгород |
|
09 декабря 2019 г. |
Дело N А31-10464/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.12.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.12.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Ионычевой С.В., Трубниковой Е.Ю.
при участии представителей
от муниципального унитарного предприятия
города Костромы "Костромаводоканал":
Захаровой О.П. по доверенности от 15.01.2019,
от общества с ограниченной ответственностью "Котлетарь":
Зубиловой Е.С. по доверенности от 07.05.2019
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
муниципального унитарного предприятия
города Костромы "Костромаводоканал"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 08.05.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.08.2019
по делу N А31-10464/2018
по иску муниципального унитарного предприятия
города Костромы "Костромаводоканал"
(ИНН: 4401000622, ОГРН: 1024400535356)
к обществу с ограниченной ответственностью "Котлетарь"
(ИНН: 4401049402, ОГРН: 1044408634863)
о взыскании задолженности
и установил:
муниципальное унитарное предприятие "Костромаводоканал" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Котлетарь" (далее - Общество) о взыскании 156 864 рублей 70 копеек задолженности по единому договору на водоснабжение и водоотведение от 17.10.2016 N 236.
Исковое требование основано на статьях 309 и 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), и мотивировано тем, что ответчик не внес плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ за март 2018 года.
Арбитражный суд Костромской области решением от 08.05.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.08.2019, отказал в удовлетворении иска.
При принятии судебных актов суды руководствовались, в том числе, статьями 7 и 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении); пунктами 35, 36, 111, 114, 118 и 119 Правил N 644, пунктами 19, 22 и 27 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525), пунктами 6 и 7 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 02.10.2017 N 359-а (далее - Порядок N 359-а).
Не согласившись с принятыми судебными актами, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель полагает, что положения Правил N 644 и Порядка N 359-а предусматривают право организации водопроводно-канализационного хозяйства начислять спорную плату с момента, когда было зафиксировано превышение концентраций, но не более 3 календарных месяцев.
Кассатор указывает, что абонент не вправе самостоятельно инициировать проведение отбора проб; результаты отбора проб, проведенного Обществом, не могли быть учтены судами, поскольку отбор проведен в нарушение предусмотренной легальной процедуры. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда округа отклонило доводы, изложенные в ней, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заседание суда округа проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области.
Представитель Предприятия настаивал на отмене обжалуемых судебных актов.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, Предприятие (организация ВКХ) и Общество (абонент) заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения от 17.10.2016 N 236, по условиям которого организация ВКХ, осуществляющая водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а абонент обязуется оплачивать холодную воду установленного качества в объеме, определенном договором.
В соответствии с пунктом 1 договора организация ВКХ обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере которые предусмотрены договором, соблюдать режим потребления холодной воды, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В приложении 2 к договору стороны определили границу эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации ВКХ. Местом исполнения обязательств является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации ВКХ.
Согласно подпунктам "р" и "с" пункта 12 договора организация ВКХ обязана осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, нормативов допустимых сбросов сточных вод.
Организация ВКХ вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (подпункт "д" пункта 13 договора).
Абонент обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов абонентов и лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований; производить оплату по договору в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с договором, и в случаях установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему сточных вод и норматив водоотведения по составу сточных вод, а также возмещать вред, причиненный водному объекту (подпункты "т", "е" пункта 14 договора).
Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставленных к оплате организацией ВКХ, не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 8 договора).
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 11 договора).
В приложении 5 к договору стороны согласовали частоту отбора проб 1 раз в 3 месяца и место отбора проб - контрольный канализационный колодец на внутриплощадочных местах.
Организация ВКХ в присутствии представителя абонента произвела отбор проб сточных вод с целью осуществления контроля за составом сбрасываемых абонентом стоков, о чем составлен акт отбора проб сточных вод.
На основании результатов исследования проб, отраженных в протоколе результатов анализа от 26.02.2018 N 78, установлено превышение ответчиком допустимой концентрации по ряду загрязняющих веществ, что послужило основанием для предъявления Обществу к оплате в феврале 2018 года платы за сброс загрязняющих веществ в систему канализации в сумме 135 634 рублей 16 копеек, а также платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в сумме 54 160 рублей 15 копеек, которые абонент оплатил в полном объеме.
На основании тех же результатов анализа проб Предприятие произвело расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март 2018 года на сумму 44 763 рубля 28 копеек и платы за сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах на сумму 112 101 рубль 42 копейки.
Общество не уплатило названные суммы, что явилось основанием для обращения Предприятия с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о водоснабжении по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона о водоснабжении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, на основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации и иных законов, указов Президента Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 111 и 114 Правил N 644 Общество обязано соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения. Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Из подпунктов "в" и "г" пункта 36 Правил N 644 следует, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В разделе VII Правил N 644 установлен порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентом сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123 (1) и 130 названных правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Аналогичный порядок предусмотрен в пункте 7 Порядка N 359-а.
Содержащаяся в пункте 123 Правил N 644 формула определяет, что при расчете платы учитывается общий объем сточных вод за календарный месяц, в котором зафиксировано превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев (при расчетах платы на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, устанавливающие порядок контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами.
Требования к порядку отбора проб сточных вод и составления акта указаны в пунктах 19, 22, 27 и 32 Правил N 525.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 525 периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в квартал, за исключением случая, указанного в пункте 7 настоящих Правил, и не может быть реже 1 раза в год.
Как следует из пункта 7 Правил N 525, периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в месяц в случае, когда за последние 3 года, предшествующие году начала реализации программы контроля состава и свойств сточных вод, был выявлен сброс сточных вод, осуществляемых сверх установленных нормативов допустимых сбросов и лимитов на сбросы, с нарушением декларации о составе и свойствах сточных вод.
Основанием для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод является, в том числе, обнаружение несоответствия показателей состава сточных вод нормативам допустимых сбросов, и (или) лимитам на сбросы, и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, и (или) показателям, указанным в декларации о составе и свойствах сточных вод, в том числе обнаружение сброса загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (пункт 9 Правил N 525).
В соответствии с требованиями части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Исключительные полномочия по оценке доказательств имеются только у судов первой и апелляционной инстанций.
Суды установили, что в феврале 2018 года Предприятие обнаружило нарушение Обществом требований к составу и свойствам сточных вод, поэтому имело основание для проведения внепланового контроля сточных вод Общества. При этом абонент обращался к Предприятию с просьбой о необходимости повторного контроля стоков (отбора) проб в марте 2018 года с целью фиксации устранения допущенных нарушений, которую Предприятие оставило без ответа. В этой связи Общество самостоятельно организовало отбор проб сточных вод, уведомив Предприятие о необходимости обеспечить явку представителя 20.03.2018 для совместного взятия проб. Предприятие явку представителя для взятия проб не обеспечило. По результатам исследования отобранных проб (протокол испытаний от 26.03.2018 N 798) факт превышения предельных концентраций и загрязняющих веществ не установлен. Результаты анализа отобранных проб доведены Обществом до сведения Предприятия письмом от 29.03.2018; Общество предложило Предприятию в очередной раз провести повторный отбор проб.
Поведение Предприятия, направленное на воспрепятствование Обществу доказать устранение допущенных нарушений и сокращение предельного количества месяцев, в течение которых результаты исследования проб, отобранных в феврале 2018 года, могут быть использованы для целей исчисления соответствующей платы (пункт 123 Правил N 644 - не более трех месяцев), суды квалифицировали как несоответствующее пункту 3 статьи 1, статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суды с учетом конкретных фактических обстоятельств, установленных ими по результатам оценки представленных доказательств, поведения сторон спорного правоотношения сделали правомерный вывод об отсутствии оснований для взыскания соответствующих плат за март 2019 года.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права применительно к фактическим обстоятельствам, установленным судами при рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанциях (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Окружной суд не вправе переоценивать исследованные судами доказательства и сделанные на их основе выводы, на что направлены доводы заявителя кассационной жалобы. Довод кассационной жалобы о несоблюдении Обществом процедуры отбора пробы не заявлялся в судах первой и апелляционной инстанции, поэтому не может быть принят.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов в любом случае, суд округа не установил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 08.05.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.08.2019 по делу N А31-10464/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия города Костромы "Костромаводоканал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
С.В. Ионычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Содержащаяся в пункте 123 Правил N 644 формула определяет, что при расчете платы учитывается общий объем сточных вод за календарный месяц, в котором зафиксировано превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев (при расчетах платы на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, устанавливающие порядок контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами.
...
Поведение Предприятия, направленное на воспрепятствование Обществу доказать устранение допущенных нарушений и сокращение предельного количества месяцев, в течение которых результаты исследования проб, отобранных в феврале 2018 года, могут быть использованы для целей исчисления соответствующей платы (пункт 123 Правил N 644 - не более трех месяцев), суды квалифицировали как несоответствующее пункту 3 статьи 1, статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 декабря 2019 г. N Ф01-6413/19 по делу N А31-10464/2018