Нижний Новгород |
|
09 декабря 2019 г. |
Дело N А43-7839/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от заявителя: Абдуллина Р.А. (директор, решение от 28.01.2015 N 1),
Елисеевой М.Г. (доверенность от 20.02.2019)
от заинтересованных лиц: Суховой О.В. (доверенность от 25.12.2018 N 01-321/Д)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.06.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019
по делу N А43-7839/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РамКад"
(ОГРН: 1075256003460, ИНН: 5256067941)
о признании недействительными решений администрации города Нижнего Новгорода, формализованных в письмах от 29.12.2018 N исх-06-03-63831/18 и N исх-06-03-63822/18
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "РамКад" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация), формализованного в письмах от 29.12.2018 N исх-06-03-63831/18 и N исх-06-03-63822/18, а также об обязании Администрации выдать Обществу свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N Т-113 и Т-138 и новые карты маршрутов N Т-113 и Т-138 сроком на 5 лет.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 27.06.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019, признал незаконным решение Администрации и обязал последнюю в течение 5 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов Общества путем выдачи последнему свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N Т-113 и Т-138 и новые карты маршрутов N Т-113 и Т-138 сроком на 5 лет.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, вывод судов о необходимости уведомления Общества о времени и месте проведения проверок, о не предоставлении возможности защитить права и законные интересы при проведении контрольных мероприятий не соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству; уведомления о расторжении договора содержат ссылку на конкретные нарушения со стороны Общества договоров от 13.11.2013 N 2 и 3, а вывод судов об обратном противоречит материалам дела; данные уведомления доставлены Обществу 16.07.2018, следовательно, договоры считаются расторгнутыми с 26.07.2018; дополнительные соглашения к договорам подписаны без проведения конкурсных процедур и являются ничтожными. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы Администрации, сославшись на законность обжалованных решения и постановления судов.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество (перевозчик) осуществляло перевозки пассажиров по маршрутам регулярного сообщения в городе Нижнем Новгороде N Т-113 и Т-138 на основании договоров на выполнение пассажирских перевозок, заключенных по результатам открытых конкурсов, по маршруту регулярного сообщения от 13.11.2013 N 2 (по маршруту N Т-113) и от 13.11.2013 N 3 (по маршруту N Т-138).
В соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) Администрацией утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Нижнего Новгорода (постановление администрации города Нижнего Новгорода от 05.02.2016 N 277), в который включены маршруты N Т-113, N Т-138.
На основании части 3 статьи 39 Закона N 220-ФЗ и постановления Администрации от 25.03.2016 N 706 "Об организации работы по выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и карт маршрутов регулярных перевозок города Нижнего Новгорода" (далее - Постановление N 706) перевозчиком получены временные карты маршрута. Срок действия данных карт установлен до окончания срока действия договоров на выполнение пассажирских перевозок от 13.11.2013 N 2 и N 3, установленного в пункте 6.1 - до 13.05.2018.
Общество 16.04.2018 обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрутов регулярных перевозок N Т-113, Т-138 сроком на 7 лет. Обращение осталось без ответа.
По инициативе Администрации были заключены дополнительные соглашения, согласно которым срок действия договоров от 13.11.2013 N 2 и N 3 продлен: дополнительным соглашением от 11.05.2018 - до 03.08.2018 (перевозчику выданы карты маршрута со сроком действия с 14.05.2018 по 03.08.2018), дополнительным соглашением от 26.07.2018 - до 29.10.2018 (перевозчику выданы карты маршрута со сроком действия с 03.08.2018 по 29.10.2018), дополнительным соглашением от 29.10.2018 - до 31.12.2018 (перевозчику выданы карты маршрута со сроком действия с 29.10.2018 по 31.12.2018).
Общество 12.09.2018 и 13.12.2018 обращалось в Департамент транспорта и связи администрации (далее - Департамент) с заявлением о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута сроком на 7 лет.
Решением, формализованным в письмах от 29.12.2018 N исх-06-03-63831/18 и N исх-06-03-63822/18, Администрация отказала в выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N Т-113 и Т-138 и новых карт маршрутов N Т-113 и Т-138. В обоснование отказа Администрация указала, что договоры на выполнение пассажирских перевозок по маршруту регулярного сообщения от 13.11.2013 N 2 и 3, заключенные с Обществом, расторгнуты, в связи с чем утрачено право на получение такого свидетельства.
Не согласившись с решением Администрации, Общество обратилось в арбитражный суд с заявление о признании его недействительным и об обязании Администрации выдать Обществу свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N Т-113 и Т-138 и новые карты маршрутов N Т-113 и Т-138 сроком на 5 лет.
Руководствуясь статьями 64, 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Законом N 220-ФЗ, Арбитражный суд Нижегородской области признал незаконным решение администрации, формализованное в письмах от 29.12.2018 N исх-06-03-63831/18 и N исх-06-03-63822/18 и обязал последнюю в течение 5 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу выдать Обществу свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N Т-113 и Т-138 и новые карты маршрутов N Т-113 и Т-138 сроком на 5 лет.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия ненормативного правового акта требованиям законодательства лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым приказом прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Закон N 220-ФЗ регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
В соответствии со статьей 3 Закона N 220-ФЗ уполномоченными органами местного самоуправления являются органы местного самоуправления, уполномоченные муниципальным нормативным правовым актом на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых данным законом на органы местного самоуправления; свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок является документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок; под картой маршрута регулярных перевозок понимается документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту; участниками договора являются юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, являющиеся сторонами договора, заключенного для осуществления регулярных перевозок в случаях, предусмотренных данным законом.
Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты (часть 1 статьи 19 Закона N 220-ФЗ).
Переоформление свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок осуществляется выдавшими такое свидетельство уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в течение пяти дней со дня обращения с соответствующим заявлением юридического лица, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, которым было выдано данное свидетельство (части 8 статей 27, 28 Закона N 220-ФЗ).
Частью 3 статьи 39 Закона N 220-ФЗ установлено, что до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества (пункт 1 части 4 статьи 39 Закона N 220-ФЗ).
Указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на основании заявлений, поданных в письменной форме юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договоров простого товарищества в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления (часть 6 статьи 39 Закона N 220-ФЗ).
Из содержания приведенных норм следует, что письменное заявление о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новых карт маршрута в предусмотренном статьей 39 Закона N 220-ФЗ порядке подлежит направлению в орган местного самоуправления, наделенный муниципальным нормативным правовым актом полномочиями на осуществление функций по организации регулярных перевозок.
В силу пункта 2 части 6 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы города Н. Новгорода от 23.11.2005 N 91, к полномочиям Администрации в области транспорта, связи и информатизации относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города. Администрация является уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых на органы местного самоуправления Законом N 220-ФЗ.
Администрацией 12.08.2008 принято постановление N 3779 "Об утверждении Положения о департаменте транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода" (далее - Положение N 3779), в соответствии с пунктами 1.1, 1.6 которого Департамент является структурным подразделением администрации, является уполномоченным органом по организации транспортного обслуживания населения города Нижнего Новгорода в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Нижегородской области, настоящим Положением.
В соответствии со статьей 39 12.08.2008 и статьей 43 Устава города Нижнего Новгорода администрацией 25.03.2016 принято постановление N 706 "Об организации работы по выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и карт маршрутов регулярных перевозок города Нижнего Новгород" (далее - Постановление N 706).
В соответствии с пунктом 1.1 Постановления N 706 (в редакции, действовавшей на момент обращения Общества в администрацию) на Департамент возложены полномочия по выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и новых карт маршрута регулярных перевозок города Нижнего Новгорода на срок 7 лет в случаях, установленных частью 5 статьи 39 Закона N 220-ФЗ.
Как следует из материалов дела, первоначальное заявление подано Обществом 16.04.2018 до истечения срока действия ранее выданной карты маршрута в соответствии с требованиями части 6 статьи 9 Закона N 220-ФЗ в уполномоченный орган местного самоуправления, равно как и повторное заявление от 12.09.2018.
Решением, формализованным в письмах от 29.12.2018 N исх-06-03-63831/18 и N исх-06-03-63822/18, Администрация отказала в выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N Т-113 и Т-138 и новых карт маршрутов N Т-113 и Т-138,мотивируя свой ответ тем, что договоры на выполнение пассажирских перевозок по маршруту регулярного сообщения от 13.11.2013 N 2 и 3, заключенные с Обществом, расторгнуты, в связи с чем утрачено право на получение такого свидетельства.
При этом Администрация ссылалась на ничтожность заключенных с Обществом дополнительных соглашений от 11.05.2018, от 26.07.2018, от 29.10.2018.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 64 (часть 1), 65 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что представленные Администрацией телеграммы не могут рассматриваться как уведомления об одностороннем отказе администрации от исполнения договоров от 13.11.2013 N 2 и 3, заключенных с Обществом, поскольку в них не указаны конкретные пункты договора, которые Обществом нарушены; дополнительные соглашения заключены (а также выданы карты маршрута) Администрацией и Обществом после уведомления об одностороннем отказе от договора.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно признали, что решение об отказе в выдаче Обществу свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N Т-113 и Т-138 и новых карт маршрутов, формализованное в письмах от 29.12.2018 N исх-06-03-63831/18 и N исх-06-03-63822/18, принято Администрацией в отсутствие правовых оснований, а, следовательно, является незаконным, нарушающим права и законные интересы Общества.
При таких обстоятельствах суды правомерно посчитали, что оспариваемые решение и бездействие Администрации не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы Общества в предпринимательской деятельности, и удовлетворили заявленные требования, обязав Администрацию устранить допущенные нарушения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
В качестве правовосстановительной меры суд первой инстанции посчитал необходимым обязать Администрацию в течение 5 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов Общества, допущенные в связи с принятием решения, формализованного в письмах от 29.12.2018 N исх-06-03-63831/18 и N исх-06-03-63822/18, и в порядке, установленном действующим законодательством, выдать Обществу свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N Т-113 и Т-138 и новые карты маршрутов сроком на 5 лет.
Довод Администрации о ничтожности дополнительных соглашений от 11.05.2018, от 26.07.2018, от 29.10.2018 был предметом рассмотрения судов и правомерно отклонен.
Проанализировав представленную в материалы дела конкурсную документацию, суды установили, что срок договора не являлся критерием конкурсного отбора, и при заключении дополнительных соглашений, существенные условия конкурсной документации не были нарушены; одновременно с заключением дополнительных соглашений Администрация выдала Обществу карту маршрута на соответствующий срок, что подтверждает ее волю сохранить силу данной сделки.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, также являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривался ввиду того, что Администрация освобождена от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с окончанием кассационного производства определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.10.2019 о приостановлении исполнения судебных актов утратило силу (часть 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.06.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019 по делу N А43-7839/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.10.2019 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Нижегородской области от 27.06.2019 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019 по делу N А43-7839/2019 считать утратившим силу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 39 12.08.2008 и статьей 43 Устава города Нижнего Новгорода администрацией 25.03.2016 принято постановление N 706 "Об организации работы по выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и карт маршрутов регулярных перевозок города Нижнего Новгород" (далее - Постановление N 706).
В соответствии с пунктом 1.1 Постановления N 706 (в редакции, действовавшей на момент обращения Общества в администрацию) на Департамент возложены полномочия по выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и новых карт маршрута регулярных перевозок города Нижнего Новгорода на срок 7 лет в случаях, установленных частью 5 статьи 39 Закона N 220-ФЗ.
Как следует из материалов дела, первоначальное заявление подано Обществом 16.04.2018 до истечения срока действия ранее выданной карты маршрута в соответствии с требованиями части 6 статьи 9 Закона N 220-ФЗ в уполномоченный орган местного самоуправления, равно как и повторное заявление от 12.09.2018."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 декабря 2019 г. N Ф01-6610/19 по делу N А43-7839/2019
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6610/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6610/19
24.09.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7578/19
27.06.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-7839/19