Нижний Новгород |
|
09 декабря 2019 г. |
Дело N А28-13543/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.12.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от заявителя: Халявина А.А. (доверенность от 30.10.2018 N 85)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Киров"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 04.06.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.09.2019
по делу N А28-13543/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Киров" (ИНН: 4345010511; ОГРН: 1024301307084)
о признании недействительным постановления
администрации Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области (ИНН: 4307009096; ОГРН: 1054303527574)
от 05.10.2018 N 179 "Об отмене режима чрезвычайной ситуации",
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Краснополянский Тепловик" (ИНН: 4307008470; ОГРН: 1054303510634),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Киров" (далее -Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области (далее - Администрация) от 05.10.2018 N 179 "Об отмене режима чрезвычайной ситуации".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Краснополянский Тепловик" (далее - ООО "Тепловик").
Решением суда от 04.06.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.09.2019 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ), Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (далее - Положение N 794), нарушение норм процессуального законодательства, просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленное требование. Выводы судов о том, что оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы заявителя, ошибочны. Суды не учли, что финансовое обеспечение установленных мер по предупреждению последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования является обязанностью муниципального образования; нарушение прав поставщика газа состоит в прекращении обязанности Администрации по финансированию поставок газа в отопительном сезоне, начатом по принуждению органа местного самоуправления. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Администрация в отзыве отклонила доводы жалобы, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
ООО "Тепловик", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) судебное заседание проведено с использованием видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кировской области.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество и ООО "Тепловик" заключили договор поставки газа от 21.11.2014 N 22-Д-0455П/15.
Общество уведомило министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, главу города Вятские Поляны, генерального директора ООО "Тепловик" об одностороннем отказе от исполнения указанного договора поставки в связи с нарушением третьим лицом обязательств по оплате поставки газа (уведомление от 11.09.2018 N 08-01-07/915).
Постановлением Администрации от 19.09.2018 N 56 "О начале отопительного сезона" в поселке городского типа Красная поляна установлена дата начала отопительного периода - с 25.09.2018.
Администрация на основании пунктов 25 и 28 Положения N 794, в связи с вероятной возможностью срыва отопительного периода 2018 - 2019 годов ООО "Тепловик", приняла постановление от 25.09.2018 N 163 "О введении режима повышенной готовности".
В соответствии со статьями 4, 11 Закона N 68-ФЗ, пунктами 24 и 25 Положения N 794, протокола от 26.09.2018 N 5 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности на водных объектах города Вятские Поляны и обстановкой, сложившейся в связи с отказом Общества обеспечить подачу топливно-энергетических ресурсов ООО "Тепловик", установлением температурного режима в поселке Красная Поляна ниже среднего, а также в целях принятия экстренных мер по локализации чрезвычайной ситуации и защите населения Администрация приняла постановление от 26.09.2018 N 165 "О введении режима чрезвычайной ситуации" (далее - Постановление от 26.09.2018 N 165).
На основании указанного постановления с 15 часов 00 минут 26.09.2018 введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления, сил и средств городского звена территориальной подсистемы Кировской области, Администрации. В постановлении указано, что для ликвидации чрезвычайной ситуации необходимо привлечь силы и средства организаций и учреждений, в том числе филиала ОАО "Газпром газораспределение Киров" в городе Вятские Поляны и ООО "Тепловик".
В связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для введения на территории поселения режима чрезвычайной ситуации, в соответствии с пунктом 26 Положения N 794 Администрация вынесла постановление от 05.10.2018 N 179 "Об отмене режима чрезвычайной ситуации" (далее - Постановление от 05.10.2018 N 179). Согласно постановлению режим чрезвычайной ситуации, введенный постановлением Администрации от 26.09.2018 N 165, отменен с 06.10.2018.
Общество оспорило Постановление от 05.10.2018 N 179 в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Закона N 68-ФЗ, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Положением N 794, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы Общества.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В статье 2 Закона N 68-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы местного самоуправления содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункты "ж" и "з" пункта 2 статьи 11 Закона N 68-ФЗ).
Во исполнение Закона N 68-ФЗ и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительство Российской Федерации утвердило Положение N 794.
В соответствии с пунктом 25 Положения N 794 решениями, в том числе, органов местного самоуправления определяются: а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации; б) границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации; в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации; г) перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации; д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации.
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители органов местного самоуправления отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы (пункт 26 Положения N 794).
Суды установили, материалам дела не противоречит, что основаниями для введения режима чрезвычайной ситуации (Постановление от 26.09.2018 N 165) явились обстановка, сложившаяся в связи с отказом Общества обеспечить подачу топливно-энергетических ресурсов ООО "Тепловик", установление температурного режима в поселке ниже среднего и необходимость принятия экстренных мер по локализации чрезвычайной ситуации и защите населения. Данное постановление принималось в целях обеспечения конечных потребителей коммунальным ресурсом, сохранения здоровья людей.
В связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для введения режима чрезвычайной ситуации (возобновление поставки газа и подачи тепла в жилые дома), Администрацией на основании пункта 26 Положения N 794 принято оспариваемое Постановление от 05.10.2018 N 179.
На основании изложенного суды пришли к обоснованным выводам о том, что Постановление от 05.10.2018 N 179 принято Администрацией в пределах ее полномочий в результате стабилизации обстановки в связи с прекращением действия опасных факторов, являющихся следствием отказа Общества от исполнения договора поставки газа; цель обеспечения конечных потребителей коммунальным ресурсом была достигнута. Поддержание режима чрезвычайной ситуации не имело оснований.
Суды также установили, что обращение Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением мотивировано наличием задолженности ООО "Тепловик" перед ним за поставленный коммунальный ресурс. Следовательно, конечной целью Общества являлось возмещение причиненного ему ущерба ввиду ненадлежащего исполнения третьим лицом договора поставки газа от 21.11.2014 N 22-Д-0455П/15. Однако само по себе поддержание режима чрезвычайной ситуации однозначно не свидетельствует о погашении имеющейся перед поставщиком задолженности.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически направлены на оценку гражданско-правовых отношений, сложившихся между юридическими лицами, что не относится к рассматриваемому предмету спора.
С учетом изложенного вывод судов о том, что оспариваемое постановление об отмене режима чрезвычайной ситуации соответствует законодательству, не нарушает прав и законных интересов Общества, является верным.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования. Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Ссылка Общества на судебную практику по другим делам не может быть принята во внимание, поскольку в настоящем деле установлены иные фактические обстоятельства.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Кодекса расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 04.06.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.09.2019 по делу N А28-13543/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Киров" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Киров" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 05.11.2019 N 9744.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьями 4, 11 Закона N 68-ФЗ, пунктами 24 и 25 Положения N 794, протокола от 26.09.2018 N 5 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности на водных объектах города Вятские Поляны и обстановкой, сложившейся в связи с отказом Общества обеспечить подачу топливно-энергетических ресурсов ООО "Тепловик", установлением температурного режима в поселке Красная Поляна ниже среднего, а также в целях принятия экстренных мер по локализации чрезвычайной ситуации и защите населения Администрация приняла постановление от 26.09.2018 N 165 "О введении режима чрезвычайной ситуации" (далее - Постановление от 26.09.2018 N 165).
...
В статье 2 Закона N 68-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы местного самоуправления содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункты "ж" и "з" пункта 2 статьи 11 Закона N 68-ФЗ).
Во исполнение Закона N 68-ФЗ и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительство Российской Федерации утвердило Положение N 794."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 декабря 2019 г. N Ф01-7174/19 по делу N А28-13543/2018
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7174/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7174/19
05.09.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5964/19
04.06.2019 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-13543/18