Нижний Новгород |
|
09 декабря 2019 г. |
Дело N А31-12065/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.12.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Ионычевой С.В.,
судей Трубниковой Е.Ю., Чиха А.Н.
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
(извещены надлежащим образом)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Юбилейный 2007"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 31.05.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019
по делу N А31-12065/2018,
по иску публичного акционерного общества "Костромская сбытовая компания"
(ИНН: 4401050567, ОГРН: 1044408642629)
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Юбилейный 2007" (ИНН: 4401098304, ОГРН: 1094401000858)
о взыскании задолженности
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и
топливно-энергетического комплекса Костромской области
и установил:
публичное акционерное общество "Костромская сбытовая компания" (далее - ПАО "КСК") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Юбилейный 2007" (далее - ООО УК "Юбилейный 2007") о взыскании 59 159 рублей 54 копеек задолженности за электрическую энергию, поставленную с марта по май 2018 года в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области.
Суд первой инстанции решением от 31.05.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019, исковые требования гарантирующего поставщика удовлетворил.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 154 (частями 2 и 3), 155 (частью 7) и 161 (частью 2.3) Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) и Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами ООО УК "Юбилейный 2007" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 31.05.2019 и постановление от 28.08.2019 по делу N А31-12065/2018 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование своей позиции ответчик указывает, что многоквартирный жилой дом N 19 по улице Советской, находящийся в управлении ответчика, не оборудован лифтом и не имеет системы горячего водоснабжения, жилые помещения в многоквартирном доме оборудованы газовыми водонагревательными колонками. В то же время норматив, примененный истцом при расчете суммы, подлежащей оплате ответчиком, установлен для многоквартирных жилых домов, не оборудованных лифтами и оборудованных электроотопительными и (или) электронагревательными установками (общедомовыми либо установленными в местах общего пользования) для целей горячего водоснабжения.
Как указывает заявитель кассационной жалобы, несмотря на то, что в доме установлена автоматическая система удаления наледи, применение упомянутого норматива нарушает права собственников помещений в спорном многоквартирном доме, поскольку ставит их в одинаковые условия с собственниками помещений в многоквартирных домах, оборудованных применяемыми для целей горячего водоснабжения электроотопительными или электронагревательными установками, потребляющими электрическую энергию в течение всего отопительного периода, в то время как упомянутая автоматическая система удаления наледи включается автоматически, когда температура наружного воздуха опускается не ниже -5 градусов Цельсия.
Истец в письменном отзыве на кассационную жалобу возразил относительно приведенных в ней доводов и просил оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения, как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО УК "Юбилейный 2007" осуществляет управление рядом жилых многоквартирных домов, расположенных в городе Костроме, в которые ПАО "КСК" с марта по май 2018 года поставляло электрическую энергию в отсутствие договора, заключенного в виде единого документа.
Ненадлежащая оплата управляющей организацией электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды жилых многоквартирных домов, послужила основанием для обращения ПАО "КСК" в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
В силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя, в том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42 и 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. В отсутствие установленных и введенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета расчет объема электрической энергии, подлежащего оплате на общедомовые нужды, необходимо осуществлять расчетным методом, по нормативу потребления.
Факт поставки истцом электрической энергии в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика в спорный период, материалами дела подтвержден и ответчиком не оспаривается.
Разногласия сторон возникли по вопросу применения норматива потребления услуги при расчетах за электроэнергию, поданную в многоквартирный дом N 119 по улице Советской в городе Костроме в целях содержания общего имущества.
Суды установили и сторонами не оспаривается, что указанный дом в спорный период не был оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе, электроснабжения, нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию, установлен Правилами N 306.
Так, в пункте 2 упомянутых Правил установлено, что норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме представляет собой определяемый в соответствии с данными правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к Правилам N 306.
Предметом кассационного обжалования является несогласие ответчика с выводами судов относительно правомерности применения при расчете стоимости электрической энергии, поставленной на цели содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме норматива расхода электрической энергии, установленного Департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области в постановлении от 31.05.2017 N 7-НП для многоквартирных домов, не оборудованных лифтами и оборудованных электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период (3,83 кВтч за квадратный метр, применялся истцом в расчетах за март-апрель 2018 года), а также в не отопительный период (0,85 кВт
ч за квадратный метр, применялся истцом в расчетах за май 2018 года).
ООО УК "Юбилейный 2007" с таким подходом не согласно, полагает, что расчет стоимости электрической энергии для целей содержания общего имущества в спорном многоквартирном доме следует осуществлять, исходя из норматива, равного 0,47 кВтч за квадратный метр, установленного постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области для многоквартирных домов, не оборудованных лифтами и не оборудованных электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения.
В данном конкретном случае разногласия сторон связаны с тем, что в доме на основании акта от 24.01.2018 введена система обогрева крыши дома и удаления наледи. Данная система не предусмотрена конструкцией дома, но предполагает энергопотребление в целях ее эксплуатации.
В силу подпункта "б" пункта 4.1 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в отношении электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются такие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома как количество и типы потребляющих электроэнергию оборудования и устройств, износ внутридомовых инженерных систем.
В соответствии с пунктом 37 приложения N 1 к Правилам N 306 норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме рассчитывается на основании расхода электрической энергии по группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома.
Нормативы расхода электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Костромской области утверждены постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 31.05.2017 N 7-ПН.
В письме от 15.03.2019 N 1678 Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, как уполномоченный орган по утверждению нормативов коммунальных ресурсов, разъяснил, что дома с системой антиобледенения кровли и открытых площадей прямо не могут быть отнесены к какому-либо из нормативов, предусмотренных постановлением от 31.05.2017 N 7-НП, вследствие того, что система антиобледенения не предусмотрена технической документацией на дом. Однако при установке такой системы необходимо учитывать энергопотребление данной системы, ее влияние на нагрузку на сети дома. Поскольку система антиобледенения потребляет значительное количество электроэнергии, Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства указал, что считает целесообразным применение к данной установке максимального норматива из утвержденных постановлением от 31.05.2017 N 7-НП (норматива, примененного истцом при расчетах).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обеих инстанций пришли к выводу, что в данном случае система обогрева крыши в силу положений пункта 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "д" пункта 2 Правил N 491, как оборудование, находящееся в многоквартирном доме и обслуживающее более одного помещения (квартиры), отвечает признакам общего имущества собственников в многоквартирном доме.
На основании данного вывода, а также с учетом разъяснений Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, суды констатировали, что расчет стоимости потребленной спорным многоквартирным жилым домом в целях содержания общедомового имущества электрической энергии правомерно подлежит определению исходя из норматива расхода, применяемого истцом.
При этом суды учли, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО УК "Юбилейный 2007" не представило доказательств, подтверждающих фактический объем электрической энергии, потребленный спорным многоквартирным жилым домом с учетом использования установленной системой обогрева крыши в спорный период.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили исковые требования истца.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, так как они уже являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, изложенная в мотивировочных частях обжалованных судебных актов. Каких-либо новых доводов со ссылками на имеющиеся в деле, но не исследованные судами материалы заявителем кассационной жалобы не приведено.
Суд округа также не установил нарушений судами норм процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены оспоренных судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 31.05.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 по делу N А31-12065/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Юбилейный 2007" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Ионычева |
Судьи |
Е.Ю. Трубникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе, электроснабжения, нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию, установлен Правилами N 306.
Так, в пункте 2 упомянутых Правил установлено, что норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме представляет собой определяемый в соответствии с данными правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
...
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обеих инстанций пришли к выводу, что в данном случае система обогрева крыши в силу положений пункта 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "д" пункта 2 Правил N 491, как оборудование, находящееся в многоквартирном доме и обслуживающее более одного помещения (квартиры), отвечает признакам общего имущества собственников в многоквартирном доме."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 декабря 2019 г. N Ф01-6504/19 по делу N А31-12065/2018
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6504/19
18.10.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6504/19
28.08.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5878/19
31.05.2019 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-12065/18