Нижний Новгород |
|
11 декабря 2019 г. |
Дело N А43-11626/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.12.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Голубевой О.Н.
при участии представителя
от истца: Куликовой Н.В. по доверенности от 25.11.2019 N Д-НН/9
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная
сетевая компания Центра и Приволжья"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2019
по делу N А43-11626/2019
по заявлению публичного акционерного общества
"Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья"
(ИНН: 5260200603, ОГРН: 1075260020043)
о признании незаконным отказа
Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области
(ИНН: 5260417980, ОГРН: 1155260014623)
в предоставлении земельного участка по договору аренды,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Департамент градостроительной деятельности
и развития агломераций Нижегородской области,
и установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - Министерство) в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070042:19, а также об обязании Министерства заключить с Обществом договор аренды данного земельного участка сроком до 01.01.2022.
Заявленные требования основаны на статье 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 39.6 и 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, пункте 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и мотивированы нахождением на спорном земельном участке объекта недвижимости - трансформаторной подстанции, право собственности на которую возникло до 01.09.2018, в связи с чем у Общества имеется возможность приобрести земельный участок в аренду до 01.01.2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, суд привлек Департамент градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области (далее - Департамент).
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 27.05.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2019, отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд исходил из того, что спорный земельный участок может быть использован Обществом для эксплуатации трансформаторной подстанции N 7 (далее - ТП N 7) либо путем установления публичного сервитута, либо на основании договора о размещении объекта, параметры которого соответствуют пункту 5 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Перечень N 1300).
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить вследствие несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
Сославшись на письмо Минстроя России от 29.02.2016 N 7064-ОГ/08, кассатор считает, что правовое регулирование отношений по предоставлению земельного участка, расположенного под ТП N 7, не может осуществляться с применением Перечня N 1300, так как данный нормативный правовой акт вступил в силу 01.03.2015, тогда как трансформаторная подстанция введена в эксплуатацию в 1960 году. Спорный земельный участок не может быть предоставлен на основании договора о размещении объекта, поскольку такое право предоставляется собственникам, возводящим объект электросетевого хозяйства, а у Общества право собственности на ТП N 7 возникло 18.06.2008.
В судебном заседании окружного суда представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, Общество является собственником ТП N 7 (свидетельство о государственной регистрации права от 18.06.2008 52-АВ 505198, технический паспорт от 23.04.2004), расположенной по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Советский район, улица Кулибина, рядом с домом N 6. Указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0070042:19, площадью 33 квадратных метра.
Общество 12.12.2018 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070042:19.
В письме от 17.01.2019 N 326-6339/19 Министерство отказало Обществу в предоставлении этого земельного участка в связи с: 1) наличием возможности установления публичного сервитута в отношении испрашиваемого участка, на котором расположена ТП N 7 (статья 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации); 2) наличием возможности заключения договора о размещении ТП N 7 (статья 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Посчитав, что данное решение является незаконным, нарушает права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
В главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В силу статей 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве оперативного управления (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как установлено в пункте 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации размещение, в том числе, линейных объектов, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка, является основанием для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Суды установили, что испрошенный земельный участок необходим Обществу для размещения ТП N 7, которая входит в единый электросетевой комплекс "Нагорный район электрических сетей", включающий в себя линейные объекты и сооружения для осуществления передачи электрической энергии, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о возможности использования данного земельного участка на ином праве в силу прямого указания закона.
Относительно отказа Министерства в предоставлении спорного земельного участка в аренду по причине наличия у Общества возможности заключения договора о размещении ТП N 7 в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, окружной суд исходит из следующего.
В силу пункта 3 статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Такими объектами, в соответствии с пунктом 5 Перечня N 1300 являются линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 N 213 утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Нижегородской области, утвержденного (далее - Положение N 213), которое регламентирует процедуру и условия размещения объектов, согласно Перечню N 1300, размещение которых осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно пункту 2 Положения N 213, размещение объектов на территории Нижегородской области осуществляется на основании договоров о размещении объекта, заключенных в соответствии с решениями Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципального района, городского округа или городского поселения Нижегородской области, на территории которых находятся соответствующие земли или земельные участки, в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения или в муниципальной собственности.
Судебные инстанции установили, что параметры рассматриваемой ТП N 7 соответствуют пункту 5 Перечня N 1300, так как разрешения на ее строительство не требуется и ее класс напряжения до 35 кВ.
Таким образом, Министерство, сославшись на статью 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, обоснованно отказало Обществу в предоставлении спорного земельного участка в аренду.
Ссылка в кассационной жалобе на письмо Минстроя России от 29.02.2016 N 7064-ОГ/08, которое не обладает нормативным характером, не повлияла на итоги рассмотрения настоящего спора и не привела к принятию неправильных судебных актов.
Таким образом, вопреки доводам Общества суды обеих инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявления, признав отказ Министерства в предоставлении земельного участка в аренду законным.
Кроме того, как верно указали суды нижестоящих инстанций оспариваемый Обществом отказ не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (доказательств обратного материалы дела не содержат), что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы подателя жалобы по существу сводятся к несогласию заявителя с установленными судом обстоятельствами и к переоценке доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2019 по делу N А43-11626/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
...
Судебные инстанции установили, что параметры рассматриваемой ТП N 7 соответствуют пункту 5 Перечня N 1300, так как разрешения на ее строительство не требуется и ее класс напряжения до 35 кВ.
Таким образом, Министерство, сославшись на статью 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, обоснованно отказало Обществу в предоставлении спорного земельного участка в аренду.
Ссылка в кассационной жалобе на письмо Минстроя России от 29.02.2016 N 7064-ОГ/08, которое не обладает нормативным характером, не повлияла на итоги рассмотрения настоящего спора и не привела к принятию неправильных судебных актов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 декабря 2019 г. N Ф01-6312/19 по делу N А43-11626/2019