27 августа 2019 г. |
Дело N А43-11626/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.08.2019.
Полный текст постановления изготовлен 27.08.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2019 по делу N А43-11626/2019,
принятое судьей Соколовой Л.В.
по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" о признании незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области об отказе в предоставлении в аренду земельного участка (уведомление от 17.01.2019 N Исх-326-6339/19),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области.
В судебном заседании принял участие представитель публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" - Куликова Н.В. по доверенности от 01.07.2019 N Д-НН/342 сроком действия до 30.04.2020
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - Общество) на праве собственности принадлежит трансформаторная подстанция (далее - ТП) N 7, входящая в состав электросетевого комплекса "Нагорный район электрических сетей" (свидетельство о государственной регистрации права от 18.06.2008 52-АВ 505198, технический паспорт от 23.04.2004).
Общество 12.12.2018 обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - Министерство) с заявлением о предоставлении на праве аренды земельного участка площадью 33 кв.м, с кадастровым номером 52:18:0070042:19, по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Советский район, ул. Кулибина, рядом с домом N 6, на котором расположена вышеназванная трансформаторная подстанция.
Письмом от 17.01.2019 N 326-6339/19 Министерство, сославшись на пункт 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), отказало Обществу в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, указав в качестве оснований возможность размещения ТПN7 на испрашиваемом земельном участке на основании сервитута, а также, возможность размещения спорной ТП на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, со ссылкой на пункт 5 Перечня видов объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
Общество не согласилось с решением Министерства и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства об отказе в предоставлении в аренду земельного участка (уведомление от 17.01.2019 N Исх-326-6339/19).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамента градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области (далее - Департамент).
Решением от 27.05.2019 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении заявленного требования отказал.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
По утверждению заявителя жалобы, правовое регулирование отношений по предоставлению земельного участка по ТП N 7, созданной до 01.03.2015, не может осуществляться постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Министерство и Департамент отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Министерства и Департамента.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в том числе на основании договора аренды или договора купли-продажи.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
Согласно статье 4 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" и пункту 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области, а также по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В части 2 статьи 22 ЗК РФ установлено, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В части 1 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу пункта 9 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Для предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, гражданин или юридическое лицо подает в уполномоченный орган заявление о предоставление земельного участка, в соответствии с требованиями частей 1-2 статьи 39.17 ЗК РФ.
В силу части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах, его подписание и направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.
Пунктом 19 статьи 39.16 ЗК РФ определено, что одним из оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, является то, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что на испрашиваемом земельном участке расположена трансформаторная подстанция N 7, входящая в состав электросетевого комплекса "Нагорный район электрических сетей", принадлежащего Обществу.
Согласно пункту 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса (введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов").
Случаи, когда может устанавливаться публичный сервитут, в том числе в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, перечислены в статье 23 ЗК РФ.
К таковым относится в числе прочих размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка (статья 39.23 ЗК РФ).
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Из технического паспорта электросетевого комплекса "Нагорный район электрических сетей", в состав которого входит спорная трансформаторная подстанция, следует, что комплекс включает в себя линейные объекты и сооружения для целей электропередачи и является единым объектом.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В целях реализации указанной нормы ЗК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 указанного Перечня к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 4.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 20.06.2003 N 242, трансформаторной подстанцией является электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, РУ, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.
В силу пункта 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется в иных, не поименованных в части 17 статьи 51 ГрК РФ случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с пунктом 12.1 части 1 статьи 29 Закона Нижегородской области от 08.04.2008 N 37-З "Об основах регулирования градостроительной деятельности на территории Нижегородской области" выдача разрешений на строительство не требуется в случае строительства и (или) реконструкции кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также электроустановок напряжением до 20 киловольт включительно.
В соответствии с техническим паспортом электросетевого комплекса "Нагорный район электрических сетей", в состав которого входит спорная трансформаторная подстанция, трансформаторной подстанцией является сооружение, в котором установлено высоковольтное оборудование 6-10кВ, силовые трансформаторы 6-10/0,4кВ, распределительные щиты 0,4кВ различных типов, предназначенное для преобразования электроэнергии с напряжением 6-10кВ на напряжение 380 (220)В и распределения ее потребителям (ж/дома, коммунально-бытовые потребители, предприятия и др.) по воздушным и кабельным линиям электропередач 0,4 кВ.
Таким образом, параметры рассматриваемой трансформаторной подстанции соответствуют пункту 5 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В рассматриваемом случае не подлежат применению нормы ЗК РФ, регулирующие порядок предоставления земельных участков в аренду.
Ссылка Общества на положения пункта 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" обоснованно не принята судом первой инстанции, поскольку из взаимосвязанных положений пункта 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ, статьи 23 ЗК РФ, статья 39.23 ЗК РФ следует, что земельный участок под спорной ТП N7 может быть предоставлен на основании сервитута, публичного сервитута, что прямо исключает возможность его предоставления в аренду.
Кроме того, оспариваемый Обществом отказ не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (доказательств обратного материалы дела не содержат), что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество. Излишне уплаченная по платежному поручению от 20.06.2019 N 70966 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2019 по делу N А43-11626/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 20.06.2019 N 70966.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-11626/2019
Истец: ПАО "МРСК Центра и Приволжья"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области
Третье лицо: Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области