Нижний Новгород |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А43-9108/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.12.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Лазарева А.В. (доверенность от 27.12.2018),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новый завод"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.05.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2019
по делу N А43-9108/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новый завод"
(ИНН: 5256171639, ОГРН: 1185275014517)
о признании незаконным бездействия Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области
и установил:
приказами Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (далее - Министерство) от 14.09.2017 N 326-13-463/17 и от 12.11.2018 N СЛ-326-25615/18 определены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень) соответственно, на 2018 и 2019 годы, в который объект, принадлежащий обществу с ограниченной ответственностью "Новый завод" (далее - ООО "Новый завод", Общество, заявитель) не включен.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства, выраженного в невключении спорного объекта недвижимости в указанные Перечни.
Арбитражный суд Нижегородской области, руководствуясь статьями 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 N 635 (далее - Порядок N 635), решением от 30.05.2019 заявленное требование частично удовлетворил, и признал незаконным бездействие Министерства, выразившееся в невыявлении и невключении объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденный приказом от 12.11.2018 N СЛ-326-25615/18. В остальной части в удовлетворении требования Обществу отказано.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 19.08.2019 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами в части, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель жалобы считает, что обжалуемые судебные акты в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Министерства, выразившегося в невыявлении и невключении спорного объекта недвижимости в Перечни, незаконными и необоснованными. Общество отмечает, что поскольку спорный объект недвижимости приобретен им в июне 2018 года и на момент формирования Перечня на 2018 год не являлось его собственником, он не имеет иной возможности защитить своё право на уплату налога на имущество организаций с учетом кадастровой стоимости указанного объекта, кроме как в судебном порядке.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство сослалось на законность и обоснованность состоявшихся судебных актов и просило отказать в удовлетворении жалобы.
Министерство, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилось в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность принятого Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Новый завод" является собственником объекта недвижимости - здания оснастки и закладных деталей, нежилое, площадью 8666,8 квадратного метра, с кадастровым номером 52:18:0040273:147, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Автозаводский район, улица Монастырка, дом 20 (далее - объект недвижимости).
Приказами Министерства от 14.09.2017 N 326-13-463/17 и от 12.11.2018 N СЛ-326-25615/18 определены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 и 2019 годы, в который административное здание Общества не включено.
Общество, посчитав бездействие Министерства, выразившееся в невключении объекта недвижимости Перечни, незаконными и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 372, 375, 378.2 НК РФ, пунктами 2, 4, 5, 6 Порядком N 635, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 375 НК РФ).
В пункте 1 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость в том числе в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В силу пункта 2 статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 указанного Кодекса.
В пункте 9 статьи 378.2 НК РФ указано, что вид фактического использования зданий определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 06.02.2014 N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации" Министерство определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области в том числе по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым Правительством Нижегородской области, в целях формирования перечня.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется в соответствии с условиями, установленными в пунктах 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ (пункт 2 Порядка N 635).
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 635 организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на основании Постановления N 61 осуществляет Министерство.
Согласно пунктам 7, 8 Порядка N 635 перечень определяется приказом уполномоченного органа на соответствующий налоговый период и не позднее 1 числа очередного налогового периода направляется в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества.
Приказ об определении Перечня подлежит официальному опубликованию, а Перечень подлежит размещению на официальном сайте Правительства Нижегородской области и официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее 30 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду.
По смыслу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ определяет критерии отнесения нежилых зданий к административно-деловым центрам.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Критерии отнесения здания к торговому центру определены пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судами, объект недвижимости принадлежит Обществу на праве собственности с 21.06.2018, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Земельный участок под указанным объектом используется заявителем на основании договора аренды от 29.08.2002, и имеет разрешенное использование - "под производственную площадку".
В соответствии с техническим паспортом здания и экспертного заключения N 1980/И следует, что 20,8 процента от общей площади здания используется в качестве офисных, а 3,13 процента - в качестве объектов общественного питания.
Согласно акту от 29.04.2019 N 10675, составленному по результатам проведенного должностными лицами Министерства с участием представителя Общества обследования спорного здания, установлено, что фактически здание используется под производственно-складские цели с бытовыми подсобными помещениями, столовую (площадь 283,9 квадратного метра) и офисную инфраструктуру (площадь 1663,9 квадратного метра).
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что под офисы и офисную инфраструктуру, а также под оказание услуг общественного питания используется 22,5 процента от общей площади здания, что с учетом пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, позволяет отнести данное здание к офисной инфраструктуре.
Кроме того, суды правомерно отказали в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Министерства, выразившееся в невключении объекта недвижимости в Перечень на 2018 год. Суды обоснованно исходили из отсутствия в материалах дела доказательств соответствия спорного здания критериям, установленным в статье 378.2 НК РФ, до июня 2018 года, а также на момент формирования Перечня на 2018 год.
Судами принято во внимание, что в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации Перечень формируется Министерством в период, предшествующий очередному налоговому периоду, и подлежит опубликованию не позднее 30 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду. Таким образом, Перечень на 2018 год сформирован и утвержден в 2017 году.
Заявителем при этом не указано, в силу каких норм законодательства принадлежащий ему объект недвижимого имущества должен быть включен Министерством в указанный Перечень на 2018 год.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судом не установлено правовых оснований для удовлетворении заявленных Обществом требований в указанной части.
При таких обстоятельствах оснований для включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, установленный приказом Министерства N 326-13-463/17 от 14.09.2017, здания с кадастровым номером 52:18:0040273:147, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Автозаводский район, улица Монастырка, дом 20, не имеется.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу, что оспариваемое бездействие Министерства не противоречит действующему законодательству и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, обжалованные судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.05.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2019 по делу N А43-9108/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новый завод" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что под офисы и офисную инфраструктуру, а также под оказание услуг общественного питания используется 22,5 процента от общей площади здания, что с учетом пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, позволяет отнести данное здание к офисной инфраструктуре.
Кроме того, суды правомерно отказали в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Министерства, выразившееся в невключении объекта недвижимости в Перечень на 2018 год. Суды обоснованно исходили из отсутствия в материалах дела доказательств соответствия спорного здания критериям, установленным в статье 378.2 НК РФ, до июня 2018 года, а также на момент формирования Перечня на 2018 год.
Судами принято во внимание, что в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации Перечень формируется Министерством в период, предшествующий очередному налоговому периоду, и подлежит опубликованию не позднее 30 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду. Таким образом, Перечень на 2018 год сформирован и утвержден в 2017 году."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 декабря 2019 г. N Ф01-6650/19 по делу N А43-9108/2019
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6650/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6650/19
19.08.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6077/19
30.05.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-9108/19