Нижний Новгород |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А82-22537/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заявителя: Новицкой Н.В. (доверенность от 03.12.2019 N 03/12-2019),
Ульяненкова И.И. (доверенность 02.12.2019 N 03/12-2019),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Сильницы"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.05.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019
по делу N А82-22537/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сильницы"
(ИНН: 7609025237, ОГРН: 1117609001432)
о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных
отношений Ярославской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сильницы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - Департамент) в продлении срока действия лицензии ЯРО N 00073 ТЭ, формализованного в письме от 09.08.2018 N ИХ.28-7099/18, а также об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путем принятия решения о внесении изменений в пункт 2.1 раздела 2 названной лицензии в части срока действия лицензии до 01.01.2029.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - Департамент природопользования).
Решением суда от 23.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1), Федерального закона ОТ 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты. Материалами дела подтверждено, что имели место фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали Обществу исполнить обязательства в сфере пользования недрами и которые продолжали существовать на дату обращения за продлением лицензии. Основания для отказа в продлении срока лицензии по мотиву нарушения условий лицензии отсутствовали.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителями в судебном заседании.
Департамент в отзыве отклонил доводы жалобы и заявил ходатайство о ее рассмотрении без участия представителя.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 12.05.2012 Департамент выдал Обществу лицензию ЯРО N 00073 ТЭ на пользование недрами на Осникском участке месторождения, расположенном в 2 км севернее д. Караш Ростовского района Ярославской области (далее - участок месторождения). Целевое назначение и виды работ - добыча песчано-гравийно-валунного материала для производства щебня, гравия и песка для строительных работ. Дата окончания действия лицензии - 01.01.2015.
Лицензионное соглашение (приложение N 1 к лицензии) является неотъемлемой частью лицензии.
Указанная лицензия выдана Обществу на основании постановления Правительства Ярославской области от 16.04.2012 N 340-п "О переоформлении права пользовании участком недр", согласно которому право пользования участком недр, предоставленное закрытому акционерному обществу "Петровский карьер" (далее - Предприятие), переоформлялось на Общество. В настоящее время Предприятие признано банкротом.
Ранее согласно лицензии на право пользования недрами ЯРО N 04674 ТЭ, зарегистрированной 26.12.1998, добычу полезного ископаемого на участке месторождения осуществляло Предприятие. Право пользования недрами предоставлено Обществу, учредителем которого являлось Предприятие, для продолжения деятельности на предоставленном участке недр (абзац второй вводных положений лицензионного соглашения).
Согласно пункту 2.1 лицензионного соглашения недропользователь имеет право на пользование недрами для добычи песчано-гравийно-валунного материала на участке месторождения до 01.01.2015. Срок начала действия лицензии - со дня ее государственной регистрации.
Лицензия может быть продлена по истечении срока действия при условии, что за данный срок участок месторождения не будет отработан полностью. Обязательным условием продления лицензии является выполнение соглашения (пункт 2.2 лицензионного соглашения).
В соответствии с техническим проектом, разработанным в 2008 году, планируемый уровень добычи полезного ископаемого составлял 800 тысяч кубических метров в год. В последующие годы уровень добычи должен соответствовать утвержденному техническому проекту разработки и согласовываться с органом, выдавшим лицензию. Балансовые запасы по состоянию на 01.01.2011 составляют 12 896,9 тысячи кубических метров (пункт 4.1 лицензионного соглашения).
Впоследствии согласно внесенным Департаментом изменениям в лицензию срок окончания действия лицензии продлевался до 01.01.2018 и до 01.01.2019. Балансовые запасы по состоянию на 01.01.2017 составили 12 896,9 тысячи кубических метров.
Общество 26.06.2018 представило в Департамент заявление о продлении срока действия лицензии сроком на 10 лет.
Департамент отказал во внесении изменений в лицензионные условия в части продления срока действия лицензии (письмо от 09.08.2018 N ИХ.28-7099/18), указав на нарушение Обществом пункта 4.1 лицензионного соглашения (несоответствие уровня добычи полезных ископаемых утвержденному техническому проекту разработки и планам развития горных работ). Годовая производительная мощность предприятия составляет 800 тысяч кубических метров в год, в то время как согласно представленной Обществом статистической отчетности о состоянии и движении запасов по форме 5-ГР фактический объем добычи за 2017 год составил 0 тысяч кубических метров.
Общество оспорило отказ Департамента в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период спорных правоотношений; далее - Земельный кодекс), Закона N 2395-1, Закона N 172-ФЗ, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд пришел к выводу о доказанности Департаментом правовых и фактических оснований для отказа в продлении срока действия лицензии.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Статья 7 (пункт 1) Земельного кодекса определяет категории земель Российской Федерации (сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов; промышленности, энергетики, транспорта; особо охраняемых территорий и объектов; лесного, водного фондов; запаса).
Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в частности, с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Закон N 2395-1 регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.
В соответствии со статьей 1 Закона N 2395-1 законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр (статья 10 Закона N 2395-1).
Согласно статье 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей в себя установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, которые являются неотъемлемой частью лицензии и определяют основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В статье 12 Закона N 2395-1 установлены требования к содержанию лицензии на право пользования недрами. Лицензия, помимо прочего, должна содержать сроки ее действия, согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии); указание собственника добытого полезного ископаемого, а также попутных полезных ископаемых (при наличии). Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Правительство Ярославской области постановлением от 17.11.2009 N 1105-П утвердило Порядок оформления и переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3.16 Порядка существенными условиями лицензии являются: сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность); условия, связанные с платежами при пользовании недрами; согласованный уровень добычи полезных ископаемых, указание собственника добытого полезного ископаемого; условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; предоставление статистической и иной отчетности об участке недр; сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Суды установили, материалам дела не противоречит, что Обществу выдана лицензия от 12.05.2012 ЯРО N 00073 ТЭ на пользование недрами сроком действия до 01.01.2015. Согласно изменениям к лицензии от 22.12.2014, от 27.12.2017 срок действия лицензии продлен до 01.01.2019. Лицензионное соглашение (приложение N 1 к лицензии) является неотъемлемой составляющей частью лицензии.
В соответствии с пунктами 5.19, 5.14 лицензионного соглашения пользователь недр обязан соблюдать требования технических проектов, оформить документы на право пользования землей в установленном порядке. В пункте 4.1 лицензионного соглашения согласован объем добычи полезных ископаемых.
Исследовав и оценив материалы дела, суды установили, что в нарушение условий лицензии Общество не приступило к работам, не осуществляло добычу полезных ископаемых, не выполнило мероприятия по оформлению документов на право пользования землей. Земельные участки, на которых предполагалось осуществлять добычу полезных ископаемых, отнесены к землям сельскохозяйственного назначения.
Общество, обратившись в Департамент с заявлением о продлении срока действия лицензии на 10 лет, надлежащим образом не указало основания для продления срока действия лицензии, не подтвердило осуществление каких-либо действий с целью получения прав на перевод земельных участков с разрешенным использованием, возможность завершения разработки месторождения. Обстоятельств, исключающих возможность соблюдения Обществом условий лицензии, суды не установили.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии у Департамента оснований для принятия оспариваемого отказа и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом исследования судов и получили надлежащую оценку. Эти доводы не опровергают сделанные судами выводы, направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств, что не относится к компетенции суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.05.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019 по делу N А82-22537/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сильницы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей в себя установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, которые являются неотъемлемой частью лицензии и определяют основные условия пользования недрами.
...
В статье 12 Закона N 2395-1 установлены требования к содержанию лицензии на право пользования недрами. Лицензия, помимо прочего, должна содержать сроки ее действия, согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии); указание собственника добытого полезного ископаемого, а также попутных полезных ископаемых (при наличии). Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 декабря 2019 г. N Ф01-6850/19 по делу N А82-22537/2018
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6850/19
22.08.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6098/19
26.06.2019 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5508/19
23.05.2019 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-22537/18