Нижний Новгород |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А38-1617/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства государственного имущества Республики Марий Эл
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 26.04.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2019
по делу N А38-1617/2019
по заявлению Министерства государственного имущества Республики Марий Эл
о признании недействительным Управления Федеральной антимонопольной службы
по Республике Марий Эл,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственное унитарное казенное предприятие Республики Марий Эл "Газета
"Ямде лий",
и установил:
Министерство государственного имущества Республики Марий Эл (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Управление) от 18.01.2019 N 02-13/255 об отказе в предоставлении государственной преференции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное унитарное казенное предприятие Республики Марий Эл "Газета "Ямде лий" (далее - Предприятие).
Решением суда от 26.04.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого апелляционного арбитражного суда от 07.08.2019 решение суда оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактических обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Отказ Управления в предоставлении преференции не соответствует Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), заявленное требование подлежало удовлетворению. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление и Предприятие отзывы на кассационную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Марий Эл и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, в государственной собственности Республики Марий Эл находится имущество (нежилые помещения), расположенное в административном здании на площади имени А.С. Пушкина, кадастровый номер 12:05:0506010:259, по адресу: город Йошкар-Ола, набережная Амстердама, дом 1, которое закреплено на праве оперативного управления за государственным унитарным казенным предприятием Республики Марий Эл "Газета Кугарня".
Министерство 07.08.2018 обратилось в Управление с заявлением о даче согласия на предоставление государственной преференции Предприятию путем передачи сроком на 5 лет в безвозмездное пользование указанного имущества (нежилых помещений - позиции 5, 6, 8, 9, 10, 11 первого этажа, общей площадью 50,9 квадратного метра). Цель предоставления имущества - для осуществления деятельности, связанной с изданием образовательной газеты "Ямде лий" ("Будь готов") на марийском языке, в целях сохранения культурных традиций и ценностей народов мари.
Управление 03.09.2018 сообщило Министерству, что передача Предприятию в безвозмездное пользование государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственным казенным предприятием Республики Марий Эл "Газета Кугарня", исключит возможность иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, на предоставление указанных нежилых помещений и приведет к преимущественному положению конкретного хозяйствующего субъекта.
Министерство 21.12.2018 повторно обратилось в Управление с заявлением о даче согласия на предоставление государственной преференции.
По результатам рассмотрения заявления Управление приняло решение от 18.01.2019 N 02-13/255 об отказе в предоставлении государственной преференции.
Министерство оспорило решение Управления в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Закона N 135-ФЗ, Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ), суд первой инстанции пришел к выводу о законности принятого Управлением решения и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Из пункта 20 статьи 4 Закона N 135-ФЗ следует, что под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях, указанных в части 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ.
Государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа (часть 3 статьи 19 Закона N 135-ФЗ).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены исключительно в целях, указанных в данной статье, в том числе, в целях развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей. Преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции установлен в статье 20 Закона N 135-ФЗ.
В силу части 1 статьи 20 Закона N 135-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.
Антимонопольный орган отказывает в предоставлении государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции (пункт 3 части 3 статьи 20 Закона N 135-ФЗ).
Таким образом, государственная преференция может быть предоставлена при соответствии ее целям, определенным в части 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ, и при условии, если ее предоставление не повлечет устранение или недопущение конкуренции. Преференция предоставляется конкретному хозяйствующему субъекту в исключительных целях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 161-ФЗ имущество унитарного предприятия формируется, в том числе за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.
Согласно части 4 статьи 19 Закона N 135-ФЗ не является государственной или муниципальной преференцией закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Судами установлено, материалами дела подтверждено, что Управление проанализировало товарный рынок, на котором осуществляет деятельность Предприятие и установило, что на территории республики деятельность по изданию газет, в том числе на марийском языке, осуществляют несколько печатных изданий, в том числе ОАО "Газета "Марийская правда", ООО "Пресса", ООО Газета "Марий Эл", ООО "Волжские вести", ООО "АВТО ДРАЙВ", ООО "Пронто", ООО "Марийская бумажная компания".
Следовательно, рынок услуг, связанных с изданием газет на территории Республики Марий Эл, включая издание газет на марийском языке, не является закрытым и ограниченным. При этом ООО "Газета "Марий Эл" указало на заинтересованность в издании республиканской газеты на марийском языке в случае получения бюджетной субсидии для возмещения затрат от издания газеты на марийском языке за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете.
На основании изложенного, приняв во внимание финансовое состояние Предприятия (безубыточная деятельность), суды пришли к выводу, что предоставление государственной преференции отдельному хозяйствующему субъекту при наличии иных потенциальных участников рынка, заинтересованных в получении государственного имущества в безвозмездное пользование, может привести к преимущественному положению конкретного хозяйствующего субъекта и устранению конкуренции.
Необходимость получения согласия на передачу Предприятию имущества, закрепленного на праве оперативного управления за другим государственным унитарным казенным предприятием (при возможности его передачи в соответствии с Законом N 161-ФЗ), Министерство не обосновало.
С учетом изложенного суды правомерно посчитали, что оспариваемое решение Управления соответствует требованиям действующего законодательства, и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Республики Марий Эл и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 26.04.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2019 по делу N А38-1617/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства государственного имущества Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Антимонопольный орган отказывает в предоставлении государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции (пункт 3 части 3 статьи 20 Закона N 135-ФЗ).
Таким образом, государственная преференция может быть предоставлена при соответствии ее целям, определенным в части 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ, и при условии, если ее предоставление не повлечет устранение или недопущение конкуренции. Преференция предоставляется конкретному хозяйствующему субъекту в исключительных целях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 161-ФЗ имущество унитарного предприятия формируется, в том числе за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.
Согласно части 4 статьи 19 Закона N 135-ФЗ не является государственной или муниципальной преференцией закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
...
Необходимость получения согласия на передачу Предприятию имущества, закрепленного на праве оперативного управления за другим государственным унитарным казенным предприятием (при возможности его передачи в соответствии с Законом N 161-ФЗ), Министерство не обосновало."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 декабря 2019 г. N Ф01-6721/19 по делу N А38-1617/2019
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6721/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6721/19
07.08.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5752/19
26.04.2019 Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл N А38-1617/19