Нижний Новгород |
|
19 декабря 2019 г. |
Дело N А31-10754/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.12.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.12.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Ионычевой С.В., Трубниковой Е.Ю.
при участии представителя
от общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис":
Бабаева Э.Ф. по доверенности от 01.12.2019 N 88
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 29.04.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.09.2019
по делу N А31-10754/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания"
(ИНН: 4407009300, ОГРН: 1084436000550)
к обществу с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис"
(ИНН: 4401095293, ОГРН: 1084401010748)
о понуждении к заключению договора,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственная жилищная инспекция Костромской области,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о понуждении общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис" заключить договор холодного водоснабжения и водоотведения.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственную жилищную инспекцию Костромской области.
Арбитражный суд Костромской области решением от 29.04.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.09.2019, иск удовлетворил, обязал Общество в тридцатидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда заключить с Компанией договор поставки коммунальных ресурсов на определенных судом условиях.
При принятии судебных актов суды руководствовались, в том числе, статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), статьей 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ), пунктами 6 и 17 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), пунктами 13, 14 и 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), подпунктом "д" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), пунктами 5 и 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что суды первой и апелляционной инстанции пришли к неверному выводу о наличии у Общества обязанности заключить с Компанией договор, не приняв во внимание наличие прямых договоров у ответчика с каждым собственником помещения в многоквартирных домах, находящихся в управлении истца.
Кассатор считает не соответствующими нормам права некоторые пункты спорного договора и просит:
- изложить пункт 1.1 договора в следующей редакции: "Ресурсоснабжающая организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать исполнителю через сети инженерно-технического обеспечения на границе раздела эксплуатационной ответственности коммунальный ресурс - холодную воду, для оказания собственниками (нанимателями) жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет исполнитель (приложение 1 к договору), услуг в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а исполнитель обязуется на условиях, предусмотренных договором, оплачивать поставленный ресурсоснабжающей организацией объем коммунального ресурса, а также обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовой инженерной системы, с использованием которой осуществляется потребление коммунального ресурса.". Названную редакцию пункта 1.1 договора Общество мотивирует наличием прямых договоров с собственниками помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении Компании;
- изложить пункт 1.2 договора в следующей редакции: "Границей эксплуатационной ответственности сетей водоснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома. Границей эксплуатационной ответственности сетей водоотведения, входящих в состав общего имущества, является выпускной канализационный колодец.";
- исключить пункт 2.1.4 договора: "Ресурсоснабжающая организация обязана не допускать подпор канализационных стоков в колодцах, в которые поступают канализационные стоки от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.") из текста договора, поскольку согласно СНиП 2.04.01-85 такие колодцы относятся к внутренней канализационной сети и, соответственно, являются общим имуществом и зоной эксплуатационной ответственности управляющей компании;
- включить в договор пункт 2.2.5 следующего содержания: "Ресурсоснабжающая организация праве производить ограничение и (или) приостановление поставки коммунального ресурса в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством, в том числе в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем коммунальных услуг обязательств по оплате за потребленную холодную воду.", поскольку такое правило предусмотрено в пункте 8 части 3 статьи 21 Закона о водоснабжении;
- пункт 2.3.11 договора изложить в следующей редакции: "Исполнитель обязан не допускать подпор канализационных стоков в колодцах, в которые поступают канализационные стоки от жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах.";
- включить в договор пункт 2.3.16 следующего содержания: "В случае если собственники помещений в многоквартирном доме на момент заключения настоящего договора не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета, установить в многоквартирных домах, находящихся в управлении исполнителя, коллективные (общедомовые) приборы учета холодной воды в течении 60 дней с даты начала поставки коммунального ресурса, определенного в пункте 1.4 договора.
В случае неисполнения соответствующей обязанности исполнитель коммунальных услуг обязуется обеспечить доступ ресурсоснабжающей организации к местам установки средств учета и возместить расходы ресурсоснабжающей организации, связанные с установкой данных приборов, а в случае неисполнения данных обязательств в добровольном порядке, также понесенные ей расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания данных расходов с исполнителя коммунальных услуг в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В случае если многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении исполнителя не оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета, ресурсоснабжающая организация имеет право при начислении платы за потребленную коммунальную услугу холодного водоснабжения и потребленную коммунальную услугу водоотведения применить повышающий коэффициент.";
- включить в договор пункт 2.3.17 следующего содержания: "Исполнитель обязан в течение 15 дней с начала подачи коммунального ресурса, определенного в пункте 1.4 договора, предоставить ресурсоснабжающей организации заверенные копии следующих документов: правоустанавливающих документов исполнителя; лицензии па осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; документов, подтверждающих наличие у исполнителя обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и по предоставлению соответствующей коммунальной услуги потребителям или обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме; документов, подтверждающих факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа; документов об установке и приеме в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такого прибора учета); протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о внесении собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (если такое решение принято); документов, содержащих сведения о размере, площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме";
- включить в договор пункт 2.3.18 в следующей редакции: "Исполнитель обязан предоставлять ресурсоснабжающей организации ежемесячно, в срок до 01 числа месяца, следующем за расчетным периодом, отчет о расходе коммунальных ресурсов холодного водоснабжения и водоотведения по общедомовым приборам учета, отчет о расходе коммунальных ресурсов холодного водоснабжения и водоотведения в разрезе лицевых счетов.";
- пункт 4.1 договора изложить в следующей редакции: "Снятие показаний коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды осуществляется исполнителем совместно с представителями ресурсоснабжающей организации (если от ресурсоснабжающей организации не поступил отказ от участия в снятии показаний приборов учета в текущем расчетном периоде). О предстоящем снятии показаний исполнитель уведомляет ресурсоснабжающую организации не менее чем за 5 дней, время, дата снятия таких показаний согласовывается сторонами в течение 1 рабочего дня с момента получения соответствующего уведомления.";
- пункт 5.13 договора изложить в следующей редакции: "Потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как надлежащее выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем.";
- пункт 7.1 договора изложить в следующей редакции: "Настоящий договор вступает в силу со дня вступления настоящего решения в законную силу и действует до 31.12.2019", поскольку пункт 7.2 договора содержит условие о пролонгации договора;
- включить в договор пункт 9.5 в следующей редакции: "В случае просрочки оплаты за поставленные коммунальные ресурсы, исполнитель оплачивает ресурсоснабжающей организации пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей па день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.".
В отзыве на кассационную жалобу Компания указала на несостоятельность доводов, изложенных в ней, просила оставить ее без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заседание суда округа проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области.
В заседании окружного суда представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе, настаивал на утверждении спорного договора в редакции, предложенной ответчиком.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания жалобы, явку представителей в заседание суда округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, в управлении Компании находятся многоквартирные жилые дома в городе Шарья и поселке Ветлужский Костромской области.
Общество является организацией, осуществляющей поставку холодной воды и водоотведения, в пределах названных территорий.
Компания в июле 2017 года направила Обществу заявку на заключение договора водоснабжения и водоотведения в целях предоставлении собственникам и иным пользователям помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении истца, коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению.
Уклонение Общества от заключения названного договора послужило основанием для обращения Компании с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыв на нее, заслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
Предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом (часть 1 статьи 44, части 1 и 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственники помещений вправе управлять своим домом либо опосредованно (путем объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме), либо непосредственно.
Управляющая организация на основании пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "и" пункта 34 Правил N 354 должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, возможность предоставления которых определяется исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
Порядок обращения исполнителя коммунальных услуг к ресурсоснабжающей организации в целях заключения договора энергоснабжения урегулирован Правилами N 124.
В пункте 13 Правил N 124 установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым ресурсоснабжающая организация вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения.
Такими основаниями, в частности, являются: 1) наличие предусмотренного частью 17 статьи 12 Закона N 176-ФЗ договора ресурсоснабжения; 2) наличие предусмотренного частью 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с частью 17 статьи 12 Закона N 176-ФЗ договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Согласно части 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Основания, при которых ресурсоснабжающая организация может быть признана исполнителем соответствующей коммунальной услуги, предусмотрены, в том числе, в части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле (статьи 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды, оценив представленные в дело доказательства, не установили оснований, в связи с которыми законодательство связывает возможность ресурсоснабжающей организации, при наличии управляющей компании, выступать в качестве исполнителя коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению.
Таким образом, суды правомерно не усмотрели оснований для отказа Компании в заключении договора ресурсоснабжения на весь объем потребления соответствующих коммунальных услуг, а не только на объем таких услуг, приходящихся на содержание общедомового имущества.
Довод Общества о необходимости внесения изменений в пункт 1.2 договора судом округа отклоняется на основании следующего.
В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставку указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно пункту 1 Правил N 491 состав общего имущества определяется: собственниками помещений в многоквартирном доме - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества; органами государственной власти - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества; органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил N 491).
По смыслу приведенных норм граница балансовой принадлежности по общему правилу устанавливается по внешней стене жилого многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 22.07.2015 N 305-ЭС15-513, от 21.12.2015 N 305-ЭС15-11564, от 03.10.2016 N 308-ЭС16-7310 и от 26.12.2016 N 308-ЭС16-7314, точка поставки коммунальных услуг в многоквартирном жилом доме по общему правилу должна находиться на внешней стене дома в месте соединения внутридомовой сети с внешними сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в многоквартирном жилом доме на сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома. Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит.
В рассматриваемом деле документально не подтверждено и судами не установлено наличие предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для установления границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по сетям водоснабжения и водоотведения за пределами внешних границ стен многоквартирных домов, в том числе не установлено наличие предусмотренного подпунктом "а" пункта 1 Правил N 491 волеизъявления управомоченных собственников помещений в многоквартирном доме на определение соответствующего состава общего имущества многоквартирного дома.
Довод Общества о включении в договор пункта об обязании управляющей организации установить приборы учета судом округа не принимается, поскольку порядок установки и компенсации расходов за установку приборов учета в многоквартирном жилом доме определен в статье 13 Закона об энергосбережении, подпункте "с" пункта 31 Правил N 354, пунктах 6 и 17 Правил N 124.
В отсутствие установленных общедомовых приборов учета объем поставленного в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса определяется расчетным способом, который предусмотрен жилищным законодательством, являющимся обязательным к применению в отношениях между управляющей и ресурсоснабжающей организациями.
Как верно отметил суд апелляционной инстанции, порядок снятия показаний приборов учета и предоставления Обществу сведений для определения объема потребленного ресурса, соответствующий действующему законодательству, утвержден судом в разделе 4 договора, в связи с чем возражения в отношении пунктов 2.3.18 и 4.1 судом округа отклоняются.
Позиция подателя жалобы о неправомерном невключении судами в договор условия о возможности введения ограничения предоставления коммунальных услуг, обязании Компании представить ряд документов, а также о начислении пеней на сумму задолженности истца перед ответчиком, судом округа отклоняется, поскольку названные положения урегулированы законодательством.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, подлежащих применению с учетом фактических обстоятельств дела, установленных судами по результатам произведенной ими оценки доказательств.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и расходы на ее уплату относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 29.04.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.09.2019 по делу N А31-10754/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
С.В. Ионычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 22.07.2015 N 305-ЭС15-513, от 21.12.2015 N 305-ЭС15-11564, от 03.10.2016 N 308-ЭС16-7310 и от 26.12.2016 N 308-ЭС16-7314, точка поставки коммунальных услуг в многоквартирном жилом доме по общему правилу должна находиться на внешней стене дома в месте соединения внутридомовой сети с внешними сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в многоквартирном жилом доме на сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома. Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит.
В рассматриваемом деле документально не подтверждено и судами не установлено наличие предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для установления границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по сетям водоснабжения и водоотведения за пределами внешних границ стен многоквартирных домов, в том числе не установлено наличие предусмотренного подпунктом "а" пункта 1 Правил N 491 волеизъявления управомоченных собственников помещений в многоквартирном доме на определение соответствующего состава общего имущества многоквартирного дома.
Довод Общества о включении в договор пункта об обязании управляющей организации установить приборы учета судом округа не принимается, поскольку порядок установки и компенсации расходов за установку приборов учета в многоквартирном жилом доме определен в статье 13 Закона об энергосбережении, подпункте "с" пункта 31 Правил N 354, пунктах 6 и 17 Правил N 124."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 декабря 2019 г. N Ф01-6921/19 по делу N А31-10754/2017