Нижний Новгород |
|
20 декабря 2019 г. |
Дело N А11-8790/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.12.2019.
Полный текст постановления изготовлен 20.12.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Голубевой О.Н., Кислицына Е.Г.,
при участии представителей
от истца: Шурыгина А.Н. (доверенность от 24.10.2017 N 161),
от ответчика - муниципального образования город Владимир в лице
администрации города Владимира: Ермаковой Н.Е. (доверенность от 20.09.2018),
от третьего лица - Управления муниципальным имуществом города Владимира:
Ермаковой Н.Е. (доверенность от 09.01.2019)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
муниципального образования город Владимир в лице администрации города Владимира
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 16.05.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2019
по делу N А11-8790/2018
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс"
(ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350) в лице филиала "Владимирский"
к муниципальному образованию город Владимир в лице администрации города Владимира (ИНН: 3302008636, ОГРН: 1033302009146) и
муниципальному унитарному предприятию города Владимира
"Владимирские тепловые электрические сети"
(ИНН: 3302002289, ОГРН: 1033302001710)
о признании права собственности отсутствующим и
признании права собственности на недвижимое имущество
и по встречному иску муниципального образования город Владимир
в лице администрации города Владимира
к публичному акционерному обществу "Т Плюс" в лице филиала "Владимирский" и муниципальному бюджетному учреждению города Владимира "Владстройзаказчик"
(ИНН: 3328457139, ОГРН: 1083328001778)
о признании недействительными соглашений,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление муниципальным имуществом города Владимира, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, Управление архитектуры и строительства администрации города Владимира и акционерное общество "Владимирские коммунальные системы",
и установил:
публичное акционерное общество "Т Плюс" в лице филиала "Владимирский" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию город Владимир в лице администрации города Владимира (далее - Администрация) о признании отсутствующим права собственности муниципального образования город Владимир и о признании отсутствующим права хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия города Владимира "Владимирские тепловые электрические сети" (далее - Предприятие), а также о признании права собственности Общества на следующие объекты:
- на транспортную развязку в начальной точке автомобильной дороги Владимир-Муром-Арзамас: I очередь строительства - от пл. Фрунзе до развязки с Ерофеевским спуском (включительно), II очередь строительства - от развязки с Ерофеевским спуском до Октябрьского проспекта, адрес: г. Владимир, от Октябрьского проспекта до площади Фрунзе, II очередь строительства (тепловая сеть) (кадастровый номер 33:22:000000:5657, адрес: г. Владимир, от Октябрьского проспекта до ул. Гагарина);
- на транспортную развязку в начальной точке автомобильной дороги Владимир-Муром-Арзамас: I очередь строительства - от пл. Фрунзе до развязки с Ерофеевским спуском (включительно) (Тепловые сети) (кадастровый номер 33:22:000000:5665), адрес: г. Владимир, от пл. Фрунзе до развязки с Ерофеевским спуском.
В порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечено Предприятие.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление муниципальным имуществом города Владимира (далее - Управление), муниципальное бюджетное учреждение города Владимира "Владстройзаказчик" (далее - Учреждение), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Росреестр), Управление архитектуры и строительства администрации города Владимира (далее - Управление архитектуры) и акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (далее - АО "ВКС").
В порядке статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к совместном рассмотрению с первоначальным иском принято встречное исковое заявление Администрации к Обществу и Учреждению о признании недействительными соглашения от 26.11.2014 о возмещении расходов владельца тепловой сети посредством переноса участков магистральных тепловых сетей и соглашения от 22.03.2016 о переносе участков магистральных тепловых сетей.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 16.05.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2019, удовлетворил исковые требования Общества и отказал в удовлетворении встречного иска Администрации.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросила отменить обжалованные решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального и процессуального права.
Оспаривая законность принятых судебных актов, податель жалобы указывает на неправильное применение судами статьи 6 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) и статьи 19 Федерального закона от 08.11.2008 N 211-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности" (далее - Закон об автодорогах), так как применение порядка возмещения затрат возможно при переносе/переустройстве инженерных коммуникаций только в случае реконструкции или капитального ремонта автомобильных дорог, тогда как в рассматриваемом случае осуществлено строительство новой автомобильной дороги; спорными соглашениями предусмотрена передача в собственность Общества построенных за счет субсидированных средств муниципальных объектов недвижимого имущества, то есть Учреждение распорядилось муниципальным имуществом в отсутствие согласия уполномоченного органа местного самоуправления, что является основанием для признания этих соглашений недействительными; судебные инстанции не разрешили вопрос о признании Учреждением встречного иска Администрации.
В судебном заседании представитель заявителя, а также Управления поддержал доводы, изложенные в кассационных жалобах, и попросил отменить принятые решение и постановление.
Представитель Общества в судебном заседании и в отзыве на кассационную жалобу сослался на законность и обоснованность состоявшихся судебных актов и попросил отказать в удовлетворении жалобы.
Окружной суд удовлетворил ходатайство Управления архитектуры о проведении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы без участия его представителя.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, а также заслушав представителей Администрации, Общества и Управления, явившихся в судебное заседание, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, Обществу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- тепловая сеть 2-й очереди от ТЭЦ до Т.139, назначение: не определено, протяженность 7520 метров, адрес (местонахождение) объекта: г. Владимир, ул. Б.Нижегородская - террритория ТЭЦ, тер. ООО "Автоприбор", территория ОАО "СУНРиМ", ОАО "КПП" и ОАО "Владимирский хлебокомбинат", пл. Фрунзе, ул. Усти-на-Лабе, пойма р. Лыбедь, ул. Менделеева, ул. Луначарского, ул. В.Боровок (свидетельство о государственной регистрации права от 25.09.2015 N 33-33-01/115/2014-360, повторное, взамен свидетельства от 29.12.2014 серии 33АМ N 012905);
- тепловая сеть 3-й очереди строительства от ТЭЦ до Т.191, назначение: не определено, протяженность 1950 метров, адрес (местонахождение) объекта: г. Владимир, ул. Б.Нижегородская - территория ТЭЦ, территория железной дороги Москва-Нижний Новгород, территория ООО "Автоприбор", ОАО "КПП" и ОАО "Владимирский хлебокомбинат" (свидетельство о государственной регистрации права от 25.09.2015 N 33-33- 01/117/2014-360, повторное, взамен свидетельства от 27.12.2014 серии 33АМ N 012695).
Постановлением Губернатора Владимирской области от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении государственной программы "Дорожное хозяйство Владимирской области на 2014 - 2025 годы" предусмотрено строительство транспортной развязки в начальной точке автомобильной дороги Владимир-Муром-Арзамас, I очередь строительства - от пл. Фрунзе до развязки с Ерофеевским спуском (включительно); строительство транспортной развязки в начальной точке автомобильной дороги Владимир-Муром-Арзамас, II очередь строительства - от развязки с Ерофеевским спуском до Октябрьского проспекта (пункты 3, 3 приложения N 3-с к постановлению).
Постановлением Администрации от 30.12.2014 N 5052 Учреждение назначено застройщиком по капитальному строительству названного объекта.
В приложении к данному постановлению (в редакции постановления Администрации от 26.01.2017 N 182) определены технические характеристики объекта капитального строительства, в том числе указан объем работ на 2014 - 2017 годы: устройство дорожной одежды, дорожного покрытия; вынос и строительство сетей бытовой и дождевой, ливневой канализации, дренажа, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, водопровода, кабельной канализации (сети связи); устройство контактных сетей, электроосвещения, светофорных объектов, благоустройства; изъятие земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на них, снос объектов недвижимости; компенсация за зеленые насаждения, вырубку зеленых насаждений; уточнение проектных решений; затраты заказчика, связанные со строительством и вводом объекта в эксплуатацию.
Управлением капитального строительства Администрации застройщику 10.10.2014 выдано разрешение N RU33301000-133/14 на строительство объекта капитального строительства.
В целях строительства объекта Учреждение обратилось к ОП "Тепловые сети" ОАО "Владимирэнерго" с заявлением об уточнении ранее выданных или выдаче новых технических условий на вынос сетей на участке автодороги от Октябрьского проспекта до площади Фрунзе (письмо от 13.10.2003 N 2168).
В письме от 23.10.2003 N 1425 в адрес застройщика направлены технические условия на пересечение с магистральными тепловыми сетями при проектировании и строительстве Лыбедской магистрали N 5318-00-АД I этап "Ерофеевский спуск - площадь Фрунзе", II этап "Ерофеевский спуск - Октябрьский проспект".
Впоследствии Общество (собственник) и Учреждение (заказчик) заключили соглашение о переносе участков магистральных тепловых сетей от 01.03.2016 (в экземпляре Общества) и от 22.03.2016 (в экземпляре Администрации), в соответствии с пунктом 1.1 которого заказчик за свой счет переносит (переустраивает) участки магистральной тепловой сети "Магистральные тепловые сети 2-й очереди в районе ул. Усти-на-Лабе" инвентарный N 300087 и "Магистральные тепловые сети 3-й очереди в районе ул. Усти-на-Лабе" инвентарный N 300745, указанной в приложении N 1.1 (технический паспорт) и N 1.2 (схема) к настоящему соглашению, посредством выполнения работ по переносу (переустройству) данного участка магистральной тепловой сети на условиях настоящего соглашения.
В пункте 1.2 соглашения указано, что необходимость переноса (переустройства) участка магистральной тепловой сети вызвана строительством заказчиком объекта: "Транспортная развязка в начальной точке автомобильной дороги Владимир-Муром-Арзамас (I и II очередь) 1-я очередь строительства) в связи с попаданием существующих участков магистральной тепловой сети собственника в пятно застройки.
В пункте 1.3 соглашения установлено, что собственник согласовывает заказчику выполнение работ по переносу (переустройству) существующего участка магистральной тепловой сети, указанной в приложении N 1 к настоящему соглашению и принадлежащей собственнику на праве собственности, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 25.09.2015, запись о регистрации N 33-33-01/115/2014-360, свидетельством от 25.09.2015, запись о регистрации N 33-33-01/117/2014-478, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Владимирской области (приложение N 2 к настоящему соглашению) при условии:
- производства работ по переносу в полном соответствии с разрешением на строительство от 10.10.2014 N RU33301-000-133/14, выданным Администрацией (приложение N 3 к настоящему соглашению) и проектом "Транспортная развязка в начальной точке автомобильной дороги Владимир-Муром-Арзамас I очередь строительства - от площади Фрунзе до развязки с Ерофеевским спуском" шифр N 5318-00, ГИП ГПИ "Владимиргражданпроект", получившим положительное заключение государственной экспертизы N 701-06/УГГЭНО-1282 от 21.12.2006 (раздел 5318-00.3ТС "Магистральные сети 2 и 3 очереди");
- в случае внесения изменений в действующий проект работы по строительству выполняются в соответствии с внесенными изменениями;
- осуществления работ в полном объеме силами и средствами заказчика (с возможностью привлечения для выполнения работ третьих лиц) с участием строительного контроля собственника;
- вывода из эксплуатации существующего участка магистральной тепловой сети силами заказчика;
- производства работ исключительно организациями, имеющими право на производство соответствующих работ;
- выполнения заказчиком требований пунктов 2.1.6 и 2.1.7 в полном объеме;
- регистрации перенесенных (переустроенных) участков магистральной тепловой сети в собственность собственника;
- передачи после завершения работ заказчиком собственнику разрешительных, строительных, первичных учетных и прочих отчетных документов на перенесенные (переустроенные) участки магистральной тепловой сети в соответствии с перечнем, указанным в приложении N 4;
- выполнения в соответствии с проектом работ по благоустройству территории после завершения работ по переносу (переустройству) участков магистральной тепловой сети (в том числе после завершения работ по демонтажу существующих участков сетей и после строительства нового участка сетей).
Заказчик принимает на себя организацию выполнения комплекса работ по переносу (переустройству) участков магистральной тепловой сети в составе проекта "Транспортная развязка в начальной точке автомобильной дороги Владимир-Муром-Арзамас I очередь строительства - в районе ул. Усти-на-Лабе и пл. Фрунзе от ТК 191-2,3 до ТК 194-2,3 и на участке от ТК 194-2,3 до ТК 219-2,3 (пункт 1.4 соглашения).
Стороны пришли к соглашению, что построенные по данному соглашению заказчиком участки магистральной тепловой сети являются собственностью собственника взамен утраченных им по причине вывода из эксплуатации заказчиком при проведении работ по строительству объекта; выполненные заказчиком работы по переносу (переустройству) участков магистральной тепловой сети признаются сторонами реконструкцией тепловой сети собственника, указанной в приложении N 2 к настоящему соглашению (пункт 1.5 соглашения).
Кроме того, Общество (собственник) и Учреждение (заказчик) заключили соглашение от 26.11.2014 о возмещении расходов владельца тепловой сети посредством переноса участков магистральных тепловых сетей, в соответствии с пунктом 1.1 которого заказчик за свой счет возмещает собственнику расходы, обусловленные переносом (переустройством) участка магистральной тепловой сети "Магистральные тепловые сети 2-й очереди в районе ул. Гороховая" инвентарный N 300048, указанной в приложении N 1.1 (технический паспорт) и N 1.2 (схема) к настоящему соглашению, посредством выполнения работ по переносу (переустройству) данного участка магистральной тепловой сети на условиях настоящего соглашения.
В пункте 1.2 соглашения указано, что необходимость переноса (переустройства) участка магистральной тепловой сети вызвана строительством заказчиком объекта "Транспортная развязка в начальной точке автомобильной дороги Владимир-Муром-Арзамас (I и II очередь) в связи с попаданием существующих участков магистральной тепловой сети собственника в пятно застройки.
Пунктом 1.3 соглашения установлено, что собственник согласовывает заказчику выполнение работ по переносу (переустройству) существующего участка магистральной тепловой сети, указанной в приложении N 1 к настоящему соглашению и принадлежащей собственнику на праве собственности, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 18.04.2007 серия 33АК N 274268, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Владимирской области (приложение N 2 к настоящему соглашению) при условии:
- производства работ по переносу в полном соответствии с разрешением на строительство N RU33301-000-133/14 от 10.10.2014, выданным Администрацией (приложение N 3 к настоящему соглашению) и проектом "Транспортная развязка в начальной точке автомобильной дороги Владимир-Муром-Арзамас 2-й очередь строительства - от развязки с Ерофеевским спуском до Октябрьского проспекта" шифр N 5318-00, ГИП ГПИ "Владимиргражданпроект", получившим положительное заключение государственной экспертизы от 21.12.2006 N 701-06/УГГЭНО-1282 (раздел 5318-00.3ТС "Магистральные сети 2-й и 3-й очереди");
- осуществления работ в полном объеме силами и средствами заказчика (с возможностью привлечения для выполнения работ третьих лиц) с участием строительного контроля собственника;
- вывода из эксплуатации существующего участка магистральной тепловой сети силами собственника после выполнения заказчиком требований пунктов 2.1.6 и 2.1.7 в полном объеме;
- производства работ исключительно организациями, имеющими право на производство соответствующих работ;
- предоставления гарантии на выполненные работы на срок 5 лет (пункт 17 статьи 14 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении);
- получения в соответствии с требованиями статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешения на ввод;
- регистрации перенесенных (переустроенных) участков магистральной тепловой сети в собственность собственника;
- передачи после завершения работ заказчиком собственнику разрешительных, строительных, первичных учетных и прочих отчетных документов на перенесенные (переустроенные) участки магистральной тепловой сети в соответствии с перечнем, указанным в приложении N 4;
- выполнения в соответствии с проектом работ по благоустройству территории после завершения работ по переносу (переустройству) участков магистральной тепловой сети (в том числе после завершения работ по демонтажу существующих участков сетей и после строительства нового участка сетей).
Заказчик принимает на себя организацию выполнения комплекса работ по переносу (переустройству) участков магистральной тепловой сети в составе проекта "Транспортная развязка в начальной точке автомобильной дороги Владимир-Муром-Арзамас II очередь строительства - от развязки с Ерофеевским спуском до Октябрьского проспекта" (пункт 1.4 соглашения).
Стороны пришли к соглашению, что построенные по данному соглашению заказчиком участки магистральной тепловой сети являются собственностью собственника взамен утраченных им по причине вывода из эксплуатации заказчиком при проведении работ по строительству объекта; выполненные заказчиком работы по переносу (переустройству) участков магистральной тепловой сети признаются сторонами реконструкцией тепловой сети собственника, указанной в приложении N 2 к настоящему соглашению (пункт 1.5 соглашения).
Также Учреждение (заказчик) и Общество (собственник) заключили соглашение от 15.03.2016 N 7V00-FA041/06-011/0007-2016 о компенсации затрат, понесенных в связи с переустройством участка тепловой сети, попадающего в зону реконструкции путепровода по Октябрьскому проспекту, в соответствии с пунктом 1.1 которого собственник обязуется осуществить комплекс действий по переустройству существующего участка тепловой сети, подпадающего в зону реконструкции путепровода по Октябрьскому проспекту.
В пункте 1.2 соглашения предусмотрено, что переустройству подлежит участок существующей тепловой сети 2Д 426х7,0 мм между ТК 676 и ТК 684, проложенный в конструкции путепровода по Октябрьскому проспекту, инвентарный N 6300300040, свидетельство о государственной регистрации права от 29.09.2015, запись о регистрации N 33-33-01/115/2014-373; протяженность участка сети, подлежащей переустройству, составляет ориентировочно 52 метра; протяженность участка подлежит уточнению после окончания выполнения работ.
Переустройство выполняется в соответствии с проектом "Реконструкция путепровода по Октябрьскому проспекту в г.Владимире", шифр К. N 38/1-15(6342-15) разработчик ГУП ВО ГПИ "Владимиргражданпроект" (приложение N 1), положительное заключение экспертизы промышленной безопасности ГАУ ВО "Владоблэкспертиза" от 29.09.2015 N 33-1-5-0206-15, разрешение на строительство от 09.12.2015 N 33-RU33301000-322-2015 (с изменениями и дополнениями) (пункт 1.3 соглашения).
Стороны признают, что по завершению исполнения обязательств по настоящему соглашению тепловая сеть 2Д 426х7,0 мм, проложенная в конструкции путепровода по Октябрьскому проспекту, остается в собственности собственника (пункт 1.4 соглашения).
После окончания работ по переустройству объект соглашения становится собственностью собственника в следующем составе: трубопроводы тепловой сети стальные в изоляции из ППУ-скорлуп с покрытием оцинкованной сталью 2Д 426х7,010 мм, проложенные в конструкции путепровода; подвеска для крепления трубопровода к конструкции путепровода - 12 шт.; опора скользящая 560-ОЦ - 12 шт.; стальной футляр Д530 мм - 4 шт.; тепловая камера из железобетонных блоков - 2 шт (пункт 1.5 соглашения).
В разделе 2 соглашения стороны установили размер и порядок компенсации затрат собственника, понесенных в связи с исполнением обязательств по переустройству объекта соглашения.
Дополнительными соглашениями от 17.06.2016 к соглашению от 15.03.2016 N 7V00-FA041/06-011/0007-2016 стороны уточнили объект переустройства, стоимость и порядок компенсации затрат.
Стороны подписали акт выполненных работ от 17.06.2016 к соглашению от 15.03.2016 N 7V00-FA041/06-011/0007-2016.
Платежными поручениями от 19.07.2016 N 380121 и от 27.07.2016 N 455744 Учреждение перечислило Обществу денежные средства в размере 1 912 470 рублей по акту от 16.06.2016.
Учреждению 23.12.2016 выдано разрешение N 33-RU33301000-107-2016 на ввод реконструированного объекта ("Транспортная развязка в начальной точке автомобильной дороги Владимир-Муром-Арзамас I очередь строительства - от пл. Фрунзе до развязки с Ерофеевским спуском (включительно). II очередь строительства - от развязки с Ерофеевским спуском до Октябрьского проспекта") в эксплуатацию.
В данном разрешении заполнена графа "Линейные объекты" с указанием протяженности 800,19 метра (по проекту), 800 метров (фактическая), вида покрытия дорожной одежды - асфальтобетон, число полос движения - 4, ширина проезжей части - 16 метров, протяженность сети наружного освещения - 3050 метров (фактическая), протяженность тепловых сетей 380 метров (фактическая), протяженность сети водопровода 356 метров, 246 метров (фактическая), протяженность сети телефонизации 233 метра (фактическая), протяженность сети канализации 1562 метра (фактическая), протяженность сети ливневой канализации 1898 метров (фактическая).
Усреждению 04.10.2017 выдано разрешение N 33-RU33301000-69-2017 на ввод реконструированного объекта ("Транспортная развязка в начальной точке автомобильной дороги Владимир-Муром-Арзамас I очередь строительства - от пл. Фрунзе до развязки с Ерофеевским спуском (включительно). II очередь строительства - от развязки с Ерофеевским спуском до Октябрьского проспекта") в эксплуатацию.
В данном разрешении заполнена графа "Линейные объекты" с указанием протяженности 2227,5 метра (по проекту), 2228 метров (фактическая), вида покрытия дорожной одежды - асфальтобетон, число полос движения - 4, ширина проезжей части - 16 метров, протяженность наружных сетей связи 669 метров (фактическая), протяженность наружного газопровода 408 метров (фактическая), протяженность тепловых сетей 314 метров; 785 метров (фактическая).
При этом 17.09.2018 на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 04.10.2017 N 33-RU33301000-69-2017 зарегистрировано право собственности муниципального образования на объект "Транспортная развязка в начальной точке автомобильной дороги Владимир-МуромАрзамас. I очередь строительства - от пл. Фрунзе до развязки с Ерофеевским спуском (включительно). Тепловые сети" (выписка из ЕГРН от 17.09.2018).
Постановлением Администрации от 04.10.2018 N 2393 указанный объект закреплен на праве хозяйственного ведения за Предприятием; право хозяйственного ведения зарегистрировано 22.10.2018 (выписка из ЕГРН от 22.10.2018).
Также 23.03.2018 на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 04.10.2017 N 33-RU33301000-107-2017 зарегистрировано право собственности муниципального образования на объект "Транспортная развязка в начальной точке автомобильной дороги Владимир-МуромАрзамас. I очередь строительства - от пл. Фрунзе до развязки с Ерофеевским спуском (включительно). II очередь строительства - от развязки с Ерофеевским спуском до Октябрьского проспекта. Тепловые сети (выписка из ЕГРН от 23.03.2018).
Постановлением Администрации от 07.05.2018 N 934 указанный объект закреплен на праве хозяйственного ведения за Предприятием; право хозяйственного ведения зарегистрировано 14.05.2018 (выписка из ЕГРН от 10.07.2018).
Посчитав, что право муниципальной собственности и право хозяйственного ведения Предприятия на спорные объекты зарегистрировано в отсутствие правовых оснований, поскольку данные объекты являются результатом реконструкции (переустройства) принадлежавших Обществу на праве собственности объектов, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Администрация, ссылаясь на недействительность соглашений от 26.11.2014 и 22.03.2016, заключенных Обществом с Учреждение, заявило в арбитражный суд встречный иск.
В соответствии частью 6.1 статьи 19 Закона об автодорогах условия переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода автомобильных дорог в случае реконструкции или капитального ремонта таких автомобильных дорог определяются договорами, заключаемыми владельцами этих инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог. При этом положения пункта 4 статьи 6 Закона о связи применяются, если указанными договорами не определены иные условия переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации.
В силу пункта 4 статьи 6 Закона о связи при переносе или переустройстве линий связи и сооружений связи вследствие строительства, расширения территорий поселений, капитального ремонта, реконструкции зданий, строений, сооружений, дорог и мостов, освоения новых земель, переустройства систем мелиорации, разработки месторождений полезных ископаемых и иных нужд оператору связи возмещаются расходы, связанные с такими переносом или переустройством, если иное не предусмотрено законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Возмещение может осуществляться по соглашению сторон в денежной форме либо посредством переноса или переустройства линий связи и сооружений связи заказчиком строительства за свой счет в соответствии с техническими условиями, выдаваемыми организацией связи, и стандартами.
Из содержания указанных выше норм следует, что в случае переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильной дороги, вызванных реконструкцией или капитальным ремонтом этой автомобильной дороги, условия таких переноса или переустройства определяются заключаемым договором. При этом владелец инженерных коммуникаций по общему правилу вправе требовать от заказчика строительства (реконструкции или капитального ремонта автомобильной дороги) возмещения своих расходов на такие перенос или переустройство.
Данный правовой подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2015 N 307-ЭС15-11943.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленную в материалы дела доказательственную базу, в том числе условия соглашений от 26.11.2014 и 22.03.2016, заключенных между застройщиком и собственником сетей теплоснабжения, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что спорные объекты фактически возникли в результате переустройства (переноса) принадлежащих Обществу линейных сооружений, а не обустройства новых (ранее не существовавших) объектов недвижимости.
Следовательно, осуществление строительства новой, а не реконструкция или капитальный ремонт ранее существующей автомобильной дороги, в рассматриваемом случае не имеет существенного значения для применения указанных норм права.
При таких обстоятельствах судебные инстанции сочли правомерными притязания истца на получение компенсации за произведенное переустройство (перенос), выраженной в соответствующих соглашениях с застройщиком в виде получения в собственность перенесенных тепловых сетей, в связи с чем удовлетворили заявленные Обществом требования.
Отказав в удовлетворении встречного иска Администрации о признании соглашений недействительными, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что часть 6.1 статьи 19 Закона об автодорогах и пункт 4 статьи 6 Закона о связи, устанавливающие право на возмещение расходов, связанных переносом или переустройством линий связи и сооружений связи, по соглашению сторон в денежной форме либо посредством переноса или переустройства указанных объектов заказчиком строительства за свой счет, носят диспозитивный характер, в связи с чем с учетом статей 421 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации заключенные сделки не противоречат действующему законодательству.
Законодательного запрета на заключение Учреждением такого рода сделок не установлено.
Поскольку в результате исполнения соглашений произведена реконструкция (переустройство и перенос) принадлежащих истцу тепловых сетей, а не создание нового объекта недвижимости, застройщик фактически не распорядился каким-либо недвижимым имуществом муниципалитета при заключении оспариваемых сделок.
Из содержания оспариваемых соглашений от 26.11.2014 и 22.03.2016 не следует, что предусмотренные ими работы Учреждение производит исключительно за счет средств субсидий.
Ссылка на признание Учреждением встречного иска Администрации не имеет правового значения, так как в статье 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что иск может быть предъявлен в арбитражный суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие). При этом каждый из истцов или ответчиков по отношению к другой стороне выступает в процессе самостоятельно.
Таким образом, признание одним из соответчиков встречного иска не свидетельствует о признании Обществом требований Администрации правомерными.
Суд кассационной инстанции, проверив изложенные в кассационной жалобе доводы, не усмотрел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов, поскольку аргументы заявителя основаны на неверном понимании действующего законодательства в совокупности обстоятельств дела и не опровергают выводы судов, основанные на исследованных доказательствах, установленных по делу обстоятельствах и нормах права, что по существу сводится к несогласию заявителей с приведенной судами оценкой.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не представлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не установлены в решении или постановлении либо отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводов, указывающих на явное нарушение норм материального или процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, заявителем в жалобе не приведено.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 16.05.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2019 по делу N А11-8790/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования город Владимир в лице администрации города Владимира - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возмещение может осуществляться по соглашению сторон в денежной форме либо посредством переноса или переустройства линий связи и сооружений связи заказчиком строительства за свой счет в соответствии с техническими условиями, выдаваемыми организацией связи, и стандартами.
Из содержания указанных выше норм следует, что в случае переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильной дороги, вызванных реконструкцией или капитальным ремонтом этой автомобильной дороги, условия таких переноса или переустройства определяются заключаемым договором. При этом владелец инженерных коммуникаций по общему правилу вправе требовать от заказчика строительства (реконструкции или капитального ремонта автомобильной дороги) возмещения своих расходов на такие перенос или переустройство.
Данный правовой подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2015 N 307-ЭС15-11943.
...
Отказав в удовлетворении встречного иска Администрации о признании соглашений недействительными, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что часть 6.1 статьи 19 Закона об автодорогах и пункт 4 статьи 6 Закона о связи, устанавливающие право на возмещение расходов, связанных переносом или переустройством линий связи и сооружений связи, по соглашению сторон в денежной форме либо посредством переноса или переустройства указанных объектов заказчиком строительства за свой счет, носят диспозитивный характер, в связи с чем с учетом статей 421 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации заключенные сделки не противоречат действующему законодательству."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 декабря 2019 г. N Ф01-6645/19 по делу N А11-8790/2018
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6645/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6645/19
20.08.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5945/19
16.05.2019 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-8790/18