Нижний Новгород |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А79-379/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Баландиной Е.Е. (доверенность от 23.07.2019),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Тандер"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 06.06.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2019
по делу N А79-379/2019
по заявлению акционерного общества "Тандер"
(ИНН: 2310031475, ОГРН: 1022301598549)
о признании частично недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "СКИМ",
и установил:
акционерное общество "Тандер" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) от 08.10.2018 N 225 в части пункта 1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "СКИМ" (далее - ООО "СКИМ").
Решением суда от 06.06.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2019 решение оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 30.03.199 N 52-ФЗ (далее - Закон N 52-ФЗ), Санитарных правил СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 06.09.2001 (далее - Санитарные правила), Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты. По мнению Общества, им не нарушены требования санитарного законодательства, поскольку процесс проведения разгрузочных работ в рассматриваемом случае осуществляется способом, исключающим негативное воздействие на условия проживания и отдыха жителей многоквартирного дома. Оспариваемое предписание является незаконным, неисполнимым, нарушает права и законные интересы Общества.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Управление и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, отзывы на кассационную жалобу не представили, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление с 11.09 по 08.10.2018 провело внеплановую проверку Общества на предмет соблюдения требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологических требований в принадлежащем ему магазине "Магнит", расположенном по адресу: город Чебоксары, улица Р. Зорге, дом 19. Магазин расположен в жилом доме.
В ходе проверки установлено, что в нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, зданий и сооружений не предусмотрена загрузка продуктов с торца жилого здания, не имеющего окна, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений. Загрузка пищевых продуктов осуществляется с торца дома через вход, оборудованный навесом и подъемным механизмом и расположенным под окнами жилых квартир.
Результаты проверки отражены в акте от 08.10.2018 N 225.
По итогам проверки Управление выдало Обществу предписание 08.10.2018 N 225, обязывающее устранить в срок до 01.01.2019 нарушения санитарно-эпидемиологических требований. Согласно пункту 1 предписания загрузку продуктов в магазин необходимо привести в соответствие с требованиями пункта 2.4 Санитарных правил.
Общество оспорило пункт 1 предписания в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Закона N 52-ФЗ, Закона N 294-ФЗ, Санитарных правил, Санитарных правил СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд исходил из доказанности Управлением законности, обоснованности и исполнимости предписания в оспариваемой части.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды установили, заявитель жалобы не оспаривает, что предписание выдано Управлением в пределах полномочий, предоставленных ему действующим законодательством.
Организация и проведение проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентированы Законом N 294-ФЗ.
В соответствии со статьей 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По смыслу положений указанной статьи предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора), содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных лиц (индивидуальных предпринимателей и организаций), что предполагает его законность, в том числе исполнимость мер, определенных государственным органом в целях устранения нарушений.
В соответствии со статьей 1 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В статье 11 Закона N 52-ФЗ установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно пункту 5 статьи 15 Закона N 52-ФЗ юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На территории Российской Федерации действуют санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 1 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
С целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации разработаны Санитарные правила. Указанные правила определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда и распространяются, в том числе действующие организации торговли (пункты 1.1 и 1.2).
На основании пункта 1.3 Санитарных правил планировка и технические возможности организации торговли должны соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам для обеспечения требуемых условий приема, хранения, переработки и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, соблюдение правил личной гигиены работниками.
В пункте 2.4 Санитарных правил определено, что загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений.
В соответствии с пунктом 3.7 Санитарных правил СанПиН 2.1.2.2645-10 помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой территории. Загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей. Загрузочные помещения допускается не устраивать при площади встроенных общественных помещений до 150 метров квадратных.
Суды установили, материалам дела не противоречит, что Общество осуществляет торговлю продуктами питания в магазине, расположенном на первом этаже жилого дома. Следовательно, Общество обязано соблюдать санитарно-эпидемиологические требования по эксплуатации помещения.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, приняв во внимание обстоятельства, установленные решением Калининского районного суда города Чебоксары от 06.03.2019 (дело 12-100/2019), суды пришли к выводу, что в нарушение санитарно-эпидемиологических требований Общество осуществляет загрузку продуктов питания в магазин с фасада жилого дома под окнами жилых квартир.
Довод Общества о соблюдении им порядка загрузки продукции (через закрытый дебаркадер) обоснованно отклонен судами.
Заключение ООО "СКИМ" по результатам проведения обследования 25.10.2018, на которое ссылается заявитель, суды не признали допустимым доказательством (составлено неуполномоченным лицом), подтверждающим соответствие осуществляемой Обществом загрузки продуктов санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии у Управления оснований для выдачи Обществу оспариваемого предписания.
Суды установили, что предписание по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, направлено на устранение выявленных в период проверки нарушений, является исполнимым. При этом, как верно указали суды, способы и меры, которые должно избрать Общество для исполнения предписания, должны быть направлены на обеспечение безопасных для человека условий быта и отдыха. Трудности исполнения предписания являются его предпринимательским риском и не могут служить основанием для неисполнения требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 06.06.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2019 по делу N А79-379/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Тандер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 30.03.199 N 52-ФЗ (далее - Закон N 52-ФЗ), Санитарных правил СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 06.09.2001 (далее - Санитарные правила), Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты. По мнению Общества, им не нарушены требования санитарного законодательства, поскольку процесс проведения разгрузочных работ в рассматриваемом случае осуществляется способом, исключающим негативное воздействие на условия проживания и отдыха жителей многоквартирного дома. Оспариваемое предписание является незаконным, неисполнимым, нарушает права и законные интересы Общества.
...
Организация и проведение проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентированы Законом N 294-ФЗ.
В соответствии со статьей 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По смыслу положений указанной статьи предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора), содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных лиц (индивидуальных предпринимателей и организаций), что предполагает его законность, в том числе исполнимость мер, определенных государственным органом в целях устранения нарушений."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 декабря 2019 г. N Ф01-7213/19 по делу N А79-379/2019