Нижний Новгород |
|
27 декабря 2019 г. |
Дело N А11-12160/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа Рязань" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.04.2019 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2019 по делу N А11-12160/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа Рязань" (ИНН: 6234131659, ОГРН: 1146234006380)
о признании незаконным постановления администрации города Коврова Владимирской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление городского хозяйства администрации города Коврова и общество с ограниченной ответственностью "Лабиринт-М",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Альфа Рязань" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Коврова Владимирской области (далее - Администрация) от 17.07.2017 N 1816 "О демонтаже незаконно размещенных средств наружной рекламы и информации на территории МО г. Ковров" в части демонтажа информационных конструкций Общества с фасадов зданий, в которых расположены его магазины по адресам: Владимирская область, город Ковров, улица Комсомольская, дом 106 и улица Строителей, дом 35.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Управление городского хозяйства администрации города Коврова, общество с ограниченной ответственностью "Лабиринт-М" (далее - ООО "Лабиринт-М").
Решением суда от 19.04.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2019 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", нарушение процессуального законодательства, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты. По мнению Общества, в материалы дела представлены достоверные доказательства, подтверждающие принадлежность спорных конструкций Обществу; Администрацией нарушены процедуры принятия постановления от 17.07.2017, выдачи предписания; решение по делу N А40-150881/2018 не имеет преюдициального значения для настоящего спора. Основания для отказа в удовлетворении заявленного требования отсутствовали. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Администрация в отзыве отклонила доводы жалобы и заявила ходатайство о ее рассмотрении без участия представителя.
Общество и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление строительства и архитектуры Администрации выявило факты незаконного размещения средств наружной рекламы и информации на территории МО г. Коврова. В связи с обнаруженными нарушениями составлены акты от 27.01.2017 визуального осмотра фасадов нежилых помещений объектов, расположенных по адресам: город Ковров, улица Комсомольская, дом 106 и улица Строителей, дом 35.
Владельцу незаконно размещенных конструкций - ООО "Лабиринт-М" направлено предписание о демонтаже незаконно размещенных средств наружной рекламы и информации от 03.02.2017 N 17-34/258 (заказное письмо с уведомление получено 13.02.2017).
Ввиду неисполнения предписания Администрация издала постановление от 17.07.2017 N 1816 "О демонтаже незаконно размещенных средств наружной рекламы и информации на территории МО г. Ковров".
Согласно постановлению принудительному демонтажу подлежали, в том числе средства наружной рекламы и информации: вывеска в пределах фриза козырька "Красное и белое", информационные и рекламные конструкции в части остекления дверного проема по адресу: Владимирская область, город Ковров, улица Комсомольская, дом 106; настенное панно на фасаде здания "Красное и белое", информационные и рекламные конструкции в части остекления дверного проема по адресу: Владимирская область, город Ковров, улица Строителей, дом 35 (пункты 4, 5 приложения к постановлению Администрации от 17.07.2017 N 1816).
ООО "Лабиринт-М" 19.07.2017 направлено уведомление N 17-34/1914 о демонтаже средств наружной рекламы и информации, установленных без согласования (получено 03.08.2017).
Конструкции демонтированы 10.08.2017 и 11.08.2017, о чем составлены акты N 33 и 37. По истечении установленного срока конструкции утилизированы.
Общество посчитало, что действиями Администрации нарушены его права и интересы как владельца спорных конструкций, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), Правилами установки и эксплуатации средств наружной рекламы и информации на территории города Коврова, утвержденными постановлением администрации города Коврова от 24.08.2015 N 2080 (далее - Правила), Порядком оформления разрешительной документации на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы и информации и демонтажа информационных конструкций, размещенных на фасадах зданий и сооружений, утвержденными постановлениями администрации города Коврова от 31.05.2016 N 1598 (далее - Порядок), суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого постановления и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовом акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.
Согласно части 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В части 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ определено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (часть 21 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
В силу части 21.1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 данной статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания.
Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 данной статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета (часть 21.2 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
Согласно пункту 1 раздела II Порядка демонтажу подлежат информационные конструкции, установленные и эксплуатируемые без согласования, полученного от управления строительства и архитектуры администрации г. Коврова.
В пункте 3 раздела II Порядка предусмотрено, что демонтаж производится владельцем конструкции либо владельцем помещения или здания (в случае если владелец конструкции неизвестен), в пределах фасада которого она размещена, на основании предписания, выданного управлением строительства и архитектуры администрации г. Коврова или управлением по экономической безопасности. Предписание может быть направлено владельцу конструкции либо владельцу помещения или здания (в случае если владелец конструкции неизвестен) заказным письмом с уведомлением, по электронной почте или факсу (указываются в заявлении), вручено при личной явке под роспись. В случае невозможности вручения предписания о демонтаже конструкции владельцу конструкции и (или) собственнику помещения (здания), в пределах которого размещена конструкция (в случае возврата по почте с бланком "причина невручения"), а также в случае, если владелец конструкции и (или) собственник помещения (здания), в пределах которого размещена конструкция, не установлены, предписание о демонтаже подлежит опубликованию в средствах массовой информации города Коврова и на официальном сайте администрации города Коврова в сети Интернет.
В соответствии с пунктом 4 раздела II Порядка в течение 20 календарных дней с момента получения предписания или опубликования предписания в средствах массовой информации города Коврова и на официальном сайте администрации города Коврова в сети Интернет, владелец конструкции или владелец объекта недвижимости (в случае, если владелец конструкции неизвестен), в пределах фасада которого она размещена, должен осуществить демонтаж конструкции.
Демонтаж информационной конструкции в добровольном порядке осуществляется владельцем или владельцем здания или помещения с последующим восстановлением внешних поверхностей объекта, на которых она была размещена, аналогично общей отделке фасада по цвету и материалу (пункт 5 раздела II Порядка).
Согласно пункту 6 раздела II Порядка, если информационная конструкция не была демонтирована ее владельцем либо владельцем здания, помещения в добровольном порядке в установленный срок, организация демонтажа данной информационной конструкции в принудительном порядке осуществляется уполномоченной организацией на основании постановления администрации г. Коврова "О демонтаже информационной вывески", в котором указывается перечень конструкций, подлежащих демонтажу, и сроки проведения работ по демонтажу конструкций.
В силу пункта 7 раздела II Порядка постановление вступает в силу со дня его официального опубликования в средствах массовой информации, а также размещается на официальном сайте администрации г. Коврова.
В соответствии с пунктом 8 раздела II Порядка копия постановления направляется в адрес владельца конструкции или владельца помещения, в пределах фасада которого она размещена, вместе с уведомлением о демонтаже конструкции, в котором указывается дата и время осуществления демонтажа, заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае если владелец информационной конструкции или собственник помещения (здания), в пределах которого размещена конструкция, не установлен, уведомление о демонтаже конструкции подлежит опубликованию в средствах массовой информации города Коврова и на официальном сайте администрации города Коврова в сети Интернет не позднее пятнадцати дней со дня вступления в силу постановления администрации г. Коврова "О демонтаже информационных конструкций".
В пункте 9 раздела II Порядка предусмотрено, что работы по демонтажу, вывозу, хранению и утилизации информационной конструкции осуществляются уполномоченной организацией за счет средств местного бюджета. Расходы за выполнение работ по демонтажу подлежат возмещению за счет владельца информационной конструкции либо владельца здания или помещения (в случае, если владелец конструкции неизвестен) по требованию администрации г. Коврова.
В соответствии с пунктом 12 раздела II Порядка срок хранения конструкции с момента демонтажа составляет 30 дней, после чего она подлежит утилизации. Управление городского хозяйства в течение 3 рабочих дней после истечения срока хранения конструкции передает копии актов о демонтаже, копию муниципального контракта на проведение работ по демонтажу конструкций, копии предписаний о демонтаже конструкций и уведомлений о демонтаже СНРИ, доказательства направления предписаний о демонтаже СНРИ владельцам конструкций (собственникам зданий (помещений)), копии платежных поручений по муниципальному контракту, фотографии демонтированных конструкций (фотоматериалы с адресной привязкой), копии актов выполненных работ с указанной в нем суммой затрат на демонтаж и актов на утилизацию конструкций в правовое управление администрации г. Коврова для взыскания с владельца СНРИ или собственника здания (помещения), в пределах которого размещена конструкция, затрат на демонтаж.
Суды установили, материалам дела не противоречит, что рекламные конструкции по адресам: город Ковров, улица Комсомольская, дом 106 и улица Строителей, дом 35 были установлены с нарушением Закона N 38-ФЗ, Правил, Порядка.
Следовательно, у Администрации имелись предусмотренные законом основания для выдачи ООО "Лабиринт-М" (владельцу конструкций) предписания о демонтаже конструкций и ввиду неисполнения предписания издания оспариваемого постановления о демонтаже незаконно размещенных рекламных конструкций.
Доказательств, свидетельствующих о том, что владельцем рекламных конструкций является Общество, в деле не имеется. Представленные заявителем договоры аренды нежилых помещений, договор на изготовление и поставку рекламных конструкций, счета были исследованы и оценены судами по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не признаны в качестве доказательств, позволяющих бесспорно установить принадлежность конструкций Обществу.
Более того, согласно вступившим в законную силу судебным актам по делу N А40-150881/2018 с ООО "Лабиринт-М" как владельца, в том числе спорных конструкций, в пользу Администрации взысканы расходы по демонтажу незаконно размещенных средств наружной рекламы в соответствии с предписанием, уведомлением и оспариваемым постановлением.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного суды пришли к обоснованным выводам о том, что оспариваемое постановление соответствует требованиям действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы Общества, и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку исследованных судами доказательств, установленных фактических обстоятельств, и сделанных на их основании выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.04.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2019 по делу N А11-12160/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа Рязань" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 21.1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 данной статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания.
Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 данной статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета (часть 21.2 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
...
Суды установили, материалам дела не противоречит, что рекламные конструкции по адресам: город Ковров, улица Комсомольская, дом 106 и улица Строителей, дом 35 были установлены с нарушением Закона N 38-ФЗ, Правил, Порядка."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 декабря 2019 г. N Ф01-7033/19 по делу N А11-12160/2017