Нижний Новгород |
|
27 декабря 2019 г. |
Дело N А17-10149/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.12.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
при участии представителя
от истца: Беловой В.В. (доверенность от 29.01.2019)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению
с твердыми коммунальными отходами"
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.09.2019
по делу N А17-10149/2018 Арбитражного суда Ивановской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по
обращению с твердыми коммунальными отходами"
(ИНН: 3704005843, ОГРН: 1113704000585)
к индивидуальному предпринимателю Ореховой Любови Александровне
(ИНН: 372500018411, ОГРНИП: 304370636300012)
о взыскании неосновательного обогащения, процентов и судебных издержек
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" (далее - Региональный оператор, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Ореховой Любови Александровне (далее - ИП Орехова Л.А., Предприниматель) о взыскании 47 421 рубля 55 копеек неосновательного обогащения за период с 01.07.2017 по 31.07.2018, 5159 рублей 54 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных с 12.09.2017 по 04.06.2019, а также 36 333 рублей 94 копеек судебных издержек.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 11.06.2019 иск удовлетворен частично: с ответчика в пользу истца взыскано 47 421 рубль 45 копеек неосновательного обогащения, 4704 рубля 35 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 2084 рубля 79 копеек расходов по оплате государственной пошлины, 16 852 рубля 80 копеек расходов на оплату услуг представителя, 198 рублей 27 копеек расходов на оплату выписки из ЕГРИП, 495 рублей 67 копеек расходов по ксерокопированию, 628 рублей 45 копеек почтовых расходов. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.09.2019 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано.
Общество не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, ответчик не представил доказательств, подтверждающих вывоз и утилизацию коммунальных отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, а также заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что он не пользуется предоставляемой Региональным оператором услугой по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО). Договор между ИП Ореховой Л.А. и ИП Масленниковой С.С. заключен в отношении услуг, не относящихся к услугам по обращению с ТКО. Материалами дела подтверждается факт оказания Обществом ответчику услуг по обращению с ТКО в спорном периоде на искомую сумму.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно приведенных в ней доводов, просил оставить жалобу без удовлетворения; надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Предпринимателю на праве собственности принадлежат нежилое здание общей площадью 73,4 квадратного метра, расположенное по адресу: Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Чернцы, ул. Фабричный двор, д. 20, и нежилое здание общей площадью 37,2 квадратного метра, расположенное по адресу: Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Введенье, ул. Мира, д. 27. В указанных зданиях находятся продуктовые магазины.
Истцу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Ивановской области на период с 01.01.2017 по 31.12.2031.
По утверждению истца, 05.06.2017 он направил ответчику, как собственнику зданий магазинов, проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку и обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель (Предприниматель) обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядка единого тарифа на услуги Регионального оператора.
Согласно приложению к договору объем принимаемых ТКО в месяц составляет 2,5 кубического метра, объект - с. Введенье, ул. Мира, д. 27 (магазин продукты), 5 кубических метров, объект - с. Чернцы, ул. Фабричный двор, д. 20 (магазин продукты), периодичность вывоза ТКО - два раза в неделю (среда, суббота), место сбора и накопления ТКО не определено.
Договор на вывоз ТКО ответчиком не подписан.
Истец 06.06.2018 направил Предпринимателю претензию от 13.03.2018 N 88 с просьбой подписать договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Ответчик получил претензию 09.06.2018 и оставил ее без ответа.
В претензии от 29.08.2018 N 1163 истец потребовал от ответчика погасить задолженность по оплате оказанных Региональным оператором услуг по обращению с ТКО за период с 01.07.2017 по 31.07.2018 на сумму 47 421 рубль 55 копеек.
Неисполнение ответчиком претензии явилось основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 8, 395, 1102, 1105, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 24.7, 24.8, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Арбитражный суд Ивановской области счел требования обоснованными и удовлетворил иск.
Апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении иска. Суд исходил из того, что материалами дела не доказан факт оказания истцом ответчику услуг по вывозу отходов в спорном периоде.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" все собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
В Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что под обращением с твердыми коммунальными отходами понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Потребитель - это собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 2 Правил N 1156).
В силу пункта 4 Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании пунктов 6, 7 Правил N 1156 Региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора. В случае, если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение) в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения.
Согласно пункту 4.1 Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области (далее - Соглашение) взаимодействие регионального оператора с собственниками ТКО осуществляется на основании публичных договоров на оказание услуг по обращению с отходами.
Договор на оказание услуг заключается между потребителем и региональным оператором в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (пункт 4.4 соглашения).
Апелляционный суд установил и материалами дела подтверждается, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО, регулирующий правоотношения сторон в спорном периоде с 01.07.2017 по 31.07.2018, между истцом и ответчиком не заключен.
Истец не представил в материалы надлежащих доказательств, подтверждающих обращение к ответчику с предложением о заключении договора до наступления спорного периода. Выписка из журнала регистрации исходящей корреспонденции за 05.06.2017 не может служить таким доказательством, поскольку не содержит сведений о номере почтового отправления, сданного в отделение связи, или отметки о получении ответчиком проекта договора лично.
Согласно пункту 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
В пункте 10 Правил N 1156 установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Между тем, как установил апелляционный суд, в материалах дела имеется справка администрации Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 17.04.2019 N 243, которая подтверждает отсутствие мест складирования ТКО (контейнеров) по адресам осуществления истцом предпринимательской деятельности.
В обоснование позиции ответчика о том, что в спорном периоде вывоз ТКО из принадлежащих ему помещений в с. Чернцы и с. Введенье осуществлялся без привлечения истца, в материалы дела представлены договор от 25.01.2019 N 8, заключенный с ИП Масленниковой С.В. на поставку ответчиком вторсырья на срок до 31.12.2019, а также накладные от 08.08.2017, от 19.04.2018, от 06.11.2018, от 11.04.2019, подтверждающие вывоз ответчиком картона, пленки, документации и принятие их ИП Масленниковой С.С.
Кроме того, ответчик представил в дело письменные обращения жителей с. Введенья и с. Чернцы, в которых они подтверждают, что из магазинов ответчика ТКО истцом никогда не вывозились, мусоровозы истца к магазинам ответчика не подъезжали, не останавливались.
Апелляционный суд исследовал представленные истцом договор на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов от 26.04.2017 N 210217/0723098/01-1, заключенный между Региональным оператором и ООО "Чистое поле - Шуя", согласно которому ООО "Чистое поле - Шуя" оказывает Региональному оператору услуги по сбору и транспортированию ТКО, в том числе в с. Чернцы, с. Введенье Шуйского района, акты оказанных услуг по договору от 26.04.2017 N 210217/0723098/01-1 за период с июля 2017 года по июль 2018 года, выписки из маршрутного журнала за период с 01.07.2017 по 31.07.2018, и установил, что данные документы не подтверждают факт оказания услуг именно ответчику.
Доказательства выдачи ответчику мешков под ТКО в материалы дела не представлены. Путевые листы за спорный период в материалах дела отсутствуют.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что истец не доказал факт оказания ответчику услуг в спорном периоде и об отсутствии оснований для взыскания искомой суммы.
Выводы суда основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.09.2019 по делу N А17-10149/2018 Арбитражного суда Ивановской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пунктов 6, 7 Правил N 1156 Региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора. В случае, если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение) в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения.
...
Договор на оказание услуг заключается между потребителем и региональным оператором в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (пункт 4.4 соглашения)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 декабря 2019 г. N Ф01-7429/19 по делу N А17-10149/2018
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7429/19
05.09.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6349/19
02.09.2019 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-10149/18
11.06.2019 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-10149/18