Нижний Новгород |
|
10 января 2020 г. |
Дело N А11-1394/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заявителя: Вавиловой И.А. (доверенность от 05.02.2019 N 58),
от третьего лица: Зацепина А.И. (доверенность от 20.11.2019 N 200)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Объединенные региональные электрические сети Владимирской области"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.07.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019
по делу N А11-1394/2019
по заявлению акционерного общества "Объединенные региональные электрические сети Владимирской области" о признании незаконным и отмене определения Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 18.01.2019,
третье лицо - публичное акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья",
и установил:
акционерное общество "Объединенные региональные электрические сети Владимирской области" (далее - Общество, АО "ВОЭК") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и об отмене определения Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 18.01.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья" (далее - ПАО "МРСК Центра и Приволжья", третье лицо).
Решением суда первой инстанции от 24.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.09.2019, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на часть 1 статьи 4.5, часть 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861, Правила технологического присоединения), заявитель считает, что суды не полностью выяснили обстоятельства дела. По его мнению, выводы судов об отсутствии события вменяемого правонарушения и об истечении срока давности привлечения нарушителя к административной ответственности, являются неверными. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
ПАО "МРСК Центра и Приволжья" в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя.
Управление в отзыве просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, в Управление обратилось Общество с жалобой на действия ПАО "МРСК Центра и Приволжья", выразившиеся в нарушении срока направления и заключения договора технологического присоединения по заявке от 29.06.2017 N 15Э/74-22 трансформаторной подстанции, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 33: 18: 000303: 4055, по адресу: Владимирская область, город Кольчугино, примерно 50 метров по направлению на запад от дома N 29 по улице Зеленкова.
По результатам рассмотрения материалов дела Управление вынесло определение от 18.01.2019 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с указанным определением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 4.5, частью 1 статьи 9.21, статьей 24.5 КоАП РФ, Правилами N 861, суд первой инстанции сделал вывод о том, что в рассмотренном случае отсутствовало событие вменяемого правонарушения, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
На основании пункта 2 Правил N 861 их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Пунктом 3 Правил N 861 определено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с требованиями пункта 15 Правил N 861 при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12-14 настоящих Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в двух экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в сроки, предусмотренные настоящим пунктом, для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Из материалов дела видно, что 29.06.2017 в адрес ПАО "МРСК Центра и Приволжья" поступила заявка АО "ВОЭК" (N 15Э/74-22) на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ПС "Тонково" на уровне напряжения 110 кВ мощностью 9600 кВт.
Уведомлениями от 06.07.2017, 25.07.2017, 15.08.2017 ПАО "МРСК Центра и Приволжья" сообщило Обществу о необходимости представить сведения и документы, предусмотренные Правилами N 861, после чего 30.08.2017 в адрес третьего лица письмом N 113-38-3263 поступила скорректированная заявка Общества, содержащая в себе всю необходимую информацию.
В связи с отсутствием свободной для технологического присоединения мощности и необходимостью подачи заявки на осуществление технологического присоединения в вышестоящую сетевую организацию - ПАО "ФСК ЕЭС", а также отсутствием тарифного решения на технологическое присоединение на уровне напряжения 110 кВ и необходимостью утверждения платы за технологическое присоединение, ПАО "МРСК Центра и Приволжья" письмом от 28.09.2017 N ВЛЭ/01/1892 уведомило Общество о том, что договор технологического присоединения будет ему направлен в соответствии с требованиями пункта 30.5 Правил N 861, то есть после заключения договора с ПАО "ФСК ЕЭС" и утверждения размера платы за технологическое присоединение.
Письмом от 03.11.2017 N ЕВ/ЦА-МР1/2619 ПАО "МРСК Центра и Приволжья" в адрес ПАО "ФСК ЕЭС" была направлена соответствующая заявка.
В адрес третьего лица 14.06.2018 от ПАО "ФСК ЕЭС" поступил договор технологического присоединения (письмо М1/51/1684); 19.07.2018 в адрес ПАО "ФСК ЕЭС" был направлен подписанный договор с протоколом разногласий; 14.09.2018 в адрес ПАО "МРСК Центра и Приволжья" поступило письмо от 05.09.2018 N М1/51/2589 с подписанным со стороны ПАО "ФСК ЕЭС" протоколом разногласий и протоколом урегулирования разногласий; 12.12.2018 в адрес ПАО "ФСК ЕЭС" направлен протокол согласования разногласий (письмо N ПК/ЦА-МР1/5198).
В связи с урегулированием существенных условий договора, а также получением согласования технических условий от системного оператора, письмом N ВЛЭ/01/3734 ПАО "МРСК Центра и Приволжья" обратилось в адрес Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение по заявке АО "ВОЭК". Одновременно с этим письмом N ВЛЭ/08-14/11 Общество было уведомлено о направлении обращения об установления платы за технологическое присоединение в соответствии с требованиями пункта 30.2. Правил N 861.
Ссылаясь на пункты 15, 21, 30.1, 30.2, 30.3, 30.4, 41, 43 Правил N 861, заявитель кассационной жалобы считает, что ПАО "МРСК Центра и Приволжья" нарушило сроки своевременного заключения договора на технологическое присоединение с вышестоящей сетевой организацией и согласования технических условий с системным оператором.
Вместе с тем суды верно указали, что редакцией Правил N 861, действующей в спорный период, не был урегулирован порядок заключения договоров между смежными сетевыми организациями и не установлены конкретные сроки урегулирования отношений между смежными сетевыми организациями при заключении договора технологического присоединения в интересах конечного заявителя.
Данная правовая неопределенность была устранена изданием Постановления правительства Российской Федерации от 29.05.2019 N 682 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской федерации в целях совершенствования взаимодействия сетевых организаций со смежными сетевыми организациями при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям", которым пункт 41 Правил N 861 дополнен следующим абзацем: "в случаях, когда основания для подачи указанной заявки в смежную сетевую организацию, предусмотренные настоящим пунктом, возникают в связи с необходимостью включения соответствующих мероприятий на объектах смежной сетевой организации в технические условия для заявителя, эта заявка должна быть подана не позднее последнего дня срока, установленного пунктом 15 настоящих Правил, для направления в адрес заявителя проекта договора и технических условий как неотъемлемого приложения к договору".
Таким образом, суды правильно посчитали, что в спорный период срок урегулирования отношений между смежными сетевыми организациями при заключении договора технологического присоединения в интересах конечного заявителя установлен не был.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали обоснованный вывод о соблюдении ПАО "МРСК Центра и Приволжья" Порядка технологического присоединения, в связи с чем об отсутствии в его действиях (бездействии) события административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
Кроме того, в рассмотренном случае истек срок давности привлечения нарушителя к административной ответственности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта. Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Следовательно, нарушения, на которые указывает АО "ВОЭК", не могут быть признаны длящимися и моментом их совершения является соответственно 07.09.2017, 19.09.2017, 21.09.2017, 29.09.2017, 04.10.2017, 26.10.2017, 09.11.2017.
Срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, является пресекательным и восстановлению не подлежит.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами первой и апелляционной инстанций доказательств. Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Уплаченная по платежному поручению от 07.11.2019 N 10996 государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.07.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019 по делу N А11-1394/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Объединенные региональные электрические сети Владимирской области" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Объединенные региональные электрические сети Владимирской области" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 07.11.2019 N 10996.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, данным в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта. Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
...
Срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, является пресекательным и восстановлению не подлежит.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 января 2020 г. N Ф01-7405/19 по делу N А11-1394/2019
Хронология рассмотрения дела:
10.01.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7405/19
21.11.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7405/19
25.09.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7798/19
24.07.2019 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-1394/19