Нижний Новгород |
|
09 января 2020 г. |
Дело N А11-17350/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.12.2019.
при участии представителей
от заявителя: Крошкиной В.В. (доверенность от 11.01.2019),
от заинтересованного лица: Барышева Н.А. (доверенность от 14.01.2019 N 05-54/18), Бектимирова С.Е. (доверенность от 14.01.2019 N 05-54/4),
Кутового А.С. (доверенность от 20.12.2018 N 05-54/147),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Владимирской таможни
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.02.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019
по делу N А11-17350/2018,
по заявлению закрытого акционерного общества "Хаме фудс"
(ИНН: 3325011410, ОГРН: 1043302800188)
о признании недействительным решения Владимирской таможни от 06.12.2018 N 10103000/061218/0400958
и установил:
закрытое акционерное общество "Хаме фудс" (далее - ЗАО "Хаме фудс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным решения Владимирской таможни (далее - Таможня) о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 06.12.2018 N 10103000/061218/0400958.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 25.02.2019 заявление ЗАО "Хаме фудс" удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 решение суда оставлено без изменения.
Таможня не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя, суды неправильно применили Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Протоколом между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербия от 22.07.2011 "Об изъятиях из режима свободной торговли и правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000", и сделали противоречащий имеющимся в деле доказательствам вывод о том, что таможенный орган не оспаривал страну происхождения ввезенных товаров. Таможенный орган считает, что в связи с невыполнением Сербской стороной требований административного сотрудничества в части предоставления запрашиваемых документов тарифные преференции Обществу предоставлены быть не могут.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителями в судебных заседаниях.
ЗАО "Хаме фудс" в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебных заседаниях не согласились с доводами Таможни, просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 30.09.2019; в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные заседания откладывались до 30.10.2019, 28.11.2019, 26.12.2019.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании внешнеэкономического контракта от 19.04.2017 N HB/MTZ201-39-LB, заключенного с ООО "Ал Пак" (Сербия), ЗАО "Хаме фудс" ввезло на таможенную территорию Таможенного союза товар на общую сумму 5 624 818 рублей 41 копейку: "Банки объемом 117 мл, изготовленные из алюминиевой фольги толщиной 0,08 мм с внутренним покрытием из полипропилена толщиной 0,03 мм в комплекте с крышками, применяемые для пищевых продуктов, вес брутто с поддонами - 12372,30 кг. Страна происхождения - Республика Сербия", код ТН ВЭД ЕАЭС 7612903000; "Крышки для герметичного укупоривания алюминиевых банок объемом 117 мл, используемых в пищевой промышленности. Страна происхождения - Республика Сербия", код ТН ВЭД ЕАЭС 8309909000.
Общество подало в таможенный орган декларацию на товары (далее - ДТ) N 10103080/060617/0025091 и заявило льготы при уплате таможенных платежей в виде тарифных преференций на ввезены товары, представив в подтверждение таможенных преференций к ДТ оригинал сертификата о происхождении товара формы "СТ-2" от 02.06.2017 N 25038/С1/9435/2017.
Таможня провела камеральную таможенную проверку по вопросу достоверности сведений, заявленных в таможенных декларациях, и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенных декларациях о стране происхождения товара, соблюдения условий предоставления тарифных преференций.
В ходе проверки в целях подтверждения факта выдачи сертификата о происхождении товара формы "СТ-2" от 02.06.2017 N 25038/С1/9435/2017 Таможня направила запрос в Таможенную администрацию Республики Сербия. Таможенная администрация Республики Сербия факт выдачи сертификата о происхождении товаров подтвердила, однако информацию о выполнении в отношении указанных в сертификате товаров критерия происхождения и копии запрошенных документов в ФТС России не представила.
Результаты проверки Таможня зафиксировала в акте от 05.10.2018 N 10103000/210/051018/А000066.
В соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 11 Правил определения происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Протокола от 22.07.2011 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000, согласно которым товар не считается происходящим из государств Сторон, если не будут представлены надлежащим образом оформленный сертификат или запрошенная информация, Таможня 06.08.2018 приняла решение N 10103000/061218/0400958 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары.
Общество не согласилось с решением таможенного органа и обратилось с заявлением в суд.
Руководствуясь статьями 58, 59, 61, 62, 63, 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), статьями 5, 29 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), статьей 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", Протоколом между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербия от 22.07.2011 "Об изъятиях из режима свободной торговли и правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000", приказом ФТС России от 31.10.2011 N 2223 "О применении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербия", Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил заявление Общества. Суд исходил из того, что ЗАО "Хаме фудс" представило все необходимые документы и сведения для получения соответствующей преференции.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 74 ТК ТС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: тарифные преференции; тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); льготы по уплате налогов; льготы по уплате таможенных сборов.
Тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (пункт 2 статьи 74 ТК ТС).
В пункте 2 статьи 58 ТК ТС ТК ТС установлено, что определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.
Согласно части 6 статьи 29 ТК ЕАЭС документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявление ЗАО "Хаме фудс", исходили из того, что Общество представило сертификат о происхождении товаров, факт выдачи которого Таможенная администрация Республики Сербия подтвердила.
Вместе с тем суды не учли следующее.
Между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославия 28.08.2000 подписано Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией, к которому 22.07.2011 подписан Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли.
Согласно пункту 3 статьи 11 Правил определения происхождения товаров, являющихся неотъемлемой частью Протокола от 22.07.2011 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000 (далее - Правила) уполномоченные органы государств Сторон осуществляют последующую проверку (верификацию) сертификатов и деклараций о происхождении товаров на выборочной основе или в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности этих документов или достоверности содержащихся в них сведений.
В пункте 4 статьи 11 Правил установлено, что в случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, таможенный орган страны ввоза товара вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождении товара) и (или) достоверность содержащихся в них сведений или представить дополнительные либо уточняющие сведения, в том числе о выполнении критерия происхождения товаров, и (или) копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат.
В силу пункта 8 статьи 11 Правил, если полученные результаты последующей проверки (верификации) не позволяют установить действительное происхождение товаров и (или) копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат, не представлены, тарифные преференции (режим свободной торговли) не предоставляются.
Таким образом, учитывая невыполнение Сербской стороной требований административного сотрудничества в части предоставления запрашиваемых документов и, соответственно, в связи с невозможностью осуществить проверку достоверности сведении о происхождении ввезенных ЗАО "Хаме фудс" товаров в части выполнения соответствующих критериев происхождения, тарифные преференции в отношении товаров, заявленных в ДТ N 10103080/060617/0025091, не могут быть представлены.
При указанных обстоятельствах у судов отсутствовали основания для удовлетворения заявления ЗАО "Хаме фудс".
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.02.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 по настоящему делу подлежат отмене как принятые при неправильном применении норм права.
Суд округа в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе ЗАО "Хаме фудс" в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Владимирской таможни о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 06.12.2018 N 10103000/061218/0400958.
Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, понесенные при рассмотрении дела в суде первой инстанции, подлежат отнесению на Общество.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частями 1 и 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.02.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 по делу N А11-17350/2018 отменить, кассационную жалобу Владимирской таможни удовлетворить.
Закрытому акционерному обществу "Хаме фудс" в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Владимирской таможни о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 06.12.2018 N 10103000/061218/0400958, отказать.
Арбитражному суду Владимирской области рассмотреть вопрос о повороте исполнения решения о взыскании с Владимирской таможни в пользу закрытого акционерного общества "Хаме фудс" расходов по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.01.2020.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 8 статьи 11 Правил, если полученные результаты последующей проверки (верификации) не позволяют установить действительное происхождение товаров и (или) копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат, не представлены, тарифные преференции (режим свободной торговли) не предоставляются.
Таким образом, учитывая невыполнение Сербской стороной требований административного сотрудничества в части предоставления запрашиваемых документов и, соответственно, в связи с невозможностью осуществить проверку достоверности сведении о происхождении ввезенных ЗАО "Хаме фудс" товаров в части выполнения соответствующих критериев происхождения, тарифные преференции в отношении товаров, заявленных в ДТ N 10103080/060617/0025091, не могут быть представлены.
При указанных обстоятельствах у судов отсутствовали основания для удовлетворения заявления ЗАО "Хаме фудс".
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.02.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 по настоящему делу подлежат отмене как принятые при неправильном применении норм права."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 января 2020 г. N Ф01-4604/19 по делу N А11-17350/2018
Хронология рассмотрения дела:
09.01.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4604/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4604/19
28.05.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3030/19
25.02.2019 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-17350/18