Нижний Новгород |
|
16 января 2020 г. |
Дело N А17-612/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.01.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Ивановская городская теплосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.06.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.09.2019
по делу N А17-612/2019
по заявлению акционерного общества "Ивановская городская теплосбытовая компания" (ОГРН: 1143702015995, ИНН: 3702733445)
к службе государственной жилищной инспекции Ивановской области
(ИНН: 3702092230, ОГРН: 1063702132889)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерное общество "Управляющая компания "Опора",
и установил:
акционерное общество "Ивановская городская теплосбытовая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - Инспекция) от 19.12.2018 N 115-жс.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Управляющая компания "Опора" (далее - Компания).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 06.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 17.09.2019 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель жалобы указывает, что в многоквартирном доме 35 по улице Домостроителей, города Иваново (далее - МКД 35) установлен общедомовой прибор учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии с 13.07.2016, до этого момента учет поставленных ресурсов велся расчетным способом - по утвержденным нормативам. Действовавшие в 2016 году Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), не предусматривали порядка расчета стоимости коммунальной услуги по отоплению исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления отопления, определенного по показаниям ОДПУ за период не менее 3 месяцев отопительного периода. Заявитель жалобы не согласен с выводом судов о том, что именно на Общество как на исполнителя коммунальных услуг в части ГВС и отопления возложена обязанность по снятию показаний ОДПУ. Заявитель отмечает, что бездействие Компании, выразившееся в непредставлении Обществу ведомостей параметров теплоснабжения со спорного МКД за период июнь - октябрь 2017 года, а также непринятии мер по своевременной поверке оборудования, входящего в состав ОДПУ, не позволили Обществу произвести корректировку платы за отопление за 2017 год.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве возразила против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов; ходатайствовала о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Общество и Компания, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Компания является управляющей организацией в отношении МКД 35 на основании договора управления от 22.07.2014.
Обществом в отсутствие заключенного с Компанией договора теплоснабжения оказывается коммунальная услуга по поставке тепловой энергии непосредственно собственникам МКД 35.
В МКД 35 13.07.2016 установлен и введен в коммерческую эксплуатацию ОДПУ тепловой энергии по 13.07.2017, затем - с 13.07.2017 по 25.11.2017, далее - с 06.12.2018.
В период с 29.11.2018 по 19.12.2018 Инспекция в отношении Общества на основании приказа от 28.11.2018 N 1971 провела внеплановую документарную проверку с целью проверки фактов, изложенных в обращении жителя МКД 35.
В ходе проверки надзорный орган установил, что Общество в нарушение части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "г" пункта 31, пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пунктов 3 (1), 3 (2) приложения N 2 к Правилам N 354 Общество не произвело корректировку платы за отопление жителям МКД 35 за 2016 и 2018 годы с учетом показаний ОДПУ за периоды работоспособности ОДПУ, и расчет платы за отопление с января 2017 года по настоящее время производится исходя из норматива потребления тепловой энергии.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 19.12.2018 N 219-жс.
По итогам проведенной внеплановой проверки Инспекция выдала Обществу предписание от 19.12.2018 N 115-жс, которым на заявителя возложены следующие обязанности: в срок до 08.02.2019 произвести перерасчет платы за отопление жителям МКД 35 за период с января по ноябрь 2018 года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2017 год, рассчитанного с учетом показаний ОДПУ за период с 01.01.2017 по 25.11.2017 и среднемесячного объема потребления тепловой энергии за отопительный период, определенного в соответствии с пунктом 59 (1) Правил N 354, с 26.11.2017 по 31.12.2017; произвести корректировку платы за отопление жителям МКД 35, за 2016 и 2017 годы исходя из показаний ОДПУ за периоды работоспособности ОДПУ.
Общество полагая, что названное предписание не соответствует закону и нарушает его права и интересы обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 20, 157 ЖК РФ, положениями Правил N 354, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, для признания решения публичного органа незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению установлен в Правилах N 354.
Как следует из материалов дела и суды установили, с 13.07.2016 в МКД 35 установлен ОДПУ тепловой энергии (акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 13.07.2016), введен в эксплуатацию с 13.07.2016 по 13.07.2017. В последующем указанный прибор учета введен в эксплуатацию с 13.07.2017 по 25.11.2017, с 06.12.2018.
В силу пункта 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 603) до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами N 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
На дату вступления в силу Постановления N 603 на территории города Иваново действовал порядок оплаты за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, что подтверждается Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28.09.2018 N 222-н/1 "О способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории муниципальных образований Ивановской области", предусматривающим применение в городе Иваново действующего способа оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац 3 пункта 42 (1) Правил N 354).
На основании пункта 3 (1) приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3 (1), которая учитывает общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению; тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд (пункт 59 (1) Правил N 354).
На основании пункта 60 (1) Правил N 354 по истечении указанного в пункте 59 (1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается: за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, - в порядке, указанном в пункте 48 настоящих Правил; за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в пункте 42 (1) настоящих Правил.
В силу пункта 3 (2) приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3 (1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3 (2) с учетом размера платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год; общей площади i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; общего размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
Таким образом, среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формулах 3 (1) и 3 (3) приложения N 2 к Правилам N 354, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета.
Таким образом, требование Инспекции о необходимости произвести корректировку платы за отопление жителям МКД 35 за 2016 и 2017 годы является правомерным.
Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что для расчета платы за коммунальную услугу по отоплению за 2018 год, подлежат применению данные о среднемесячном объеме потребления тепловой энергии на отопление за 2017 год до 25.11.2017 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, а период с 26.11.2017 по 21.21.2017 в целях расчета платы за 2018 рассчитать по правилам 59 (1) Правил N 354.
Довод заявителя жалобы о том, что у Общества отсутствовала обязанность по снятию показаний с ОДПУ отклоняется в силу следующего.
Из материалов дела видно, что Обществом в отсутствие заключенного с Компанией договора теплоснабжения оказывается коммунальная услуга по поставке тепловой энергии непосредственно собственникам МКД 35. Счета-квитанции на оплату коммунальной услуги по отоплению выставляет жителям МКД 35 непосредственно Общество.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 31 исполнитель обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Между тем материалы дела не содержат доказательств принятия Обществом мер по истребованию у управляющей организации сведений о показаниях ОДПУ тепловой энергии, само по себе непредставление Компанией информации о показаниях ОДПУ не может являться основанием для начислениям собственникам помещений МКД 35 платы за отопление с нарушением порядка, установленного Правилами N 354.
Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствовало жилищному законодательству и не нарушало права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, и правомерно отказали последнему в удовлетворении заявленного требования.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.06.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.09.2019 по делу N А17-612/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Ивановская городская теплосбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом "г" пункта 31 исполнитель обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Между тем материалы дела не содержат доказательств принятия Обществом мер по истребованию у управляющей организации сведений о показаниях ОДПУ тепловой энергии, само по себе непредставление Компанией информации о показаниях ОДПУ не может являться основанием для начислениям собственникам помещений МКД 35 платы за отопление с нарушением порядка, установленного Правилами N 354."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 января 2020 г. N Ф01-7567/19 по делу N А17-612/2019
Хронология рассмотрения дела:
16.01.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7567/19
17.09.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6401/19
06.06.2019 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-612/19
01.02.2019 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-612/19