г. Киров |
|
17 сентября 2019 г. |
Дело N А17-612/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Хоровой Т.В., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Ивановская городская теплосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.06.2019 по делу N А17-612/2019, принятое судом в составе судьи Никифоровой Г.М.,
по заявлению акционерного общества "Ивановская городская теплосбытовая компания" (ОГРН: 1143702015995; ИНН: 3702733445)
к службе государственной жилищной инспекции Ивановской области (ОГРН: 1063702132889; ИНН: 3702092230)
с участием в деле третьего лица: акционерного общества "Управляющая компания "ОПОРА"
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
акционерное общество "Ивановская городская теплосбытовая компания" (далее - заявитель, Общество, АО "ИГТСК) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным предписания службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - ответчик, Ивгосжилинспекция, надзорный орган) от 19.12.2018 N 115-жс.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Управляющая компания "Опора" (далее - АО "УК "Опора", управляющая компания).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 06.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ИГТСК" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Общество в апелляционной жалобе и дополнениях к ней указывает, что многоквартирный дом N 35 по улице Домостроителей, города Иваново (далее - МКД N 35) оборудован общедомовым прибором учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии с 01.07.2016, до этого момента учет поставленных ресурсов велся расчетным способом - по утвержденным нормативам. Действовавшие в 2016 году Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), не предусматривали порядка расчета стоимости коммунальной услуги по отоплению исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления отопления, определенного по показаниям ОДПУ за период не менее 3 месяцев отопительного периода. АО "ИГТСК" не согласно с изложенным в обжалуемом решении выводом о том, что именно на Общество как на исполнителя коммунальных услуг в части ГВС и отопления возложена обязанность по снятию показаний ОДПУ. Заявитель отмечает, что бездействие АО "УК "Опора", выразившееся в непредставлении в адрес АО "ИГТСК" ведомостей параметров теплоснабжения со спорного МКД за период июнь-октябрь 2017 года, а также непринятии мер по своевременной поверке оборудования, входящего в состав ОДПУ, не позволили Обществу произвести корректировку платы за отопление за 2017 год.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 13.08.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 14.08.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "УК "Опора" является управляющей организацией в отношении МКД N 35 на основании договора управления от 22.07.2014.
Обществом в отсутствие заключенного с ООО "УК "Опора" договора теплоснабжения оказывается коммунальная услуга по поставке тепловой энергии непосредственно собственникам МКД N 35.
13.07.2016 в МКД N 35 установлен и введен в коммерческую эксплуатацию ОДПУ тепловой энергии по 13.07.2017, затем с 13.07.2017 по 25.11.2017, далее - с 06.12.2018.
В период с 29.11.2018 по 19.12.2018 ответчиком в отношении АО "ИГТСК на основании приказа от 28.11.2018 N 1971 проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении жителя МКД N 35.
В ходе проверки надзорным органом установлено, что Общество в нарушение части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "г" пункта 31, пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пунктов 3(1), 3(2) приложения N 2 к Правилам N 354 АО "ИГТСК" не произвело корректировку платы за отопление жителям МКД за 2016 и 2018 годы с учетом показаний ОДПУ за периоды работоспособности ОДПУ и расчет платы за отопление с января 2017 года по настоящее время производится исходя из норматива потребления тепловой энергии.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 19.12.2018 N 219-жс.
19.12.2018 по итогам проведенной внеплановой проверки Ивгосжилинспекцией в адрес Общества выдано предписание N 115-жс, которым на заявителя возложены следующие обязанности: в срок до 08.02.2019 произвести перерасчет платы за отопление жителям МКД N 35 за период с января по ноябрь 2018 года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2017 год, рассчитанного с учетом показаний ОДПУ за период с 01.01.2017 по 25.11.2017 и среднемесячного объема потребления тепловой энергии за отопительный период, определенного в соответствии с пунктом 59(1) Правил N 354, с 26.11.2017 по 31.12.2017; произвести корректировку платы за отопление жителям МКД N 35, за 2016 и 2017 годы исходя из показаний ОДПУ за периоды работоспособности ОДПУ.
Полагая, что предписание Ивгосжилинспекции от 19.12.2018 не соответствует закону и нарушает права заявителя, АО "ИГТСК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в данном случае совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом государственного контроля (надзора) по итогам проведенной в отношении Общества внеплановой документарной проверки в рамках государственного жилищного надзора. Данное предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения проверки, в части чего замечаний у Общества не имеется, выяснению подлежит наличие у заявителя обязанности и возможности по проведению требуемых мероприятий.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого предписания надзорного органа на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению установлен в Правилах N 354.
Как установлено судом первой инстанции и сторонами не оспорено, в МКД N 35 с 13.07.2016 установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии (акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 13.07.2016), допущен в эксплуатацию с 13.07.2016 по 13.07.2017. В последующем указанный прибор учета допущен в эксплуатацию с 13.07.2017 по 25.11.2017, с 06.12.2018 (т.1 л.д.112-114).
В силу пункта 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 603) до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами N 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
На дату вступления в силу Постановления N 603 на территории г. Иваново действовал порядок оплаты за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, что подтверждается Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28.09.2018 N 222-н/1 "О способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории муниципальных образований Ивановской области", предусматривающим применение в городе Иваново действующего способа оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац 3 пункта 42(1) Правил N 354).
На основании пункта 3(1) приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3(1), которая учитывает общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению; тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд (пункт 59(1) Правил N 354).
На основании пункта 60(1) Правил N 354 по истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается: за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, - в порядке, указанном в пункте 48 настоящих Правил; за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в пункте 42(1) настоящих Правил.
В силу пункта 3(2) приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2) с учетом размера платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год; общей площади i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; общего размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
Таким образом, среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формулах 3 (1) и 3 (3) приложения N 2 к Правилам N 354, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета.
В этой связи, вопреки доводам заявителя, требование Ивгосжилинспекции о необходимости произвести корректировку платы за отопление жителям МКД N 35 за 2016 и 2017 годы является правомерным.
Следовательно, суд первой инстанции также пришел к правомерному выводу о том, что для расчета платы за коммунальную услугу по отоплению за 2018 год, подлежат применению данные о среднемесячном объеме потребления тепловой энергии на отопление за 2017 год до 25.11.2017 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, а период с 26.11.2017 по 21.21.2017 в целях расчета платы за 2018 рассчитать по правилам 59(1) Правил N 354.
Относительно довода апелляционной жалобы о том, что у Общества отсутствовала обязанность по снятию показаний с ОДПУ суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Как было указано выше, Обществом в отсутствие заключенного с ООО "УК "Опора" договора теплоснабжения оказывается коммунальная услуга по поставке тепловой энергии непосредственно собственникам МКД N 35. Счета-квитанции на оплату коммунальной услуги по отоплению выставляются жителям МКД N 35 непосредственно АО "ИГТСК".
В соответствии с подпунктом "г" пункта 31 исполнитель обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Между тем материалы дела не содержат доказательств принятия Обществом мер по истребованию у управляющей организации сведений о показаниях ОДПУ тепловой энергии, само по себе непредставление АО "УК "Опора" информации о показаниях ОДПУ не может являться основанием для начислениям собственникам помещений МКД N 35 платы за отопление с нарушением установленного Правилами N 354 порядка.
Таким образом, у Ивгосжилинспекции имелись основания для выдачи оспариваемого предписания. Предписание надзорного органа от 19.12.2018 не противоречит требованиям действующего на момент его вынесения законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Соответственно, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 198, 201 АПК РФ, правомерно оставил заявленные АО "ИГТК" требования без удовлетворения. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно, выводы арбитражного суда соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела документам.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.06.2019 по делу N А17-612/2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.06.2019 по делу N А17-612/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Ивановская городская теплосбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-612/2019
Истец: АО "Ивановская городская теплосбытовая компания"
Ответчик: Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области
Третье лицо: ЗАО "Управляющая компания "ОПОРА"
Хронология рассмотрения дела:
16.01.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7567/19
17.09.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6401/19
06.06.2019 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-612/19
01.02.2019 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-612/19