Нижний Новгород |
|
20 января 2020 г. |
Дело N А28-1111/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.01.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Беспятых Е.А. (доверенность от 23.10.2019 N 167-10-13),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Киров"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 26.08.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.10.2019
по делу N А28-1111/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интегра"
(ИНН: 4345092810, ОГРН: 1044316877846)
к администрации муниципального образования "Город Киров"
о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство от 27.12.2018 N 9617-19-11
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Интегра" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации муниципального образования "Город Киров" (далее - Администрация) об отказе в выдаче разрешения на строительство, формализованного в письме от 27.12.2018 N 9617-19-1, и об обязании выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства на основании заявления Общества то 18.12.2018 и представленных документов.
Решением суда от 26.08.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 18.10.2019 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель жалобы указывает, что оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство по приведенным в письме от 27.12.2018 N 9617-19-11 основаниям является законным и обоснованным; правовые основания для выдачи обозначенного разрешения отсутствовали.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве возразило против доводов Администрации, сославшись на законность обжалованных судебных актов; ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрация 30.03.2016 взамен разрешения на строительство N RU43306000-355 от 25.12.2013 Скурихиной О.А. выдано разрешение на строительство N 43-RU43306000-060-2016 подземного торгового комплекса (завершение строительства), расположенного по адресу: город Киров, Ленинский район, улица Воровского, дом 94а (кадастровый номер земельного участка 43:40:000142:124). Срок действия разрешения установлен до 30.06.2017.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 10.02.2017 на основании договора купли-продажи от 07.02.2017 за Обществом зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства (кадастровый номер 43:40:000142:7534), расположенный по адресу: город Киров, Ленинский район, улица Воровского, дом 94а.
Департамент муниципальной собственности Администрации и Общество заключили договор аренды земельного участка от 20.07.2017 N 69922, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 43:40:000142:124 по адресу: город Киров, улица Воровского, предоставляется для завершения строительства подземного торгового комплекса.
Общество 29.08.2018, 23.11.2018, 18.12.2018 через Кировское областное государственное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" обращалось в Администрацию с заявлениями о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - подземного торгового комплекса; кадастровый номер земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства, - 43:40:000142:124, кадастровый номер реконструируемого объекта капитального строительства - 43:40:000142:7534; адрес объекта: город Киров, улица Воровского, дом 94а.
В письмах от 07.09.2018, 03.12.2018, 27.12.2018 Администрация отказала Обществу в выдаче разрешения на строительство объекта.
Последний из отказов, формализованный в письме от 27.12.2018 N 9617-19-11, мотивирован тем, что Общество не представило положительное заключение экспертизы проектной документации. Администрацией в названном письме указано, что проезды к упомянутому объекту (с улицы Воровского через земельный участок, относящийся к местам общего пользования, и с восточной стороны через земельный участок с кадастровым номером 43:40:000142:125) проектированы за границами земельного участка с кадастровым номером 43:40:000142:124, при этом каких-либо документов (разрешение на использование, согласие правообладателя земельного участка либо установление сервитута), подтверждающих возможность использования части указанных земельных участков для организации проезда через данный участок к объекту на период строительства и для последующей его эксплуатации, Обществом не представлено. Кроме того, как отметила Администрация, в представленных материалах отсутствует информация о разработке архитектурно-строительного проекта на основании полученных результатов инженерных изысканий. В качестве одного из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство Администрация сослалась отсутствие технических условий на перекладку сети газопровода, попадающего в пятно застройки, что не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка N RU43306000-975.
Общество, полагая, что отказ органа местного самоуправления от 27.12.2018 в выдаче разрешения на строительство не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим заявлением.
Руководствуясь положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 340-ФЗ), суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 8 ГрК РФ выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.
На основании части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
При этом разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ (часть 1 статьи 51 ГрК РФ).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).
Положениями частей 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ предусмотрен перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство.
В соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а также красным линиям; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В части 13 статьи 51 ГрК РФ определено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 ГрК РФ).
Постановлением Администрации города Кирова от 26.10.2018 N 2805-п утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства на территории муниципального образования" (далее - Административный регламент; подлежит применению в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), который определяет круг заявителей, стандарт предоставления муниципальной услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме и особенности выполнения административных процедур в многофункциональном центре, формы контроля за исполнением Административного регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо муниципального служащего при осуществлении полномочий по предоставлению муниципальной услуги.
Согласно пункту 2.2 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется Администрацией в лице Управления градостроительства и архитектуры.
В пункте 2.5.5 Административного регламента предусмотрено, что при предоставлении муниципальной услуги Администрация не вправе требовать от заявителя: представления документов и информации или осуществления действий, которые не предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги; представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Кировской области и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и (или) органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ); осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 Закона N 210-ФЗ, представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги.
Решением Кировской городской Думы от 22.12.2008 N 23/7 утверждено Положение об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования "Город Киров" (далее - Положение N 23/7), которое регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по созданию и ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования "Город Киров" (далее - ИСОГД), при предоставлении и использовании содержащихся в ней сведений (пункт 1.1).
В соответствии с пунктами 3, 4, 6 раздела 1 Положения N 23/7 целью ведения ИСОГД является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
ИСОГД формируется как составная часть единой информационной системы города Кирова. Создаваемые впоследствии либо уже созданные муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями и структурными подразделениями Администрации города Кирова автоматизированные информационные системы должны быть совместимы с автоматизированной ИСОГД путем соблюдения установленных требований к аппаратным и программным средствам, организационным процедурам, формам документооборота и информационного обмена, правилам предоставления и защиты информации, а также используемым словарям, справочникам и классификаторам.
Ведение ИСОГД осуществляют управление градостроительства и архитектуры Администрации города Кирова, муниципальное бюджетное учреждение "Архитектура".
Согласно разделу 3 Положения N 23/7 участниками информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования "Город Киров" являются: 1) Администрация; 2) управление градостроительства и архитектуры администрации города Кирова; 3) муниципальное бюджетное учреждение "Архитектура"; 4) департамент муниципальной собственности администрации города Кирова; 5) иные лица, участие которых в ИСОГД предусмотрено законодательством Российской Федерации и Уставом муниципального образования "Город Киров".
Из материалов дела видно и суды установили, что газовые сети низкого давления Первомайского района города Кирова, проходящие, в том числе, через земельный участок с кадастровым номером 43:40:000142:124, принадлежат на праве собственности акционерному обществу "Газпром газораспределение Киров" (далее - АО "Газпром газораспределение Киров") и перекладка участка газопровода в пределах указанного земельного участка была проведена в 2014 году, фактическое расположение газопровода соответствует схеме, содержащейся в выписке из 9-го раздела ИСОГД от 01.02.2019. При этом сведения о перекладке существующего подземного газопровода были занесены в ИСОГД 26.10.2015.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, распоряжение заместителя главы Администрации города Кирова от 01.12.2014 N 3750-ЗР "Об утверждении документации по проекту планировки и проекту межевания территории линейного объекта "Реконструкция объекта - газовые сети низкого давления Первомайского района города Кирова (перекладка существующего подземного газопровода низкого давления, попадающего в зону строительства по адресу: город Киров, улица Воровского, в районе дома 94)", письмо АО "Газпром газораспределение Киров" от 10.04.2019, информацию Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Кирова от 15.07.2019, суды пришли к правомерному выводу, что на момент принятия оспариваемого решения об отказе в выдаче разрешения на строительство Администрация располагала сведениями о перекладке участка газопровода в пределах земельного участка с кадастровым номером 43:40:000142:124 и о фактическом его расположении.
Ссылка Администрации на градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 43:40:000142:124, утвержденный распоряжением заместителя главы Администрации г. Кирова от 12.10.2009 N 1619-зр, как на подтверждение необходимости получения технический условий на перекладку сети газопровода попадающей в пятно застройки, правомерно признана судами первой и апелляционной инстанций несостоятельной и не подтвержденной материалами дела.
Таким образом, отказ ответчика в выдаче разрешения на строительство по причине отсутствия технических условий на перекладку сети газопровода попадающей в пятно застройки, при имеющих место обстоятельствах является необоснованным, не мотивирован со ссылкой на положения части 7 статьи 51 ГрК РФ, в связи с чем является незаконным.
В качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительство Администрацией также указано на непредоставление Обществом положительного заключения экспертизы проектной документации.
В части 2.2 статьи 49 ГрК РФ регламентировано, что в случае, если объекты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной.
При этом критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 этой же статьи, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Положениями части 10 статьи 16 Закона N 340-ФЗ предусмотрено, что в случае, если до дня утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, критериев отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 ГрК РФ, к объектам массового пребывания граждан выданы разрешения на строительство указанных объектов или поданы заявления о выдаче разрешений на строительство таких объектов капитального строительства, проведение экспертизы проектной документации таких объектов капитального строительства не требуется, государственный строительный надзор при их строительстве, реконструкции не осуществляется.
На момент возникновения спорных правоотношений критерии отнесения указанных объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан не утверждены, что сторонами не оспаривается.
С учетом изложенного суды обоснованно отметили, что указанное основание для отказа в выдаче разрешения на строительство, связанное с необходимостью представления заключения экспертизы проектной документации, является незаконным, поскольку такая обязанность в рассматриваемой ситуации у Общества отсутствовала.
Еще одним основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство в письмо от 27.12.2018 N 9617-19-1 указано на отсутствие каких-либо документов (разрешение на использование, согласие правообладателя земельного участка либо установление сервитута), подтверждающих возможность использования части земельных участков для организации проезда через земельный участок к объекту на период строительства и для последующей его эксплуатации, при том, что проезды к указанному объекту (с улицы Воровского через земельный участок, относящийся к местам общего пользования и с восточной стороны через земельный участок с кадастровым номером 43:40:000142:125) запроектированы за границами земельного участка с кадастровым номером 43:40:000142:124.
Между тем Общество в составе проектной документации представило Технические условия на строительство дорожно-транспортной сети, выданные МКУ "Дирекция дорожного хозяйства города Кирова". Администрация подтвердила необходимость получения Технических условий от МКУ "Дирекция дорожного хозяйства города Кирова", а также то, что при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство от 18.12.2018 технические условия были предоставлены.
При этом аргументы Администрации о необходимости получения разрешения на размещение объекта от территориального управления Администрации города Кирова по Ленинскому району в связи с проектированием проезда к объекту с восточной стороны через земельный участок с кадастровым номером 43:40:000142:125 являются несостоятельными, поскольку проектная документация данные сведения не содержит (проектной документацией не предусмотрено использование названного земельного участка в целях проезда к земельному участку с кадастровым номером 43:40:000142:124).
В отношении отказа Администрации в выдаче Обществу разрешения на строительство объекта в связи с отсутствием информации о разработке архитектурно-строительного проекта на основании полученных результатов инженерных изысканий судами верно отмечено, что такое основание противоречит статье 51 ГрК РФ, пунктам 2.5, 2.8 Административного регламента.
Кроме того, пункт 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ, в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемого решения, не содержал требования о необходимости приложения к заявлению о выдаче разрешения на строительство результатов инженерных изысканий.
Каких-либо иных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство спорного объекта капитального строительства письмо от 27.12.2018 N 9617-19-1 не содержит.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что отказ Администрации в выдаче Обществу разрешения на строительство не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Общества, и удовлетворили заявленные требования.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу данной нормы суд в любом случае определяет необходимые действия, которые нужно произвести для восстановления нарушенных прав лица, обратившегося с заявлением.
Поскольку отказ в выдаче разрешения на строительство противоречит указанным нормам ГрК РФ, суд правомерно обязал Администрацию выдать разрешение на строительство.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 26.08.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.10.2019 по делу N А28-1111/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Киров" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положениями части 10 статьи 16 Закона N 340-ФЗ предусмотрено, что в случае, если до дня утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, критериев отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 ГрК РФ, к объектам массового пребывания граждан выданы разрешения на строительство указанных объектов или поданы заявления о выдаче разрешений на строительство таких объектов капитального строительства, проведение экспертизы проектной документации таких объектов капитального строительства не требуется, государственный строительный надзор при их строительстве, реконструкции не осуществляется.
...
В отношении отказа Администрации в выдаче Обществу разрешения на строительство объекта в связи с отсутствием информации о разработке архитектурно-строительного проекта на основании полученных результатов инженерных изысканий судами верно отмечено, что такое основание противоречит статье 51 ГрК РФ, пунктам 2.5, 2.8 Административного регламента.
Кроме того, пункт 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ, в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемого решения, не содержал требования о необходимости приложения к заявлению о выдаче разрешения на строительство результатов инженерных изысканий.
...
По смыслу данной нормы суд в любом случае определяет необходимые действия, которые нужно произвести для восстановления нарушенных прав лица, обратившегося с заявлением.
Поскольку отказ в выдаче разрешения на строительство противоречит указанным нормам ГрК РФ, суд правомерно обязал Администрацию выдать разрешение на строительство."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 января 2020 г. N Ф01-7644/19 по делу N А28-1111/2019