г. Нижний Новгород |
|
20 января 2020 г. |
Дело N А11-923/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.01.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Кислицына Е.Г., Павлова В.Ю.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" города Камешково на решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.07.2019 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2019 по делу N А11-923/2019
по иску Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области (ИНН: 3329041870, ОГРН: 1063340025055)
к муниципальному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства" города Камешково (ИНН: 3315094819, ОГРН: 1083336001506)
о взыскании 220 000 рублей
и установил:
Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области (далее - Департамент) обратился с исковым заявлением в Арбитражный суд Владимирской области к муниципальному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства" города Камешково (далее - Учреждение) о взыскании неустойки в сумме 220 000 рублей по договору аренды лесного участка от 19.01.2018 N 41.
Исковое требование основано на статьях 26 и 88 Лесного кодекса Российской Федерации, статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано неисполнение арендатором лесного участка установленной договором от 19.01.2018 N 41 обязанности по представлению лесной декларации и проекта освоения лесов.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 08.07.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2019, удовлетворил исковые требования.
Руководствуясь статьями 25, 26 и 28 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 329 и 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика заявленной неустойки в связи с неисполнением обязанности по представлению лесной декларации и проекта освоения лесов.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель полагает, что суды ошибочно усмотрели правовые основания для удовлетворения заявленного иска, поскольку не дали надлежащей оценки представленной доказательственной базе и не установили период просрочки исполнения обязательства. Кассатор ссылается на подпункт "б" пункта 14 главы IV, подпункт "г" пункта 12 договора аренды от 19.01.2018 N 41, согласно которым неустойка в 150 000 рублей подлежит исчислению за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока исполнения обязательства. По мнению Учреждения, срок исполнения арендатором своей обязанности, за неисполнение которой он привлечен к ответственности, не наступил, однако это не было учтено судами при рассмотрении спора.
При надлежащем извещении участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства стороны не обеспечили явку представителей в третью инстанцию.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанции норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области от 08.07.2019 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2019 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установили суды, Департамент в лице исполняющего обязанности директора ГКУ "Камешковское лесничество" (арендодатель) и Учреждение (арендатор) 19.01.2018 заключили договор N 41 аренды лесного участка, в соответствии с пунктами 1, 2 которого арендодатель на основании приказа Департамента от 29.12.2017 N 1059-П обязуется предоставить, арендатор принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности:
- площадью 18,5778 гектара, местоположение: Владимирская область, Камешковский район, МО город Камешково, Камешковское лесничество, Новкинское участковое лесничество, лесной квартал N 102, части лесотаксационных выделов 21, 22, 23, 24, 25, лесной квартал N 108, части лесотаксационных выделов 4, 5, 6, 8, 9, 12, 15, 16, 29, 30, 32, 33, лесотаксационный выдел 7, лесной квартал N 109, части лесотаксационных выделов 1, 23, кадастровый номер 33:09:052501:1381;
- площадью 0,62 гектара, местоположение: Владимирская область, Камешковский район, МО город Камешково, Камешковское лесничество Вахромеевское участковое лесничество, урочище Камешковское, лесной квартал N 90, части лесотаксационных выделов 11, 12, кадастровый номер 33:09:052501:1381.
Границы лесного участка определены в кадастровом паспорте, а также указаны в схеме расположения лесного участка, предусмотренной приложением N 1 к договору; характеристики лесного участка на день заключения договора в соответствии с данными государственного лесного реестра приводятся в приложениях 2.1, 2.2 к договору (пункт 3 договора).
Арендатору передается лесной участок в целях использования лесов для строительства линейных объектов (строительство водопровода, линии электропередачи и подъездной дороги) без изъятия лесного ресурса (пункт 4 договора).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 12 договора арендатор обязан в установленном порядке подавать лесную декларацию.
В подпункте "г" пункта 12 договора предусмотрена обязанность арендатора в течение 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
Согласно подпункту "б" пункта 14 договора за нарушение срока разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной или муниципальной экспертизы, предусмотренного подпунктом "г" пункта 12 договора, или использование лесного участка без проекта освоения лесов установлена неустойка в сумме 150 000 рублей (для юридического лица) за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока.
В подпункте "в" пункта 14 договора за использование лесного участка без подачи лесной декларации установлена неустойка в сумме 70 000 рублей (для юридического лица).
Срок действия договора определен сторонами с 19.01.2018 по 18.12.2018 и составляет 11 месяцев (пункт 23 договора).
Лесные участки переданы арендатору по актам приема-передачи от 19.01.2018.
Стороны 16.07.2018 подписали дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 19.01.2018 N 41, согласно которому они расторгли (прекратили действие) договора от 19.01.2018 N 41 с 16.07.2018; лесные участки приняты арендодателем по актам приема-передачи от 16.07.2018.
В данных актах отражено, что на участках проведены работы по строительству линейных объектов (водовода, линии электропередачи, подъездной дороги) без изъятия лесного ресурса, с нарушением условий договора аренды лесного участка в части использования арендованного лесного участка без разработки проекта освоения лесов и представления его в Департамент на получение положительного заключения государственной экспертизы и без подачи лесной декларации в ГКУ ВО "Камешковское лесничество".
В связи с непредставлением арендатором проекта освоения лесов и лесной декларации, ГКУ ВО "Камешковское лесничество" направило в адрес ответчика претензии от 18.07.2018 N 911, от 20.08.2018 N 930, от 16.08.2018 с предложением уплатить предусмотренные договором штрафы в сумме 150 000 рублей и 70 000 рублей.
Ответчик в письмах от 14.08.2018 N 420 и 421 с требованием ГКУ ВО "Камешковское лесничество" не согласился, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного кодекса.
В пункте 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69, определено, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Согласно статье 26 Лесного кодекса Российской Федерации законное освоение лесного участка осуществляется только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов с последующим представлением лесопользователем лесной декларации.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что осуществление арендатором деятельности на лесном участке возможно лишь в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы.
В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1); лесная декларация подается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (часть 2); форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 утвержден Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
В силу пункта 3 Порядка лесная декларация должна содержать сведения обо всех видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды, решением государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый год.
В соответствии с пунктом 11 Порядка уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение пяти дней со дня получения декларации направляет лесопользователю письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Согласно статье 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой (штрафом, пени) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения денежного обязательства (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В подпункте "б" пункта 14 договора аренды лесного участка от 19.01.2018 N 41 предусмотрено, что за нарушение срока разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов для поведения государственной или муниципальной экспертизы, предусмотренного подпунктом "г" пункта 12 настоящего договора, или использование лесного участка без проекта освоения лесов арендатор уплачивает арендодателю неустойку в сумме 150 000 рублей (для юридического лица) за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока.
Согласно подпункту "в" пункта 14 договора аренды лесного участка от 19.01.2018 N 41 за использование лесного участка без подачи лесной декларации арендатор уплачивает арендодателю неустойку в сумме 70 000 рублей (для юридического лица).
Суд установил, что Учреждение не представило арендодателю проект освоения арендуемых лесных участков и фактически не приняло меры по разработке данного проекта, а так же не представило лесную декларацию.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства обратного в материалы дела не представлены.
В связи с указанными обстоятельствами суды пришли к правильному выводу о нарушении ответчиком условий договора аренды лесного участка от 19.01.2018 N 41 в части использования лесного участка без проекта освоения лесов и без предоставления лесной декларации, поэтому обоснованно взыскал с Учреждения неустойку за использование лесного участка без проекта освоения лесов в сумме 150 000 рублей и неустойку за использования лесного участка без предоставления лесной декларации в сумме 70 000 рублей.
В процессе рассмотрения спора по существу ответчик расчет суммы неустойки не оспаривал и контррасчет не представил.
Довод кассатора о неправильном определении периода просрочки не нашел подтверждения в материалах дела. Из подпункта "б" пункта 14 договора аренды, заключенного сторонами, следует, что ответственность предусмотрена, в том числе, за использование лесного участка без проекта освоения лесов.
Факт освоения лесного участка арендатором без подготовки проекта освоения лесов подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил доказательств, что использование лесного участка начато им позднее, чем за месяц до расторжения договора.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.07.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2019 по делу N А11-923/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" города Камешково - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 Порядка лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
...
Согласно статье 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой (штрафом, пени) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения денежного обязательства (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства обратного в материалы дела не представлены.
...
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил доказательств, что использование лесного участка начато им позднее, чем за месяц до расторжения договора."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 января 2020 г. N Ф01-7338/19 по делу N А11-923/2019
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7338/19
17.10.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7656/19
08.07.2019 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-923/19
25.06.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-923/19