Нижний Новгород |
|
23 января 2020 г. |
Дело N А29-16490/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.01.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителя
от истца: Шурыгина А.Н. (доверенность от 24.10.2017 N 161),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Интинская"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.10.2019
по делу N А29-16490/2017
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс"
(ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350)
к администрации муниципального образования городского округа "Инта"
(ИНН: 1104008366, ОГРН: 1021100859438), обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Интинская" (ИНН: 1104013849, ОГРН: 1141104000289)
о взыскании расходов на установку общедомовых приборов учета
и установил:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - Общество) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к администрации муниципального образования городского округа "Инта" (далее - Администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Интинская" (далее - Компания) о взыскании
272 096 рублей 40 копеек расходов, понесенных на установку общедомового прибора учета, с составлением расчета и учетом пятилетней рассрочки платежей в отношении квартир, принадлежащих гражданам, а также начислением на такие суммы процентов в связи с предоставлением рассрочки в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации согласно пункту 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) (с учетом требований, уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 22.06.2019 исковые требования Общества к Компании удовлетворены, требования к Администрации оставлены без удовлетворения.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 11.10.2019 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Компания не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель жалобы указывает, что факт получения Компанией денег за установку общедомовых приборов учета (далее - ОДПУ) и пользования ими не установлен; Общество и Компания договор теплоснабжения не заключали.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Компании, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Администрация ходатайствовала о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, во исполнение требований Федерального закона N 261-ФЗ ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" (правопредшественник истца, заказчик), как энергоснабжающая организация, и общество с ограниченной ответственностью "ТНБ энергосервис" (далее - ООО "ТНБ энергосервис", подрядчик) заключили договор от 17.04.2013 N 015-12/2013 на выполнение работ по установке (замене) узла учета тепловой энергии и теплоносителя.
Истец указывает в иске, что подрядчик за счет своих средств и своих материалов выполнил комплекс работ по установке узлов учета тепловой энергии и теплоносителя на согласованных сторонами объектах, в том числе в спорных многоквартирных домах (МКД) по адресам: город Инта, улица Мира, дома 39, 50, 60, 62, и сдал результат заказчику, который, в свою очередь, принял и оплатил выполненные работы.
Факт выполнения работ в рамках договора от 17.04.2013 N 015-12/2013 в отношении спорных МКД подтверждается представленными в материалы дела актами о приемке выполненных работ, а также актами допуска с 01.09.2015 в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, подписанными директором Компании.
В письмах от 20.09.2017 N 102/6952, от 10.09.2015 N 50400-31-06189, от 25.04.2017 N 70400-06-01815 Общество предложило Компании и Администрации произвести оплату выполненных работ по установке приборов учета. В данных письмах истец направил ответчикам копии счетов-фактур и актов.
Поскольку указанные претензии оставлены Администрацией и Компанией без ответа, Общество обратилось в суд с иском.
Руководствуясь нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона N 261-ФЗ, суд первой инстанции исковые требования Общества к Компании удовлетворил: взыскал с Компании в пользу Общества 272 096 рублей 40 копеек; в иске к Администрации отказал.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу, и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ).
В силу части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 1 июля 2013 года ресурсоснабжающие организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
В соответствии с пунктом 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов.
Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществляющей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 ЖК РФ, пункт 20 Правил N 416, пункты 24, 26 Правил N 491).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации за установку общедомового прибора учета (определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2015 N 310-ЭС15-912).
Материалами дела подтвержден факт установки Обществом и ввода в эксплуатацию (допуска) ОДПУ в порядке, предусмотренном положениями статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, а также факт осуществления Компанией функций управляющей организации в отношении спорных домов.
С учетом изложенных норм права, которыми правомерно руководствовались суды двух инстанции при разрешении настоящего спора, вывод о том, что лицом, обязанным возместить стоимость расходов, понесенных Обществом на установку общедомовых приборов учета, является Компания, обоснован.
При таких обстоятельствах суды на законных основаниях взыскали с Компании в пользу Общества 249 453 рубля 26 копеек долга и 22 643 рубля 14 копеек процентов.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали материалы дела полно, всесторонне и объективно. Представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом приведенных в кассационной жалобе доводов не имеется.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятых судебных актах существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.10.2019 по делу N А29-16490/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Интинская" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 ЖК РФ, пункт 20 Правил N 416, пункты 24, 26 Правил N 491).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации за установку общедомового прибора учета (определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2015 N 310-ЭС15-912).
Материалами дела подтвержден факт установки Обществом и ввода в эксплуатацию (допуска) ОДПУ в порядке, предусмотренном положениями статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, а также факт осуществления Компанией функций управляющей организации в отношении спорных домов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 января 2020 г. N Ф01-7744/19 по делу N А29-16490/2017
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7744/19
11.10.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7924/19
11.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-16490/17
31.07.2019 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6844/19
24.07.2019 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6599/19
22.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-16490/17