Нижний Новгород |
|
24 января 2020 г. |
Дело N А29-7861/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.01.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Ухтинское монтажно-наладочное управление"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.07.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.09.2019
по делу N А29-7861/2019
по заявлению закрытого акционерного общества "Ухтинское монтажно-наладочное управление" (ИНН: 1102001397, ОГРН: 1021100737998)
к Центральному банку Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Коми Северо-Западного главного управления
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
и установил:
закрытое акционерное общество "Ухтинское монтажно-наладочное управление" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Коми Северо-Западного главного управления (далее - Банк, административный орган) от 28.05.2019 N 19-9672/3110-1.
Решением суда от 08.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 19.09.2019 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению заявителя жалобы, правонарушение, совершенное Обществом следует квалифицировать, как малозначительное, поскольку оно не создало существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Банк в отзыве возразил относительно доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Банк России в рамках осуществления контроля за исполнением Обществом требований законодательства Российской Федерации к раскрытию информации на рынке ценных бумаг в сети Интернет, установил нарушение пунктов 2.5, 2.9, 70.6, 70.7, 71.4, 71.7 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Банком России 30.12.2014 N 454-П) (далее - Положение N 454-П).
Банк России направил Обществу предписание от 27.11.2018 N Т2-50-3-14/51844 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и представлении в Северо-Западное главное управление Банка России отчета об исполнении пунктов 1 - 3 предписывающей части документа, не позднее 45 календарных дней с даты получения.
Предписание получено Обществом 18.12.2018, следовательно, срок исполнения предписания - до 01.02.2019.
По ходатайству Общества (письма от 18.01.2019 N 12, от 27.02.2019 N 34 срок исполнения предписания продлен до 28.02.2019 и до 31.03.2019 соответственно.
В установленный срок Общество не предприняло действий для исполнения предписания.
Административный орган составил протокол от 06.05.2019 N ТУ-87-ЮЛ-19-9672/1020-1, которым зафиксировал вменяемое Обществу правонарушение.
По результатам рассмотрения названного протокола Банк вынес постановление от 28.05.2019 N 19-9672/3110-1, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей, определенного с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Не согласившись с названным постановлением, Общество обратилось в суд с заявлением.
Руководствуясь нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, КоАП РФ, Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Положением N 454-П, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления. Суд исходил из доказанности и наличия в действиях Общества события и состава вменяемого административного правонарушения, соблюдения административным органом порядка привлечения к административной ответственности, а также отсутствия оснований для квалификации допущенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, руководствовался также разъяснениями, приведенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В рассмотренном случае суды установили в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Общество считает, что совершенное правонарушение может быть признано малозначительным.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.
Согласно пунктам 18 и 18.1 Постановления N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив фактические обстоятельства совершения административного правонарушения и степень его общественной опасности, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания административного правонарушения малозначительным.
Назначенное Обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. При разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания суд первой инстанции учел все обстоятельства, влияющие на размер наказания, в связи с чем административный штраф снижен судом до 250 000 рублей, что составляет половину минимального размера штрафа, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Вывод судов о невозможности применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ сделан с учетом Постановления N 10 и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и абзаца четвертого пункта 18.1 Постановления N 10 не подлежит переоценке судом кассационной инстанции.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.07.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.09.2019 по делу N А29-7861/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Ухтинское монтажно-наладочное управление" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
...
Назначенное Обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. При разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания суд первой инстанции учел все обстоятельства, влияющие на размер наказания, в связи с чем административный штраф снижен судом до 250 000 рублей, что составляет половину минимального размера штрафа, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Вывод судов о невозможности применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ сделан с учетом Постановления N 10 и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и абзаца четвертого пункта 18.1 Постановления N 10 не подлежит переоценке судом кассационной инстанции."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 января 2020 г. N Ф01-7730/19 по делу N А29-7861/2019