Нижний Новгород |
|
27 января 2020 г. |
Дело N А43-17671/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2020.
Полный текст постановления изготовлен 27.01.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Кислицына Е.Г.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Золотаревой И.А. (доверенность от 25.01.2019)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Департамента лесного хозяйства Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.06.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2019
по делу N А43-17671/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Узола"
(ИНН: 5260389807, ОГРН: 1145260009498)
о признании незаконным решения Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (ИНН: 5260294552, ОГРН: 1115260001449) об отказе в приеме лесной декларации
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Узола" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 15.04.2019 N 64 решения Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) об отказе в приеме лесной декларации от 08.04.2019 N 8.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 24.06.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2019, удовлетворил заявленные требования и обязал Департамент принять меры, направленные на устранение нарушенных прав и законных интересов ООО "Узола". При этом суды исходили из того, что после утверждения в установленном порядке проекта освоения лесов, на основании которого подготовлена декларация, объемы изъятия лесных ресурсов, закрепленные в приложении 3 к договору аренды, применению не подлежат.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить вследствие несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
Кассатор настаивает на том, что возможный размер лесопользования по договору аренды установлен приложением 3 к договору от 06.11.2014 N 693 и составляет 400 кубических метров, поэтому поданная Обществом декларация от 08.04.2019 N 8 в объеме 634 кубических метра по хвойному хозяйству по рубкам ухода за лесом превышает допустимый объем и не соответствует положениям проекта освоения лесов.
В отзыве на кассационную жалобу Общество сослалось на законность и обоснованность обжалованных судебных актов и просило оставить их без изменения.
Определением от 09.01.2020 судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы откладывалось на основании части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд округа удовлетворил ходатайство ООО "Узола" о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, окружной суд пришел к выводу, что кассационную жалобу следует признать обоснованной.
Как следует из материалов дела и установили суды, между Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области и ООО "Узола" по итогам аукциона заключен договор аренды лесного участка N 693 от 06.11.2014 площадью 26 625 гектаров, расположенного в Семеновском районном лесничестве, Красно-Усадском участковом лесничестве, кварталах N 4 - 42, 44 - 47, 49 - 52, 58 - 62, 67 - 71, 74, 77 - 81, 83 - 90, 92 - 97, 99 - 115.
В приложении 3 к указанному договору определен ежегодный разрешенный объем заготовки древесины, в том числе объем заготовки древесины при проведении рубок ухода по хвойному хозяйству - 400 кубических метров.
В соответствии с условиями названного договора Обществом разработан проект освоения лесов, который получил положительное заключение экспертной комиссии и 08.05.2018 утвержден приказом Департамента лесного хозяйства Нижегородской области за N 527.
Проектом освоения ежегодный объем заготовки древесины при проведении рубок ухода по хвойному хозяйству увеличен до 13,77 тыс. кубических метров.
В целях заготовки древесины в 2018 году Общество, руководствуясь названным проектом освоения лесов, направило в Семеновское районное лесничество лесную декларацию N 8 от 08.04.2019 на заготовку 634 кубических метров по хвойному хозяйству при проведении рубок ухода.
Письмом от 15.04.2019 N 64 Департамент отказал ООО "Узола" в приеме названной лесной декларации N 8, указав в качестве основания несоответствие поданной лесной декларации проекту освоения лесов в части установленной лесосеки (нормы пользования от рубок лесных насаждений при уходе за лесами).
Посчитав данный отказ незаконным и нарушающим права Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесные отношения регулируются лесным законодательством.
Одним из видов использования лесов является заготовка древесины (пункт 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины (часть 1). Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок (часть 4). Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено данным кодексом (часть 8).
В статье 26 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1). Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, в том числе, лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду (часть 2).
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).
Порядок заполнения и подачи лесной декларации установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" (далее - Порядок).
Так, лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов (пункт 2 Порядка).
В лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов (пункт 3).
Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации проекту освоения лесов в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме с обоснованием отказа (пункт 6).
Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641 (далее - Регламент).
Регламентом предусмотрены следующие основания для отказа в приеме лесных деклараций:
1) непредставление документов, указанных в Регламенте;
2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации;
3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию;
4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов (пункту 2.11.1 Регламента).
Основанием для принятия решения об отказе в приеме лесной декларации в рассматриваемом случае явилось то обстоятельство, что, по мнению уполномоченного органа, декларируемые объемы не соответствуют проекту освоения лесов, а именно сведения лесной декларации N 8 по объему рубок ухода за лесом по хвойному хозяйству, превышают допустимый объем, установленный приложением к договору аренды.
С учетом приведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций заключили, что указанный в декларации на заготовку древесины в 2018 году объем заготовки 634 кубических метра не противоречит проекту освоения лесов. При этом суды исходили из того, что в приложении 3 к договору аренды лесного участка указано, что цели и объем использования лесов на арендуемом лесном участке, действуют до утверждения положительного заключения на проект освоения лесов, который в рассматриваемом случае прошел государственную экспертизу и был утвержден приказом Департамента от 08.05.2018 N 527.
Суд округа считает данный вывод ошибочным и основанным на неправильном толковании договора аренды и норм лесного законодательства в силу следующего.
Использование лесов осуществляется на основании проекта освоения лесов и договора аренды (часть 8 статьи 29, статьи 88 - 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
Проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка и составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка (пункты 28, 29 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69).
Таким образом, условия договора аренды не могут толковаться в отрыве от разработанного на его основании проекта освоения лесов.
Согласно представленному в материалы дела проекту освоения лесов (т. 1, лист дела 20) стороны согласовали, что до внесения изменений согласно статье 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации в договор аренды возможный размер пользования установить исходя из объемов, установленных договором аренды N 693 от 06.11.2014 (приложение 3), вместе с тем не превышающих показателей, полученных расчетным путем (таблица 6.1.4).
После утверждения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов арендатор обязан привести настоящий договор в соответствие с проектом освоения лесов (пункт 30 договора аренды).
В соответствии с пунктом 12.1 договора аренды арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в объеме, не превышающем установленный настоящим договором аренды в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Нижегородской области и настоящим договором.
Следовательно, указание в приложении 3 к договору на то, что цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке действуют до утверждения положительного заключения на проект освоения лесов, лишь свидетельствует о необходимости внесения изменений в данный договор в части ежегодных объемов рубки. Иное противоречило бы положениям лесного законодательства, согласно которым лесопользование осуществляется на основании договора аренды и проекта освоения лесов.
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
На момент принятия Департаментом решения об отказе в принятии лесной декларации договор аренды в соответствие с проектом освоения лесов приведен не был.
В силу изложенного до внесения изменений в договор аренды согласно статье 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации возможный размер лесопользования установлен приложением 3 к договору аренды от 06.11.2014 N 693.
Заявленный ООО "Узола" объем рубки по декларации от 08.04.2019 N 8 составил 634 кубических метра, что превышает установленный приложением 3 к договору аренды (400 кубических метров).
При таких обстоятельствах отказ Департамента в приеме лесной декларации N 8 на основании подпункта 4 пункта 2.11 Регламента является законным и обоснованным.
Таким образом, в отсутствие поименованной в статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявления, поданного в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявленных Обществом требований должно быть отказано.
Поскольку суды установили обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения спора, и применили нормы, подлежащие применению в рассматриваемом деле, но неправильно их истолковали, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным отменить обжалованные судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Узола" требований.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 2 части 1), 288 (части 1 и 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.06.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2019 по делу N А43-17671/2019 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований о признании незаконным отказа Департамента лестного хозяйства Нижегородской области в приеме лесной декларации N 8 от 08.04.2019, формализованного в письме от 15.04.2019 N 64, и об обязании Департамента лестного хозяйства Нижегородской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Узола", связанные с решением, формализованным в письме от 15.04.2019 N 64, путем совершения действий, обеспечивающих принятие лесной декларации N 8 от 08.04.2019, обществу с ограниченной ответственностью "Узола" отказать.
Поручить Арбитражному суду Нижегородской области произвести поворот исполнения решения от 24.06.2019 по делу N А43-17671/2019.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно представленному в материалы дела проекту освоения лесов (т. 1, лист дела 20) стороны согласовали, что до внесения изменений согласно статье 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации в договор аренды возможный размер пользования установить исходя из объемов, установленных договором аренды N 693 от 06.11.2014 (приложение 3), вместе с тем не превышающих показателей, полученных расчетным путем (таблица 6.1.4).
...
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
На момент принятия Департаментом решения об отказе в принятии лесной декларации договор аренды в соответствие с проектом освоения лесов приведен не был.
В силу изложенного до внесения изменений в договор аренды согласно статье 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации возможный размер лесопользования установлен приложением 3 к договору аренды от 06.11.2014 N 693."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 января 2020 г. N Ф01-7258/19 по делу N А43-17671/2019