Нижний Новгород |
|
28 января 2020 г. |
Дело N А43-12461/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2020 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заявителя: Чанаевой А.И. (доверенность от 31.12.2019 N 17),
от заинтересованного лица: Мосякина Д.В. (доверенность от 02.12.2019 N ЛШ/9184/19),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.06.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019
по делу N А43-12461/2019
по заявлению акционерного общества "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород"
(ИНН: 5260070633, ОГРН: 1025203035351)
о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы
по Нижегородской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Нижегородская областная коммунальная компания",
и установил:
акционерное общество "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) от 25.12.2018 по делу N 2046-ФАС52-03/18 о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Нижегородская областная коммунальная компания" (далее - Управляющая компания).
Решением суда от 11.06.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 (далее - Правила N 1245), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Общество действовало в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации и условиями договоров на поставку газа от 01.03.2017, в его действиях отсутствовало нарушение антимонопольного законодательства. Основания для отказа в удовлетворении заявленного требования отсутствовали.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Управляющая компания отзыв на кассационную жалобу не представила, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечила.
На основании ходатайства Управления в судебном заседании объявлялся перерыв до 21.01.2020 (статья 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление поступило обращение Управляющей компании на действия Общества относительно нарушения порядка введения ограничения подачи (поставки) газа на объекты заявителя.
Приказом руководителя Управления от 17.09.2018 N 283 в отношении Общества возбуждено дело N 2046-ФАС52-03/18 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
В ходе рассмотрения дела Управление установило, что между Обществом и Управляющей компанией заключены договоры поставки газа от 01.03.2017 N 33-3-85828-3/2017 и 33-3-85829-3/2017.
По условиям договоров (пункт 2.1) Общество (поставщик) поставляет Управляющей компании (покупателю) газ в согласованном сторонами объеме, оказывает снабженческо-сбытовые услуги и обеспечивает транспортировку и распределение газа по распределительным сетям. Управляющая компания принимает газ и производить расчеты за него.
Общество 05.04.2018 направило Управляющей компании уведомления об ограничении поставки газа с 01.05.2018 в связи с неоднократными нарушениями сроков по оплате потребленного газа.
Управляющая компания представила Обществу письменный расчет объема газа, необходимого для бесперебойного снабжения абонентов, не имеющих задолженности, а также предложила заключить дополнительные соглашения к договорам поставки газа от 01.03.2017 N 33-3-85828-3/2017 и 33-3-85829-3/2017 (письмо от 18.04.2018 N 201).
Общество в уведомлениях о снижении объема поставляемого газа от 24.04.2018 N 12-08-08/2598/46 и 12-08-08/2598/30 сообщило Управляющей компании о снижении объема поставляемого газа начиная с 01.05.2018 до уровня, который существенно меньше объемов, необходимых для оказания услуг снабжения добросовестных абонентов.
Управляющая компания 10.05.2018 со ссылкой на ранее направленное письмо от 18.04.2018 сообщила о представлении письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного снабжения абонентов, не имеющих задолженности, а также представила информацию о мощности газоиспользующего оборудования, об отапливаемой площади объектов и о количестве абонентов, не имеющих задолженности.
Общество 23.05.2018 и 24.05.2018 проинформировало Управляющую компанию об установлении факта отбора газа свыше суточной нормы поставки и полной выборки месячного объема, указанного в письме от 24.04.2018 N 12-08-08/2598/46, о необходимости самостоятельного введения полного ограничения поставки газа с 25.05.2018 и 28.05.2018 по адресам: Нижегородская область, Володарский район, город Володарск, улица Мичурина, дом 12, и поселок Ильиногорск, промзона, котельная.
Управляющая компания 28.05.2018 направила Обществу письмо, аналогичное по содержанию письму от 18.04.2018 N 201.
Общество 28.05.2018 установило, что Управляющая компания не выполнила требование о самостоятельном введении ограничения режима потребления газа на рассматриваемых объектах, о чем составлены акты N 52 и 53.
Уведомлением от 29.05.2018 N 12-08-08/3354 Общество проинформировало Управляющую компанию о применении повышающего коэффициента за потребленный газ по договору N 33-3-85828-3/2017, а также о введении полного ограничения поставки газа с 31.05.2018 по адресу: Нижегородская область, город Володарск, улица Мичурина, дом 12.
Управляющая компания 30.05.2018 направила Обществу письмо, в котором указала на то, что введение ограничения поставки газа приведет к нарушению законных прав и интересов добросовестных потребителей ресурса; повторно сообщила о том, что предоставляла письменный расчет объема газа, необходимого для бесперебойного снабжения абонентов, не имеющих задолженности.
По результатам рассмотрения дела Управление приняло решение от 25.12.2018 N 2046-ФАС52-03/18, которым признало Общество нарушившим часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Общество оспорило указанное решение в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 135-ФЗ, Правилами поставки газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами N 1245, суд первой инстанции пришел к выводу о законности решения Управления и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона N 135-ФЗ его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы
экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения -
отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Согласно пункту 10 статьи 4 указанного закона монополистической деятельностью признается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов (часть 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ).
Для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона N 135-ФЗ.
В силу части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Для квалификации действий по данной статье должны быть доказаны как совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, запрещенных действий, влекущих негативные последствия для конкуренции, либо ущемление прав иных лиц, так и доминирующее положение указанного субъекта на соответствующем рынке. При этом угроза наступления указанных негативных последствий рассматривается как нарушение антимонопольного законодательства.
Согласно аналитическому отчету от 17.09.2018 Общество занимает положение на рынке оптовой реализации газа горючего природного на территории Нижегородской области с долей более 50 процентов. Следовательно, на Общество распространяются установленные частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запреты и ограничения.
В пункте 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 34 Правил N 162).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил N 1245 основанием для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.
Согласно подпункту "г" пункта 3 Правил N 1245 основанием для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2 раз в течение 12 месяцев.
В силу пункта 7 Правил N 1245 полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 данных правил производится поставщиком.
На основании пункта 8 Правил N 1245 поставщик не позднее, чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 данных правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа.
В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.
В приложении к Правилам N 1245 установлен перечень категорий потребителей газа, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. К такой категории потребителей относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) теплоснабжения населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 1245 ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 данных Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11 - 13 данных правил.
Потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения (пункт 11 Правил N 1245).
В пункте 12 Правил N 1245 установлено, что исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 данных правил, может осуществляться потребителем путем: а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности; в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте "б" данного пункта.
Согласно пункту 13 Правил N 1245 в случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте "в" пункта 12 данных правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).
Поставщик газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, предусмотренное пунктом 8 данных правил, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем первым данного пункта.
Потребитель имеет право на получение услуг в необходимых объемах надлежащего качества, исполнитель услуг обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и не допускать нарушения технологических процессов и снижения качества услуг (пункты 31, 33 Правил N 354).
Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается (пункт 121 Правил N 354).
Суды установили, материалам дела не противоречит, что в соответствии с договорами от 01.03.2017 N 33-3-85828-3/2017 и 33-3-85829-3/2017 Общество поставляет газ Управляющей компании.
Управляющая компания посредством котельных осуществляет поставку тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населения и социально-значимых объектов. Производство тепловой энергии Управляющей компании находится в прямой зависимости от поставок газа, осуществляемых Обществом.
Управляющая компания в соответствии с требованиями Правил N 1245 в целях защиты интересов абонентов, которые не имеют задолженности по оплате газа, обращалась в Общество с предложениями о заключении соглашений об определении поставки газа в объемах, необходимых для подачи газа таким абонентам, предоставляла соответствующие сведения.
Общество при наличии информации об абонентах, надлежащим образом исполняющих обязательства по оплате газа, соглашения с Управляющей компанией о поставке газа в объемах, необходимых для оказания услуг таким абонентам, не заключило, о невозможности использования предоставленных сведений для исчисления необходимого объема газа не сообщило.
В то же время Общество в одностороннем порядке существенно снизило объемы газа, подаваемого на котельные Управляющей компании, до уровня, который существенно меньше объемов, необходимых для оказания услуг ресурсоснабжения добросовестным абонентам; уведомило о применении повышающего коэффициента за потребленный газ и о введении полного ограничения поставки газа по договору N 33-3-85828-3/2017.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к выводу, что действия Общества не свидетельствуют о соблюдении им требований Правил N 1245, могли привести к ущемлению прав Управляющей компании, находящейся в тяжелом финансовом положении (безосновательному увеличению задолженности), невозможности исполнения им обязанности по обеспечению добросовестных потребителей коммунальными услугами. Указанные действия (бездействие) поставщика газа могли привести к ущемлению интересов не только Управляющей компании, но и неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о доказанности Управлением нарушения Обществом части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя о том, что им не осуществлялось фактическое введение ограничения поставки газа, при расчетах за поставленный ресурс не применялся повышающей коэффициент и об отсутствии нарушения Закона N 135-ФЗ отклоняются, поскольку нарушением антимонопольного законодательства является не только наступление вредных последствий, но и угроза наступления таких последствий.
Ссылка Общества на судебные акты по иным делам судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку в рамках данного дела установлена иная совокупность фактических обстоятельств.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.06.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019 по делу N А43-12461/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 11.11.2019 N 17191.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к выводу, что действия Общества не свидетельствуют о соблюдении им требований Правил N 1245, могли привести к ущемлению прав Управляющей компании, находящейся в тяжелом финансовом положении (безосновательному увеличению задолженности), невозможности исполнения им обязанности по обеспечению добросовестных потребителей коммунальными услугами. Указанные действия (бездействие) поставщика газа могли привести к ущемлению интересов не только Управляющей компании, но и неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о доказанности Управлением нарушения Обществом части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя о том, что им не осуществлялось фактическое введение ограничения поставки газа, при расчетах за поставленный ресурс не применялся повышающей коэффициент и об отсутствии нарушения Закона N 135-ФЗ отклоняются, поскольку нарушением антимонопольного законодательства является не только наступление вредных последствий, но и угроза наступления таких последствий."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 января 2020 г. N Ф01-7379/19 по делу N А43-12461/2019