Нижний Новгород |
|
28 января 2020 г. |
Дело N А31-365/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.01.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Ионычевой С.В.,
судей Трубниковой Е.Ю., Чиха А.Н.
при участии представителей
от заявителя жалобы: Юршева Е.В. по доверенности от 09.01.2020,
от истца: Петров О.А. по доверенности от 15.04.2019 N 14,
Герасимович О.А. по доверенности от 09.01.2020
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 26.07.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.10.2019
по делу N А31-365/2019,
по иску акционерного общества "Ремонтно-сервисное предприятие
тепловых и подземных коммуникаций Костромской ГРЭС"
(ИНН: 4431002987, ОГРН: 1034477612510)
к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальщик"
(ИНН: 4431003821, ОГРН: 1084437000394),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области,
Государственная жилищная инспекция Костромской области
о взыскании задолженности и пеней
и установил:
акционерное общество "Ремонтно-сервисное предприятие тепловых и подземных коммуникаций Костромской ГРЭС" (далее - АО "РСП ТПК КГРЭС", ресурсоснабжающая организация) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (далее - ООО "Коммунальщик", управляющая организация, исполнитель) о взыскании 889 831 рубля 16 копеек задолженности за оказанные с 01.08.2018 по 31.10.2018 услуги водоотведения по договору единого договора холодного водоснабжения и водоотведения от 19.05.2016 N 358-ВС/ТПК/16, а также 108 708 рублей 74 копеек пеней, начисленных за неисполнение денежного обязательства с 01.10.2018 по 25.06.2019.
К участию к деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области и Государственная жилищная инспекция Костромской области.
Суд первой инстанции решением от 26.07.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.10.2019, удовлетворил исковые требования. Суды признали верным расчет истца, выполненный в соответствии с подпунктом "в (4)" пункта 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Коммунальщик" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 26.07.2019 и постановление от 11.10.2019 отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель полагает, что при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод и утвержденного норматива на отведение сточных вод на общедомовые нужды, у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания для определения объема водоотведения на основании подпункта "в(4)" пункта 21 Правил N 124.
Лицо, подавшее жалобу, указывает, что собственники помещений в спорных многоквартирных домах приняли решения о заключении прямых договоров водоотведения с истцом. В данном случае, по мнению ответчика, при расчете объема оказанной услуги по водоотведению (в целях содержания общего имущества) подлежит применению подпункт "в" пункта 21(1) названных Правил.
В заседании окружного суда представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Истец в письменном отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда округа отклонил доводы заявителя кассационной жалобы и просил оставить в силе обжалованные судебные акты, как законные и обоснованные.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в спорный период АО "РСП ТПК КГРЭС" являлось ресурсоснабжающей организацией, оказывающей ООО "Коммунальщик" услуги по водоснабжению и водоотведению. Ответчик являлся управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов, потреблял услуги с целью содержания общего имущества.
Суды двух инстанций установили, что между сторонами был заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 19.05.2016 N 358-ВС/ТПК/16 (с учетом протокола урегулирования разногласий), по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась оказывать исполнителю услуги по отпуску питьевой воды из системы коммунального водоснабжения на объекты исполнителя, указанные в приложении 1, осуществлять прием сточных вод в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а исполнитель обязался своевременно оплачивать питьевую воду и услуги водоотведения в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
Порядок определения объема водоотведения согласован сторонами в разделе 3 договора, который предусматривает, что объем водоотведения определяется по показаниям прибора учета, а при отсутствии общедомового прибора учета - в порядке, установленном в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и Правилах N 124 (пункт 3.3 договора).
Предметом исковых требований явилось взыскание задолженности за услуги по принятию сточных вод, оказанных с августа по октябрь 2018 года.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 упомянутых Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом упомянутых Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения 2 к упомянутым Правилам исходя из норматива водоотведения (пункт 42 Правил N 354).
Из приведенных норм права следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативно-правовому акту, в связи с чем названный порядок расчета платы транслирован в Правила N 124.
С 01.06.2017 постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498) внесены изменения в пункт 21 Правил N 124 - пункт 21 Правил N 124 дополнен подпунктом "в(4)", в котором содержится формула расчета объема сточных, отводимых за расчетный период от многоквартирного дома, не оборудованного общедомовым прибором учета сточных вод.
Согласно данной норме объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации определяется как сумма объемов холодной и горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом.
По смыслу названных норм при определении объема услуг водоотведения по договору организации водопроводно-коммунального хозяйства с исполнителем коммунальных услуг жилищным законодательством установлен приоритет определения объема сточных вод по показаниям прибора учета водоотведения, при его отсутствии в доме и наличии общедомовых приборов учета горячей и холодной воды путем суммирования их показателей, и только при отсутствии общедомовых приборов учета холодной и горячей воды размер платы за коммунальную услугу по водоотведению должен определяться как произведение тарифа на водоотведение и объема коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период и приходящийся на конкретное помещение (по индивидуальным приборам учета или нормативам потребления).
Такой порядок определения объема услуг водоотведения не противоречит Правилам N 354, поскольку обязательство собственников помещений оплачивать объем коммунального ресурса, в том числе сточных вод, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, следует из формулы 15, приведенной в пункте 17 приложения 2 к Правилам N 354.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1498 органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной и горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом согласно Постановлению N 1498 пункт 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), изложен в новой редакции, применимой к спорному периоду.
Согласно абзацу 3 пункта 29 Правил N 306 норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 17 Правил N 306 решения уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также утвержденные ими нормативы по формам, предусмотренным приложением N 2 к настоящим Правилам, публикуются в 10-дневный срок после их принятия в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет с указанием даты введения в действие указанных нормативов.
Названные формы не предусматривают выделение отдельной строкой норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, который в силу абзаца 3 пункта 29 Правил N 306 определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Факт оборудования многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, общедомовыми приборами учета горячей и холодной воды подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается, при этом спорные многоквартирные дома не оборудованы коллективными приборами учета отводимых сточных вод.
Расчет истца соответствует подпункту "в(4)" пункта 21 Правил N 124.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили иск.
Окружной суд отклонил довод заявителя кассационной жалобы о необходимости применения подпункта "в" пункта 21(1) Правил N 124 при расчете платы за услуги водоотведения, оказанные на общедомовые нужды, поскольку то обстоятельство, что ответчик в отношениях с потребителями коммунальных услуг в многоквартирном доме руководствуется пунктом 44 Правил N 354 в части выставления потребителям объема коммунальных услуг на общедомовые нужды, не свидетельствует о наличии оснований для применения подпункта "в" пункта 21(1) Правил N 124 к правоотношениям сторон спорного договора при определении объемов коммунальных услуг по водоотведению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 внесены изменения в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг. Так, Постановлением N 603 Правила N 124 дополнены пунктом 21(1), в соответствии с которым лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, обязано возмещать стоимость сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на общедомовые нужды.
С учетом внесенных в законодательство изменений исключается возможность взыскивать с потребителей плату за сверхнормативное потребление коммунального ресурса, поставленного на общедомовые нужды, в отсутствие специального решения общего собрания. Соответствующие расходы возлагаются на управляющую организацию, даже если собственниками помещений заключены прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Кроме того, из содержания подпункта "в" пункта 21 (1) Правил N 124 следует, что его положения подлежат применению в ситуации, когда многоквартирный дом не оборудован общедомовыми приборами учета горячей и холодной воды, либо выведен из строя, либо утрачен, а также в связи с истечением срока его эксплуатации, а равно при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.
Названные выше обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не установлены; в кассационной жалобе заявитель на подобного рода обстоятельства (неисправность приборов учета, его утрата, а также иные, поименованные в подпункте "в" пункта 21(1) Правил N 124) не ссылается. При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили исковые требования о взыскании с управляющей организации долга по оплате оказанных услуг по водоотведению на общедомовые нужды в заявленном размере.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом округа не выявлено.
При изложенных обстоятельствах суд округа не усмотрел оснований для отмены состоявшихся судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы составляет 3000 рублей и расходы по ее уплате относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 26.07.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.10.2019 по делу N А31-365/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Ионычева |
Судьи |
Е.Ю. Трубникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Окружной суд отклонил довод заявителя кассационной жалобы о необходимости применения подпункта "в" пункта 21(1) Правил N 124 при расчете платы за услуги водоотведения, оказанные на общедомовые нужды, поскольку то обстоятельство, что ответчик в отношениях с потребителями коммунальных услуг в многоквартирном доме руководствуется пунктом 44 Правил N 354 в части выставления потребителям объема коммунальных услуг на общедомовые нужды, не свидетельствует о наличии оснований для применения подпункта "в" пункта 21(1) Правил N 124 к правоотношениям сторон спорного договора при определении объемов коммунальных услуг по водоотведению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 внесены изменения в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг. Так, Постановлением N 603 Правила N 124 дополнены пунктом 21(1), в соответствии с которым лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, обязано возмещать стоимость сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на общедомовые нужды."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 января 2020 г. N Ф01-7194/19 по делу N А31-365/2019