Нижний Новгород |
|
29 января 2020 г. |
Дело N А43-21621/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Радченковой Н.Ш.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.08.2019 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2019 по делу N А43-21621/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (ИНН: 7734699480, ОГРН: 1137746342634)
о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 08.05.2019 N 515-05-10ТКО/2019
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция, административный орган) от 08.05.2019 N 515-05-10ТКО/2019.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 02.08.2019 постановление административного органа изменено в части назначения административного наказания, при этом размер назначенного штрафа уменьшен до 5000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 17.10.2019 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель жалобы указывает, что Инспекция не представила Обществу акты обследования, что является грубым нарушением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; Общество добросовестно исполняет взятые на себя обязательства по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области (зона деятельности 8) от 15.06.2019 и надлежащим образом производит вывоз твердых коммунальных отходов из контейнеров, установленных на контейнерной площадке.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит судебные акты оставить без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция 26.04.2019 и 29.04.2019 в ходе проведенного инспекционного обследования по адресу: город Княгинино, улица 1-й микрорайон, дом 1, выявила, что на прилегающей к контейнерной площадке территории размещены крупногабаритные твердые коммунальные отходы (навалы спила деревьев, смета, части мебели).
Названные обстоятельства зафиксированы в актах инспекционного обследования жилищного фонда от 26.04.2019 N 515-05-10ТКО/2019, от 29.04.2019 N 515-09-10ТКО/1/2019.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), уполномоченное должностное лицо Инспекции составило в отношении него протокол от 06.05.2019 N 515-05-10ТКО-2019 и вынесло постановление от 08.05.2019 N 515-05-10ТКО/2019, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 5100 рублей.
Обществу выдано представление от 08.05.2019 N 515-05-10ТКО/2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их незаконными.
Руководствуясь нормами КоАП РФ, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), суд первой инстанции изменил постановление административного органа в части назначения административного наказания, при этом размер назначенного штрафа уменьшил до 5000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В статье 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, к которым относится и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 148(1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Согласно подпункту "в" пункта 148(4) Правил N 354 условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договорах на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из содержания пунктов 148(3) - 148(5) Правил N 354 следует, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом может выступать, в том числе региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В пункте 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), определено, что крупногабаритные отходы - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
В пункте 3.3 ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования", утвержденном и введенном в действие Приказом Росстандарта от 27.10.2014 N 1447-ст, установлено, что к крупногабаритным отходам (КГО) относятся отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину.
В свою очередь, виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам (ТКО), определены Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242, согласно которому к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов "Отходы коммунальные твердые" (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО. В соответствии с Классификационным каталогом отходов отходы из жилищ крупногабаритные относятся к ТКО.
В пункте 12 Правил N 1156 установлено, что вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.
Согласно пункту 4 Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления (пункт 5 Правил N 1156).
В пункте 11 Правил N 1156 определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
В пункте 6 статьи 9 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" установлено, что сбор крупногабаритного мусора должен производиться в бункеры-накопители, а при их отсутствии на территории контейнерной площадки должны быть предусмотрены места для складирования крупногабаритного мусора. Такое место и его границы в пределах контейнерной площадки должны быть обозначены соответствующими надписями и обозначениями.
Согласно пункту 2 Правил N 1156 вывоз твердых коммунальных отходов - транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов; под контейнерной площадкой понимается место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Проанализировав названные нормы права суды правомерно указали, что вывоз ТКО из контейнеров, крупногабаритных отходов, относящихся к ТКО, с контейнерных площадок является обязанностью регионального оператора.
Согласно подпункту "а" пункта 148(22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
В пункте 17 Приложения 1 к Правилам N 354 установлено, что обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления - в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже одного раза в сутки (ежедневный вывоз).
Факт нарушения режима обеспечения населения коммунальной услугой по вывозу ТКО на территории города Княгинино и Княгининского района Нижегородской области установлен судами и подтвержден материалами дела.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению нарушения качества предоставляемой коммунальной услуги по вывозу ТКО на территории города Княгинино и Княгининского района Нижегородской области, или наличия обстоятельств непреодолимой силы, в дело не представлены.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемого постановления, принятого Инспекцией в пределах предоставленных полномочий, и об отсутствии нарушений прав и законных интересов Общества, при этом оценив обстоятельства совершенного правонарушения, степень его вины, вредных последствий, обоснованно уменьшил сумму административного штрафа по статьи 7.23 КоАП РФ до 5000 рублей.
Довод Общества о нарушении Инспекцией требований Федерального закона N 294-ФЗ, выразившиеся в непредоставлении Обществу актов инспекционного обследования, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.08.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2019 по делу N А43-21621/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 17 Приложения 1 к Правилам N 354 установлено, что обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления - в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже одного раза в сутки (ежедневный вывоз).
...
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению нарушения качества предоставляемой коммунальной услуги по вывозу ТКО на территории города Княгинино и Княгининского района Нижегородской области, или наличия обстоятельств непреодолимой силы, в дело не представлены.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемого постановления, принятого Инспекцией в пределах предоставленных полномочий, и об отсутствии нарушений прав и законных интересов Общества, при этом оценив обстоятельства совершенного правонарушения, степень его вины, вредных последствий, обоснованно уменьшил сумму административного штрафа по статьи 7.23 КоАП РФ до 5000 рублей.
Довод Общества о нарушении Инспекцией требований Федерального закона N 294-ФЗ, выразившиеся в непредоставлении Обществу актов инспекционного обследования, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 января 2020 г. N Ф01-8133/19 по делу N А43-21621/2019