Нижний Новгород |
|
30 января 2020 г. |
Дело N А82-8915/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.08.2019
по делу N А82-8915/2019
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Газпром Теплоэнерго Ярославль" (ИНН 7603060690, ОГРН 1157603000015)
о признании незаконным и отмене предписания
Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области
(ИНН: 7604077295, ОГРН: 1057600606612)
от 20.03.2019 N 1201-12-6/19-1
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром Теплоэнерго Ярославль" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области (далее - Департамент) от 20.03.2019 N 1201-12-6/19-1.
Решением суда первой инстанции от 27.08.2019 заявленное требование удовлетворено, оспариваемое предписание признано недействительным.
Определением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.10.2019 апелляционная жалоба Департамента возвращена заявителю в связи с пропуском срока на обжалование.
Департамент не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Ссылаясь на статью 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), заявитель считает, что суд неполно выяснил обстоятельства дела. По его мнению, вывод суда о том, что требование Департамента, изложенное в оспариваемом предписании, направлено на установление расчетного периода по коммунальной услуге "отопление", равного дню, является неверным. Самовольное и необоснованное завышение Обществом тарифа на отопление повлекло ущемление интересов собственников помещений в МКД. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, в связи с поступлением обращения граждан Департамент провел внеплановую проверку Общества, в ходе которой установил, что при начислении платы за отопление жителям многоквартирного дома N 6 по улице Спортивная рп Семибратово Ростовского района Ярославской области за январь 2019 года, исходя из показаний ОПД, снятых за период с 20.12.2018 по 23.01.2019, применен тариф, утвержденный приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 20.12.2018 N 460-лт, в размере 1881 рубля 36 копеек, действующий с 01.01.2019, в то время как в период с 20.12 по 31.12.2018 действовал тариф, утвержденный приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19.12.2017 N 340-лт в размере 1850 рублей.
По итогам проверки Обществу выдано предписание с требованием произвести перерасчет платы, учитывая, что за потребленную энергию по показаниям ОПУ с 20.12.2018 по 31.12.2018 не может быть применен тариф, действующий с 01.01.2019.
По мнению Департамента, за период с 20.12.2018 по 31.12.2018 при расчетах подлежал применению тариф, утвержденный приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19.12.2017 N 340-лт в размере 1850 рублей.
Общество, полагая, что названное предписание не соответствовало положениям действующего законодательства и нарушало его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами N 354, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствовало действующему законодательству и нарушало права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, и удовлетворил заявленное требование.
Суд апелляционной инстанции возвратил кассационную жалобу заявителю в связи с пропуском срока на обжалование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены решения суда.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение, коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
В пункте 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
На основании подпункта "е" пункта 31 Правил N 354 исполнитель (Общество) обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.
В пункте 37 Правил N 354 определено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Из представленных в материалы дела квитанций на оплату, следует, что расчетный месяц для оплаты коммунальных услуг установлен Обществом равным календарному месяцу.
Суд первой инстанции верно указал, что требование надзорного органа, изложенное в предписании, фактически направлено на установление иного расчетного периода (равного дню), что действующим законодательством не предусмотрено.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствовало действующему законодательству и нарушало права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, и обоснованно удовлетворил заявленное требование.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ярославской области правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены решения суда в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Департамента не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривался ввиду того, что заявитель освобожден от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.08.2019 по делу N А82-8915/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
На основании подпункта "е" пункта 31 Правил N 354 исполнитель (Общество) обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.
В пункте 37 Правил N 354 определено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 января 2020 г. N Ф01-8009/19 по делу N А82-8915/2019