Нижний Новгород |
|
31 января 2020 г. |
Дело N А28-5876/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.01.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу микрокредитной компании Оричевский фонд развития предпринимательства "Бизнес центр"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 26.07.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.10.2019
по делу N А28-5876/2019
по заявлению микрокредитной компании Оричевский фонд развития предпринимательства "Бизнес центр" (ИНН: 4324006472, ОГРН: 1034314500648)
к Министерству финансов Кировской области
о признании незаконным приказа в части
и установил:
микрокредитная компания Оричевский фонд развития предпринимательства "Бизнес центр" (далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными приказа Министерства финансов Кировской области (далее - Министерство, надзорный орган) от 29.12.2018 N 223 в части наименования контрольного мероприятия "Проверка использования бюджетных средств, предоставленных местным бюджетам из областного бюджета на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства за 2010 - 2018 годы", а также в части подпункта 4.1.2 "Микрокредитная компания Оричевский Фонд развития предпринимательства "Бизнес центр" Плана контрольных мероприятий Министерства по внутреннему государственному финансовому контролю на 2019 год (далее - План контрольных мероприятий), являющегося приложением 2 к упомянутому приказу.
Решением суда от 26.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 24.10.2019 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель жалобы указывает, что Фонд не мог быть включен в План контрольных мероприятий, поскольку не относится к объектам внутреннего государственного финансового контроля. Кроме того, материалами дела не подтвержден факт участия Фонда в соглашениях по использованию средств областного бюджета в целях развития малого и среднего предпринимательства в 2010 - 2018 годах и, соответственно, не подтверждено то обстоятельство, что Фонд является участником финансово-бюджетной сферы, в отношении которого может быть осуществлен указанный вид контроля.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Министерство в отзыве возразило против доводов Фонда, сославшись на законность обжалованных судебных актов; ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явился в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Министр финансов Кировской области издал приказ от 29.12.2018 N 223 "Об утверждении плана экономической и контрольной работы Министерства финансов Кировской области на 2019 год". Приложением 2 к указанному приказу является План контрольных мероприятий Министерства по внутреннему государственному финансовому контролю на 2019 год, в котором отражено, что в первом полугодии запланирована проверка использования бюджетных средств, предоставленных местным бюджетам из областного бюджета на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства за 2010 - 2018 годы, по Оричевскому району в отношении Администрации Оричевского района Кировской области, Фонда (пункт 4.1.2).
Фонд, полагая, что он не должен был быть включен в План контрольных мероприятий, поскольку не относится к объектам внутреннего государственного финансового контроля, Фонд обратился в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемым в рамках данного дела заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 201 АПК РФ, статьями 265, 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция оставила решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, для признания решения публичного органа незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится, среди прочего, создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (пункт 25).
В соответствии со статьей 65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Исходя из положений названной нормы, муниципальный район формирует расходы на исполнение полномочий, указанных в статье 15 Закона N 131-ФЗ, за счет средств местного бюджета.
Согласно статьи 6 БК РФ расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
На основании статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате вопросов, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам (пункт 1).
По смыслу пункта 1 статьи 139 БК РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации могут предоставляться субсидии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 БК РФ в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (абзац 2).
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями (абзац второй).
В силу статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (пункт 1). Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий (пункт 2). Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (пункт 3).
Положением о Министерстве финансов Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 24.06.2015 N 44/316, установлено, что Министерство финансов Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
На основании пункта 54 части 1 статьи 25 Закона Кировской области от 24.10.2013 N 336-ЗО "О бюджетном процессе в Кировской области", Порядка проведения внутреннего государственного финансового контроля, постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2013 N 242/962, Министерство наделено правом осуществлять внутренний государственный финансовый контроль в рамках полномочий.
Согласно пункту 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является, в том числе, контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (абзац второй).
В соответствии с пунктом 1 статьи 266.1 БК РФ к объектам государственного (муниципального) финансового контроля отнесены, в том числе, юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги таких юридических лиц.
В пункте 2 статьи 266.1 БК РФ предусмотрено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении объектов контроля (за исключением участников бюджетного процесса, бюджетных и автономных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги указанных юридических лиц осуществляется в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, государственные (муниципальные) контракты.
Законом Кировской области от 05.12.2012 N 226-ЗО "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в приложении 10 "распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов на 2013 год" закреплено предоставление субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
Постановлением Правительства Кировской области от 25.08.2009 N 22/259 утверждена областная целевая программа "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области" на 2010 - 2014 годы (далее - Программа; действовала до 10.03.2014), разделом 5 которой определен механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления Программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков.
Согласно названному разделу государственным заказчиком - координатором Программы является Департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области. Исполнителями Программы являются, помимо прочего, органы местного самоуправления, Кировский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, фонды поддержки малого или малого и среднего предпринимательства (бизнес-центры, бизнес-инкубаторы). Государственные заказчики Программы - главные распорядители бюджетных средств и органы государственного финансового контроля обязаны проводить проверку в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций народных художественных промыслов и некоммерческих организаций, получивших субсидии, на предмет соблюдения ими условий, целей и порядка их предоставления.
Из материалов дела видно и суды установили, в период с 2013 по 2014 годы между Департаментом развития предпринимательства и торговли Кировской области и Администрацией Оричевского района Кировской области были заключены соглашения о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования Оричевский район из областного бюджета на реализацию мероприятий областной целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области" на 2010 - 2014 годы.
Согласно положениям Устава Фонда основными его целями деятельности являются: создание условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства (пункт 3.1.1); комплексная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 3.1.2). Одним из видов деятельности Фонда является финансирование программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства за счет собственных и/или привлеченных средств, в том числе из бюджетов различных уровней (пункт 3.2.2). Источниками формирования имущества Фонда являются, помимо прочего, средства бюджетов различных уровней (пункт 4.4).
В рамках упомянутых соглашений о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования Оричевский район в период с 2013 по 2014 годы между Администрацией Оричевского района и Фондом заключены соглашения о предоставлении субсидии, предметом которых является предоставление Администрацией субсидии Фонду за счет средств местного бюджета, а также средств, выделенных из федерального и областного бюджетов и поступивших в местный бюджет, в пределах ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Администрацией на текущий финансовый год на реализацию мероприятия "Льготное кредитование (микрокредитование) субъектов малого предпринимательства".
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу, что Фонд как участник соглашений по использованию средств областного бюджета в целях развития малого и среднего предпринимательства в 2013 - 2014 годах является объектом внутреннего государственного финансового контроля.
Приказом от 29.12.2018 N 223 утвержден План контрольных мероприятий Министерства по внутреннему государственному финансовому контролю на 2019 год согласно приложению 2 (пункт 2).
Планом контрольных мероприятий в качестве объекта контроля в 1 полугодии указаны Администрация Оричевского района Кировской области (пункт 4.1.1) и Фонд (пункт 4.1.2).
Предметом проверки является использование бюджетных средств, предоставленных местным бюджетам из областного бюджета на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства за 2010 - 2018 годы (пункт 4.1 Плана контрольных мероприятий).
Таким образом, суды обоснованно установили, что включение Фонда в План контрольных мероприятий в качестве объекта контроля в целях проверки использования бюджетных средств, предоставленных местным бюджетам из областного бюджета на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства за 2010 - 2018 годы, в связи с предоставлением субсидий на основании заключенных соглашений, не противоречило положениям бюджетного законодательства.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций правомерно отказали Фонду в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны на основе всестороннего и полного исследования материалов дела и им не противоречат. Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба Фонда не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 26.07.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.10.2019 по делу N А28-5876/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу микрокредитной компании Оричевский фонд развития предпринимательства "Бизнес центр" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 2 статьи 266.1 БК РФ предусмотрено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении объектов контроля (за исключением участников бюджетного процесса, бюджетных и автономных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги указанных юридических лиц осуществляется в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, государственные (муниципальные) контракты."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 января 2020 г. N Ф01-7850/19 по делу N А28-5876/2019