Нижний Новгород |
|
05 февраля 2020 г. |
Дело N А11-15868/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.02.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Ионычевой С.В.,
судей Трубниковой Е.Ю., Чиха А.Н.
при участии представителей
от истца Осокина Т.Ю. по доверенности от 20.12.2017 N 2531,
от ответчика Вилков В.Г. - директор (протокол от 30.11.2018 N 8),
Серегина В.В. по доверенности от 11.12.2019
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ИВТБС "Владимирский"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.06.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2019
по делу N А11-15868/2018,
по иску акционерного общества "Владимирские коммунальные системы"
(ИНН: 3327329166, ОГРН: 1033301818659)
к обществу с ограниченной ответственностью "ИВТБС "Владимирский"
(ИНН: 3327119296, ОГРН: 1133327006328)
о взыскании задолженности по договору энергоснабжения
и установил:
акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (далее - АО "ВКС") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "ИВТБС "Владимирский" (далее - ООО "ИВТБС "Владимирский") о взыскании 274 133 рублей 41 копейки задолженности за электрическую энергию, поставленную с 01.12.2017 по 31.12.2017 и с 01.03.2018 по 30.09.2018.
Иск основан на статьях 8, 11-12, 309-310 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивирован ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору энергоснабжения от 01.01.2017 N 45/0117.
Суд первой инстанции решением от 27.06.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2019, удовлетворил заявленные требования. При этом суды руководствовались статьями 309-310, 539, 541 (пунктом 1) и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 162 (пунктом 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 21 (подпунктом "ж"), 22 (подпунктом "а") Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ООО "ИВТБС "Владимирский" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 27.06.2019 и постановление от 30.09.2019 по делу N А11-15868/2018.
Ответчик считает, что АО "ВКС" не представило суду обоснованный расчет величины сверхнормативного потребления электрической энергии на цели содержания общего имущества в многоквартирных домах, а также правомерность применения тарифа в пределах социальной нормы при расчете оплаты за электрическую энергию для мест общего пользования в многоквартирных домах в пределах размера социальной нормы, а не размера утвержденного уполномоченным органом власти норматива потребления коммунального ресурса на общедомовые нужды. Суды не исследовали надлежащим образом контррасчет ответчика, не дали ему надлежащую оценку. Однако из расчета ответчика усматривается, что сверхнормативное потребление электрической энергии, используемой в целях содержания общедомового имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, отсутствовало; ООО "ИВТБС" Владимирский" в полном объеме рассчиталось с истцом за спорный период.
АО "ВКС" представило в суд округа письменный отзыв, в котором отклонило доводы кассационной жалобы и просило отказать ответчику в ее удовлетворении со ссылкой на законность и обоснованность судебных актов по настоящему делу.
В судебном заседании окружного суда представители ответчика и истца поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании от 22.01.2020 объявлялся перерыв до 29.01.2020.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО "ВКС" (гарантирующий поставщик) и ООО "ИВТБС "Владимирский" (исполнитель коммунальных услуг) заключили договор энергоснабжения от 01.01.2017 N 45/0117, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии исполнителю, который, в свою очередь, обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях, предусмотренных договором (пункт 1.1).
Расчетным периодом для осуществления расчетов за потребляемую электрическую энергию (мощность) в силу пункта 5.3 договора является один календарный месяц. Исполнитель производит оплату электрической энергии (мощности), поставленной для целей содержания общего имущества в многоквартирном доме, по настоящему договору до 20-го числа месяца, следующего за расчетным.
В пункте 7.1 договора стороны согласовали, что он вступает в силу с даты его заключения и действует по 31.12.2017. Возможность последующей пролонгации предусмотрена в пункте 7.3 договора.
Во исполнение обязательств по договору истец с 01.12.2017 по 31.12.2017 и с 01.03.2018 по 30.09.2018 поставил ответчику электрическую энергию и выставил на оплату последнему счета-фактуры.
Неисполнение ООО "ИВТБС "Владимирский" обязательств по оплате поставленной электрической энергии в полном объеме послужило основанием для обращения АО "ВКС" в арбитражный суд с настоящим иском.
На основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, а также заслушав представителей сторон, суд округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Материалами дела подтверждено, что истец исполнил надлежащим образом обязательства по энергоснабжению многоквартирных жилых домов по договору от 01.01.2017 N 45/0117 в спорный период. Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком. В то же время, заявитель кассационной жалобы считает, что истец необоснованно применяет социальную норму при расчете оплаты за электрическую энергию для мест общего пользования в многоквартирных домах.
В силу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) ООО "ИВТБС "Владимирский" в рассмотренном случае является исполнителем коммунальных услуг.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Согласно статье 3 упомянутого Федерального закона под социальной нормой потребления электрической энергии (мощности) понимается определенное количество (объем) электрической энергии (мощности), которое потребляется населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого и сверх которого поставки электрической энергии (мощности) осуществляются по различным регулируемым ценам (тарифам).
Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пятый абзац пункта 5 статьи 23 Закона об электроэнергетике).
В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы (второй абзац пункта 38 Правил N 354).
Порядок установления социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и ее применения в первый год и последующие годы (периоды) при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии (мощности), потребленной для коммунально-бытовых нужд и не используемой для осуществления коммерческой деятельности приравненными к населению категориями потребителей регулируется Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 N 614 (далее - Положение N 614).
В соответствии с пунктом 3 упомянутого Положения установление величины социальной нормы в соответствии с Положением осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании выборочных данных о годовом объеме потребления электрической энергии в 2012 году потребителями, зарегистрированными в жилых помещениях в городских населенных пунктах, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, в количестве не менее 10 000 человек, а также о количестве зарегистрированных в указанных помещениях лиц.
Исполнитель коммунальных услуг при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за истекший расчетный период определяет в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами N 354, подлежащий оплате объем коммунальной услуги, включающий объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом помещении потребителя (далее - объем потребления в жилом помещении) и объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и применяет к указанному объему следующие цены (тарифы):
а) в отношении части объема в пределах социальной нормы, установленной для соответствующего месяца (расчетного периода) в отношении группы домохозяйства и типа жилого помещения потребителя, - цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы;
б) в отношении части объема сверх социальной нормы - цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы (пункт 25 Положения N 614).
На территории Владимирской области социальные нормы потребления электрической энергии (мощности) установлены и введены в действие с 01.07.2014 постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 18.12.2013 N 34/40 "Об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в отношении групп домохозяйств и типов жилых помещений во Владимирской области". Тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей во Владимирской области в пределах социальной нормы и сверх социальной нормы потребления в спорный период установлены постановлениями Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 20.12.2016 N 47/54, от 21.12.2017 N 61/1 "О тарифах на электрическую энергию".
Тарифы и нормы, установленные указанными постановлениями, использованы истцом при расчете задолженности ответчика и последним надлежащим образом не оспорены.
Как следует из пункта 32 Положения N 614 размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае если объем потребления в жилом помещении превысил величину социальной нормы, определяется по цене (тарифу) на электрическую энергию (мощность), установленную для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы. Размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае если объем потребления в жилом помещении не превысил величину социальной нормы, определяется по формулам 5 - 8 приложения N 6 к указанному Положению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иными специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Пунктом 21 подпункта "ж" упомянутых Правил предусмотрено, что в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в совокупном объеме электрической энергии, поставляемой в многоквартирный дом, выделяются объемы электрической энергии, поставляемой собственникам и пользователям жилых помещений в пределах и сверх такой социальной нормы.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 22 Правил N 124 стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальных услуг, рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В случае если в субъекте Российской Федерации приняты решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), то стоимость электрической энергии (мощности) в отношении объема (количества), подлежащего оплате за расчетный период собственниками и нанимателями жилых помещений и включающего объем электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Стоимость электрической энергии (мощности) в части превышения объема электрической энергии (мощности), предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, которая в соответствии с пунктом 44 Правил N 354 подлежит оплате исполнителем коммунальных услуг, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Таким образом, стоимость электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды многоквартирного дома, рассчитывается в следующем порядке: если ее объем не превышает установленный для граждан норматив потребления данной услуги, то граждане, не превысившие индивидуальную норму социального потребления, пользуются льготным тарифом и при оплате общедомовых нужд, в то время как граждане, превысившие индивидуальную норму социального потребления, обязаны оплатить общедомовые нужды по сверхсоциальному тарифу. Между тем если объем электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды, превышает установленный для граждан норматив потребления данной услуги, то оплата сверхнормативного объема энергоресурса возлагается на исполнителя коммунальных услуг и оплачивается по сверхсоциальному тарифу.
С учетом изложенного судебные инстанции, установив факт поставки ответчику в спорный период электрической энергии, объем которой подтвержден материалами дела, правомерно пришли к выводу о том, что расчет истца является верным, исковые требования в заявленном размере - обоснованными.
Позиция ответчика судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку основана на неверном толковании норм права и не соответствует действующему законодательству, предусматривающему применение при расчетах объема потребления в пределах и сверх социальной нормы.
Заявленный в кассационной жалобе довод о неуказании в резолютивной части периода, за который производится взыскание стоимости потребленного энергоресурса, не принимается во внимание. В силу части 2 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во вводной части решения должно содержаться указание на предмет спора (в том числе и период, за который истец просит взыскать денежные средства). Из части 3 упомянутой статьи следует, что краткое изложение заявленных требований подлежит отражению в описательной части решения арбитражного суда первой инстанции. При этом фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом, указываются на основании пункта 1 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения.
Резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований, указание на распределение между сторонами судебных расходов, срок и порядок обжалования решения (часть 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суд первой инстанции в рассмотренном случае не допустил процессуальных нарушений, правомерно отразив заявленный истцом период взыскания стоимости электрической энергии с ответчика во вводной и описательной частях решения.
Иных аргументов в пользу наличия правовых оснований для отмены состоявшихся судебных актов по настоящему делу кассационная жалоба не содержит. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанных судами выводов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.06.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2019 по делу N А11-15868/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИВТБС "Владимирский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Ионычева |
Судьи |
Е.Ю. Трубникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исполнитель коммунальных услуг при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за истекший расчетный период определяет в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами N 354, подлежащий оплате объем коммунальной услуги, включающий объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом помещении потребителя (далее - объем потребления в жилом помещении) и объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и применяет к указанному объему следующие цены (тарифы):
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иными специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
...
Стоимость электрической энергии (мощности) в части превышения объема электрической энергии (мощности), предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, которая в соответствии с пунктом 44 Правил N 354 подлежит оплате исполнителем коммунальных услуг, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 февраля 2020 г. N Ф01-8024/19 по делу N А11-15868/2018