Нижний Новгород |
|
13 февраля 2020 г. |
Дело N А79-2878/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.02.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.02.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.
при участии представителей в судебном заседании 04.02.2020 и 10.02.2020
от истца: Вершинской М.В. (доверенность от 10.01.2010 N 5),
Филимонова А.В. (доверенность от 09.01.2020 N 1),
от ответчика: Гущиной Т.Г. (доверенность от 01.04.2019)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ГофроКороб"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.08.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019
по делу N А79-2878/2019
по иску Министерства экономического развития, промышленности и торговли
Чувашской Республики (ИНН: 2128015438, ОГРН: 1022101136507)
к обществу с ограниченной ответственностью "ГофроКороб"
(ИНН: 2130118222, ОГРН: 1132130004962)
о взыскании 594 795 рублей 97 копеек,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Министерство финансов Чувашской Республики,
Контрольно-счетная палата Чувашской Республики,
и установил:
Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ГофроКороб" (далее - ООО "ГофроКороб", Общество) о возврате бюджетных средств в сумме 594 795 рублей 97 копеек в доход бюджета Чувашской Республики в связи с нарушением обязательств, предусмотренных договором о предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), от 25.10.2016 N 4.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Чувашской Республики, Контрольно-счетная палата Чувашской Республики.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.08.2019 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили Правила предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), утвержденные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.11.2015 N 412, в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.02.2018 N 53. По его мнению, при недостижении значений показателей результативности возврат субсидии должен осуществляется в объеме, рассчитанном по формуле, предусмотренной в названных Правилах. Порядок возврата субсидий, установленный в пункте 5.1.1 договора (в редакции дополнительного соглашения от 25.08.2017 N 1) противоречит действующему на момент возникновения обязанности по возврату субсидии порядку, являющемуся императивной нормой. По расчетам заявителя, возврату подлежит сумма субсидии в размере 19 170 рублей 84 копеек.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Представители Министерства в судебном заседании возразили относительно приведенных в кассационной жалобе доводов.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10.02.2020.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, 12.11.2015 Кабинет Министров Чувашской Республики принял постановление N 412 "Об утверждении Правил предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)".
Во исполнение данного постановления Министерство и ООО "ГофроКороб" заключили договор о предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) от 25.10.2016 N 4, согласно которому в 2016 году Обществу предоставлена государственная поддержка в форме субсидии на общую сумму 634 795 рублей 97 копеек, за счет средств, поступивших в республиканский бюджет Чувашской Республики из федерального бюджета.
Согласно пункту 2.2 договора условиями предоставления субсидии являются:
а) договоры лизинга заключены получателем субсидии не ранее 2015 года;
б) использование получателем субсидии предметов лизинга, указанных в приложении N 1 к настоящему соглашению, для собственных нужд по целевому назначению в течение срока полезного использования, установленного Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 для соответствующей амортизационной группы основных средств, основных средств, и указанного в приложении N 1 к настоящему договору, но не менее 3 лет со дня получения субсидии;
в) приобретенное получателем субсидии в лизинг оборудование произведено не ранее 2015 года.
В силу пункта 5.3 договора в случае если лизингополучателем по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не выполнены и (или) не достигнуты показатели результативности и по результатам года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, то субсидия подлежит возврату в республиканский бюджет Чувашской Республики в срок до 1 июня года, следующего за отчетным годом, в объеме, рассчитанном по приведенной в данном пункте формуле.
К названному договору Министерство и Общество заключили дополнительное соглашение от 25.08.2017 N 1, согласно которому одним из условий предоставления субсидии является установление значений показателей результативности использования субсидии (пункт 2.2 подпункт "г"); пункт 5.3 договора утратил силу.
Согласно пункту 5.1.1 договора в редакции дополнительного соглашения от 25.08.2017 N 1 при выявлении фактов нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии и настоящим договором, нецелевого использования субсидии средства субсидии подлежат возврату в республиканский бюджет Чувашской Республики в полном объеме.
Сторонами утверждено приложение к дополнительному соглашению N 1, согласно которому в 2017 году выручка Общества должна составить - 45 330 тысяч рублей; средняя численность работников - 18 человек; среднемесячная заработная плата одного работника - 17 500 рублей; создание дополнительных рабочих мест - 2 человека.
Во исполнение договора Обществу предоставлена субсидия в размере 634 795 рублей 97 копеек.
В ходе мониторинга исполнения обязательств по договору от 25.10.2016 N 4 Министерство выявило нарушение условий предоставления субсидии, выразившееся в недостижении показателей результативности использования субсидии за 2017 год: выручка от продажи товаров (работ, услуг) (план - 45 330 тысяч рублей, факт - 33 027 тысяч рублей); средняя численность работников (план - 18 человек, факт - 16 человек); среднемесячная заработная плата одного работника (план - 17 500 рублей, факт - 15 327 рублей); создание дополнительных рабочих мест (план - 2 человека, факт - 0 человек).
Получателю субсидии предложено устранить выявленные нарушения обязательств в срок до 26.07.2018, однако нарушения Общество не устранило.
В письме от 31.07.2018 N 06/03-7724 Министерство уведомило ответчика о необходимости вернуть полученные бюджетные средства в полном объеме.
Платежным поручением от 17.09.2018 N 873 ответчик возвратил 40 000 рублей.
Оставшаяся часть денежных средств в бюджет не возвращена, что послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 28, 38, 78, 162, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 2, 309, 310, 401, 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводам о нарушении Обществом условий договора о предоставлении субсидии и наличии у него обязанности возвратить денежные средства в бюджет в полном объеме, в связи с чем удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В статье 162 Кодекса установлено, что получатель бюджетных средств, в том числе обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Кодекса).
В части 2 пункта 2 статьи 78 Кодекса предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Кодекса).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.11.2015 N 412 утверждены Правила предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) (далее - Правила N 412).
Согласно пункту 4.3 Правил N 412 (в редакции от 28.07.2016) в случае выявления нарушения условий предоставления субсидии, установленных настоящими Правилами, и обязательств, предусмотренных договором, нецелевого использования субсидии лизингополучатель обязан возвратить субсидию в республиканский бюджет Чувашской Республики.
В силу пункта 4.5 Правил N 412 (в редакции от 28.07.2016) в случае, если лизингополучателем по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не выполнены и (или) не достигнуты показатели результативности и по результатам года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, то субсидия подлежит возврату в республиканский бюджет Чувашской Республики в срок до 1 июня года, следующего за отчетным годом, в объеме, рассчитанном по формуле Vвозврата = Vсубсидии x k x m / n, где: Vсубсидии - размер субсидии, полученной лизингополучателем; k - коэффициент возврата субсидии; m - количество показателей результативности, по которым индекс, отражающий уровень недостижения значения i-го показателя результативности, имеет положительное значение; n - общее количество показателей результативности. Коэффициент возврата субсидии рассчитывается по формуле: k = SUM Di / m, где: Di - индекс, отражающий уровень недостижения значения i-го показателя результативности использования субсидии. Индекс, отражающий уровень недостижения значения i-го показателя результативности, определяется по формуле: Di = 1 - Тi / Si, где: Тi - фактически достигнутое значение i-го показателя результативности на отчетную дату; Si - плановое значение i-го показателя результативности.
Последующие редакции Правил N 412 от 08.02.2017 и от 14.02.2018 также содержали в пункте 4.4 положение о возврате субсидии лизингополучателем при не выполнениии (или) не достижении им показателей результативности в размере, рассчитанном по формуле.
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Удовлетворяя иск в полном объеме, суды исходили из того, что в соответствии с пунктом 5.1.1 договора от 25.10.2016 N 4 в редакции дополнительного соглашения от 25.08.2017 N 1 при выявлении фактов нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии и настоящим договором, нецелевого использования субсидии средства субсидии подлежат возврату в республиканский бюджет Чувашской Республики в полном объеме.
Между тем, согласно пункту 1.1 договора субсидия предоставлена, в том числе в соответствии с Правилами N 412, следовательно, данный договор должен соответствовать требованиям, установленным в Правилах N 412, которые как на момент заключения договора о предоставлении субсидии, так и на момент выявления нарушения содержали положение о возврате субсидии лизингополучателем при не выполнениии (или) не достижении им показателей результативности в размере, рассчитанном по формуле.
Включение в договор от 25.10.2016 N 4 при заключении дополнительного соглашения от 25.08.2017 N 1 положений, противоречащих Правилам N 412, в частности пункта 5.1.1, не соответствует действующему законодательству.
В рассматриваемом случае по результатам проверки Общества выявлено нарушение показателей результативности по итогам 2017 года. Нецелевого использования средств в ходе проверки не установлено.
При таких обстоятельствах вывод судов о наличии оснований для взыскания с Общества субсидии в полном объеме является ошибочным.
С учетом изложенного принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, определить размер подлежащей возврату субсидии с учетом действующих правовых норм и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании части 3 статьи 289 Арбитражный суд Волго-Вятского округа при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 3 части 1), 288 (часть 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.08.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 по делу N А79-2878/2019 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Кодекса).
...
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 февраля 2020 г. N Ф01-8423/19 по делу N А79-2878/2019
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2020 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-2878/19
13.02.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8423/19
31.10.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9180/19
03.10.2019 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9180/19
23.08.2019 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-2878/19