Нижний Новгород |
|
07 февраля 2020 г. |
Дело N А29-15889/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.02.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.02.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации
в городе Сыктывкаре Республики Коми (межрайонного)
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.07.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019
по делу N А29-15889/2018
по иску государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской
Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное)
(ИНН: 1101483412, ОГРН: 1021100516073)
к сельскохозяйственному потребительскому перерабатывающе-сбытовому
снабженческому кооперативу "Комирыба"
(ИНН: 1109009211, ОГРН: 1091109000410)
о взыскании убытков,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Нестерова Наталья Николаевна, Майбурова Валентина Алексеевна, Аксенова
Татьяна Ивановна, Павлова Лариса Михайловна,
и установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) (далее - Управление, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к сельскохозяйственному потребительскому перерабатывающе-сбытовому снабженческому кооперативу "Комирыба" (далее - Кооператив) о взыскании 67 981 рубля 31 копейки ущерба, причиненного излишней выплатой пенсии за период с 01.05.2017 по 31.05.2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Нестерова Наталья Николаевна, Майбурова Валентина Алексеевна, Аксенова Татьяна Ивановна, Павлова Лариса Михайловна.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.07.2019 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили статьи 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 26.1, части 1, 2, 3, 4, 5 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункт 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации". По его мнению, на момент вынесения решений от 24.04.2017 об индексации пенсий Нестеровой Н.Н., Майбуровой В.А., Аксеновой Т.И., Павловой Л.М. с 01.05.2017 Фонд не располагал информацией об осуществлении данными физическими лицами оплачиваемой трудовой деятельности, поскольку направленный Кооперативом отчет по форме СЗВ-М за февраль 2017 года, представленный 13.03.2017, Фондом не принят. Дополняющие сведения за февраль 2017 года представлены страхователем лишь 17.04.2018.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 04.02.2020.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Кооператив, являющийся работодателем пенсионеров Нестеровой Н.Н., Майбуровой В.А., Аксеновой Т.И., Павловой Л.М., 09.03.2017 представил в Фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходные) за февраль 2017 года в отношении одного застрахованного лица.
Кооператив 13.03.2017 направил в Фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходные) за февраль 2017 года в отношении 21 застрахованного лица.
В связи с отсутствием сведений о работе Нестеровой Н.Н., Майбуровой В.А., Аксеновой Т.И., Павловой Л.М. Фонд принял решения от 24.04.2017 о повышении указанным лицам с 01.05.2017 размера фиксированной выплаты к страховой пенсии как неработающим пенсионерам.
Кооператив 17.04.2018 представил дополнительные сведения по форме СЗВ-М за февраль 2017 года, в которых отразил информацию о 21 застрахованном лице, в том числе об указанных физических лицах.
Полагая, что недостоверное представление страхователем сведений по форме СЗВ-М (исходная) за февраль 2017 года повлекло излишнюю выплату страховой пенсии названным физическим лицам в размере 67 981 рубля 31 копейки за период с 01.05.2017 по 31.05.2018, Фонд направил Кооперативу претензию от 20.08.2018 с требованием о возврате данной суммы.
Претензию ответчик оставил без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 26.1, 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о недоказанности Фондом того, что неправомерную выплату пенсии и возникновение спорного ущерба повлекли действия ответчика, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) определено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
В силу части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В пункте 2 статьи 25 Закона N 173-ФЗ установлено, что в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 Закона о трудовых пенсиях, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение об ответственности виновных лиц в случае представления ими недостоверных сведений или несвоевременного представления сведений о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии или прекращение ее выплаты, предусмотрено статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу пункта 1 статьи 1064 Кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Кодекса).
При этом лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинную связь между действиями причинителя вреда и наступившим вредом, а также вину причинителя вреда.
Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при наличии всей совокупности указанных выше условий.
Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что на момент вынесения решений от 24.04.2017 об индексации пенсии с 01.05.2017 Нестеровой Н.Н., Майбуровой В.А., Аксеновой Т.И., Павловой Л.М. Фонд располагал информацией об осуществлении указанными физическими лицами оплачиваемой трудовой деятельности, которая содержалась в представленных 13.03.2017 Кооперативом сведениях.
Между тем в материалах дела имеется отрицательный протокол входного контроля от 13.03.2017, согласно которому отчет Кооператива по форме СЗВ-М за февраль 2017 года, представленный 13.03.2017, Фондом не принят (том 1, лист дела 43).
Представление Кооперативом 09.04.2017 сведений на данных пенсионеров за март 2017 года и последующие периоды как на работников названной организации правового значения не имеет в силу пункта 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При таких обстоятельствах вывод судов о наличии у Фонда сведений о застрахованных лицах на дату вынесения решений об индексации пенсии и об отсутствии вины ответчика в причинении истцу убытков является преждевременным, противоречащим фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного принятые судебные акты в силу частей 1 и 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, проверить всю совокупность условий, необходимых для привлечения ответчика к ответственности в виде взыскания убытков, и принять законное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 3 части 1), 288 (часть 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (межрайонного) удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.07.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019 по делу N А29-15889/2018 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 2 статьи 25 Закона N 173-ФЗ установлено, что в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 Закона о трудовых пенсиях, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение об ответственности виновных лиц в случае представления ими недостоверных сведений или несвоевременного представления сведений о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии или прекращение ее выплаты, предусмотрено статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
...
В силу пункта 1 статьи 1064 Кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Кодекса).
...
Представление Кооперативом 09.04.2017 сведений на данных пенсионеров за март 2017 года и последующие периоды как на работников названной организации правового значения не имеет в силу пункта 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 февраля 2020 г. N Ф01-7940/19 по делу N А29-15889/2018