Нижний Новгород |
|
27 февраля 2020 г. |
Дело N А43-28072/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Чигракова А.И.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СитиЛюкс 52" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.09.2019 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2019 по делу N А43-28072/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СитиЛюкс 52"
о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 11.06.2019 N 515-06-070АТМ-2019
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "СитиЛюкс 52" (далее - Общество, ООО "СитиЛюкс 52") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) от 11.06.2019 N 515-06-070АТМ-2019 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Нижегородской области (далее - Кодекс).
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 12.09.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.11.2019, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с принятыми актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на положения Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" (далее - Закон Нижегородской области N 144-З), Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных 05.08.1988 Главным государственным санитарным врачом СССР, Заместителем Министра здравоохранения СССР, Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), заявитель считает, что нормами действующего законодательства на регионального оператора не возложена обязанность по содержанию территории вокруг контейнерной площадки. По его мнению, в рассмотренном случае образование отходов произошло по причине ненадлежащего исполнения своих обязанностей органами местного самоуправления. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве возразила против доводов заявителя.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, сектор административно-технического и земельного контроля правового управления администрации Богородского муниципального района Нижегородской области (далее - Администрация) в ходе осмотра состояния чистоты и порядка, благоустройства, внешнего вида территории по адресу: Нижегородская область, Богородский район, поселок Буревестник, улица Школьная, дом 1, выявил, что Общество не приняло мер к вывозу мусора с контейнерной площадки и прилегающей к ней территории, расположенной по указанному адресу, а именно: установлено скопление мусора на территории контейнерной площадки и прилегающей к ней территории, вследствие длительного невывоза мусора из контейнеров; на контейнерной площадке и прилегающей к ней территории выявлены навалы твердых коммунальных отходов и мешков, содержимое которых составляют также твердые коммунальные отходы (бумага, стеклотара, пластмассовые изделия, отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека), отходы образовавшиеся при уборке придомовой территории (листва, растительные отходы при уборке за газонами, цветниками, за древесно-кустарниковыми посадками, листва).
По результатам проверки составлены акты, указывающие на наличие события административного правонарушения от 13.05.2019 и 14.05.2019.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.2 Кодекса, должностное лицо Администрации составило протокол об административном правонарушении от 15.05.2019 N 13.
Инспекция, рассмотрев материалы проверки, вынесла постановление от 11.06.2019 N 515-06-070АТМ-2019 о назначении Обществу административного наказания по делу об административном правонарушении в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Кодексом, положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), Закона Нижегородской области N 144-З, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 269), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу в порядке, установленном в статье 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Частью 1 статьи 3.2 Кодекса предусмотрена административная ответственность за невывоз и (или) непринятие мер по вывозу мусора, грунта или снега, а равно нарушение сроков и (или) графика их вывоза.
Согласно частей 1 и 2 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Закон Нижегородской области N 144-З регулирует отношения в сфере обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, устанавливает требования к надлежащему состоянию объектов, расположенных на территории Нижегородской области.
Статьей 9 Федерального закона N 144-З установлены требования к состоянию контейнерных площадок, бункеров-накопителей, контейнеров, урн.
Частью 7 статьи 9 Федерального закона N 144-З определено, что переполнение контейнеров, бункеров-накопителей мусором не допускается. Переполнением считается заполнение контейнера, бункера-накопителя мусором, превышающим верхнюю границу корпуса контейнера, бункера-накопителя.
Контейнерная площадка должна быть очищена от мусора, находиться в чистоте и порядке, должна иметь с трех сторон чистое ограждение высотой не менее 1,2 метра, препятствующее попаданию мусора на прилегающую к контейнерной площадке территорию, асфальтовое или бетонное покрытие, удобный подъездной путь с твердым покрытием (часть 8 статьи 9 Федерального закона N 144-ФЗ).
В целях поддержания чистоты в местах размещения мусора и на прилегающей к ним территории вывоз мусора должен осуществляться при заполнении контейнеров и бункеров-накопителей. На объектах торговли и общественного питания вывоз мусора осуществляется при заполнении контейнеров более двух третей их объема. Срок вывоза мусора должен составлять не реже 1 раза в 3 дня в зимний период, ежедневно в летний период (часть 14 статьи 9 Федерального закона N 144-ФЗ).
Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) в соответствии с Правилами N 269 и приказом Минстроя России от 28.07.2016 N 524/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
В силу пункта 3 Правил N 269 при определении нормативов в составе ТКО учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, указанные отходы отнесены к ТКО.
Из статьи 5 Федерального закона N 144-3 следует, что субъекты отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка обязаны выполнять требования, установленные настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Нижегородской области и муниципальными правовыми актами в данной сфере правоотношений.
В Правилах N 1156 определено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1 (1) настоящих Правил (пункт 5 Правил N 1156).
Существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО является периодичность и время вывоза ТКО (подпункт "в" пункта 25 Правил N 1156).
В пункте 4 Правил N 1156 установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как видно из материалов дела, на основании протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области (зона деятельности 3) от 15.02.2018 N 2, соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области (зона деятельности 3) от 12.03.2018 (далее - Соглашение от 12.03.2018) между Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и Обществом, которое является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Богородского, Павловского, Сосновского, Вачского районов Нижегородской области, и в соответствии с пунктом 2.1.4 Соглашения от 12.03,2018 осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание твердых коммунальных отходов с места их накопления.
На основании Соглашения от 12.03.2018, графика вывоза ТКО на территории Богородского района, Общество является лицом, ответственным за вывоз мусора с мест его накопления по адресу: Нижегородская область, Богородский район, поселок Буревестник, улица Школьная, дом 1.
Из пунктов 1 и 2 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами следует, что региональный оператор (Общество) обязан принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в приложении N 1 к настоящему договору.
Суды установили, что ООО "СитиЛюкс 52" в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей по вывозу отходов нарушило график вывоза отходов, в результате чего контейнеры долгое время оставались переполненными и жители складировали отходы рядом с контейнерами; при этом при вывозе отходов из контейнеров Общество оставляло отходы на прилегающей территории к контейнерам на прежнем месте, в связи с чем ежедневно увеличивался навал ТКО.
Суды обоснованно посчитали, что ООО "СитиЛюкс 52", являясь лицом, ответственным за своевременный вывоз мусора с мест его накопления, не предприняло своевременных полноценных мер по вывозу мусора с контейнерной площадки и прилегающей к ней территории, расположенной по адресу: Нижегородская область, Богородский район, поселок Буревестник, улица Школьная, дом 1, выразившееся в скоплении мусора на территории контейнерной площадки и прилегающей к ней территории вследствие длительного невывоза мусора из контейнеров; на контейнерной площадке и прилегающей к ней территории выявлены навалы ТКО и мешков, содержимое которых составляли также ТКО (бумага, стеклотара, пластмассовые изделия, отходы образующиеся в процессе жизнедеятельности человека), отходы, образовавшиеся при уборке придомовой территории (листва, растительные отходы при уборке за газонами, цветниками, за древесно-кустарниковыми посадками, листва), что является нарушением требований частей 7, 8, 14 статьи 9 Закона Нижегородской области N 144-З.
Данные обстоятельства подтверждаются актами, указывающими на наличие события административного правонарушения от 13.05.2019 и от 14.05.2019, фотоматериалами к ним, протоколом об административном правонарушении от 15.05.2019 N 13.
Общество имело возможность для соблюдения норм действующего законодательства, вместе с тем не приняло всех зависящих мер для предотвращения совершения указанного административного правонарушения и для своевременного его устранения.
Довод Общества о том, что оно не несет ответственности за состояние и содержание контейнерных площадок, а также за невывоз твердых коммунальных отходов, лежащих вне контейнеров на контейнерной площадке и прилегающей к ней территории, правомерно отклонен судами.
В силу пункта 2 Правил N 1156 вывоз ТКО - транспортирование ТКО от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО; контейнерная площадка - место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Таким образом, действующим законодательством установлено, что региональный оператор по обращению с ТКО обязан осуществлять вывоз ТКО с контейнерных площадок, а не только из установленных на ней контейнеров.
Потребители услуги по вывозу ТКО региональным оператором оплачивают в полном объеме, однако региональный оператор по обращению с ТКО, которым является Общество, получая от потребителей денежные средства, оказывает коммунальную услугу ненадлежащего качества, а именно: не вывозит ТКО с места его накопления.
Ненадлежащее содержание контейнерной площадки - это самостоятельный состав административного правонарушения, ответственность за которое несут другие субъекты, поэтому ссылка заявителя на нормы, регулирующие правила содержания контейнерных площадок необоснованна.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.5 Кодекса.
Процессуальных нарушений, в ходе проведения в отношении Общества проверки и производства по делу об административном правонарушении суды не установили, нарушитель привлечен к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности, назначенный штраф с учетом характера совершенного правонарушения соответствует санкции части 1 статьи 3.5 Кодекса. Суды не нашли оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного и освобождения от административной ответственности.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле документам, не противоречат им и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежат, так как это выходит за пределы его полномочий.
С учетом изложенного кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.09.2019 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2019 по делу N А43-28072/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СитиЛюкс 52" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
А.И. Чиграков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, указанные отходы отнесены к ТКО.
...
Ненадлежащее содержание контейнерной площадки - это самостоятельный состав административного правонарушения, ответственность за которое несут другие субъекты, поэтому ссылка заявителя на нормы, регулирующие правила содержания контейнерных площадок необоснованна.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.5 Кодекса.
Процессуальных нарушений, в ходе проведения в отношении Общества проверки и производства по делу об административном правонарушении суды не установили, нарушитель привлечен к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности, назначенный штраф с учетом характера совершенного правонарушения соответствует санкции части 1 статьи 3.5 Кодекса. Суды не нашли оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного и освобождения от административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 февраля 2020 г. N Ф01-9066/20 по делу N А43-28072/2019