Нижний Новгород |
|
04 марта 2020 г. |
Дело N А28-7721/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.02.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 04.03.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Ионычевой С.В., Трубниковой Е.Ю.
при участии представителей
от акционерного общества "Коммунэнерго":
Чирковой И.С. по доверенности от 30.12.2019 N 17-01/183,
от акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс":
Вологжаниной А.Г. по доверенности от 24.11.2017 N 170
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
администрации Зуевского городского поселения
Зуевского района Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 01.07.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019
по делу N А28-7721/2018
по иску акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс"
(ИНН: 5612042824, ОГРН: 1055612021981)
к администрации Зуевского городского поселения
Зуевского района Кировской области
(ИНН: 4309005019, ОГРН: 1054313549476)
о взыскании задолженности,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерное общество "Коммунэнерго", общество с ограниченной ответственностью "Партнер",
и установил:
акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс" (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском о взыскании с муниципального образования "Зуевское городское поселение Зуевского района Кировской области" в лице Администрации Зуевского городского поселения Зуевского района Кировской области (далее - Администрация) 19 845 рублей 11 копеек задолженности по оплате потерь электроэнергии, возникших в электрических сетях, за февраль и март 2018 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Коммунэнерго" (далее - общество "Коммунэнерго") и общество с ограниченной ответственностью "Партнер" (далее - общество "Партнер").
Арбитражный суд Кировской области решением от 01.07.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019, удовлетворил иск.
При принятии судебных актов суды руководствовались, в том числе, третьим абзацем пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), частью 1 статьи 2, статьей 50 и пунктом 3 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении), пунктами 2, 6 и 50 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), пунктами 2, 4, 129 и 130 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что ему на праве муниципальной собственности принадлежит участок ВЛ-04 кВт, фидер "Котельная", протяженностью 570 метров; Администрация не согласна с возложением на нее обязанности по оплате потерь электрической энергии, возникших в сетях на всей протяженности фидера "Котельная", поскольку другая часть сети не передавалась в муниципальную собственность.
По мнению Администрации, суды не исследовали вопрос, кем и когда были возведены спорные электрические сети, какое лицо осуществляло компенсацию потерь электрической энергии, возникших в данных сетях, до спорного периода. Администрация обращает внимание суда кассационной инстанции на отсутствие вступившего в законную силу судебного акта о понуждении принять спорные бесхозяйные сети в муниципальную собственность.
Компания и общество "Коммунэнерго" в отзывах на кассационную жалобу, поддержанных представителями в заседании окружного суда, отклонили доводы, изложенные в жалобе, просили оставить судебные акты по настоящему делу без изменения, как законные и обоснованные.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя не обеспечил; ходатайствовал о проведении заседания суда округа в его отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрация Зуевского района с 01.01.2006 безвозмездно передала муниципальному образованию "Зуевское городское поселение Зуевского района Кировской области" имущество, в частности, жилые дома и электрические сети.
Комиссия по инвентаризации установила, что участок ВЛ-04 кВт, расположенный по улице Мелиоративная (от территории бывшего муниципального унитарного предприятия "Агропромхимия" до домов 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22), не принят на учет, о чем составила акт инвентаризации муниципального имущества от 12.10.2007.
Глава администрации муниципального образования "Зуевское городское поселение Зуевского района Кировской области" издал распоряжение от 15.10.2007 N 135, которым названный участок включен в казну муниципального образования.
Согласно выписке от 18.07.2018 N 04-11/31 из реестра казны муниципального имущества Зуевского городского поселения Зуевского района Кировской области данный участок числится в реестре казны городского поселения.
Правительство Кировской области постановлением от 30.05.2008 N 133/204 "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования "Зуевский муниципальный район Кировской области", между муниципальными образованиями "Зуевский муниципальный район Кировской области" и вновь образованными городскими и сельскими поселениями Зуевского района" утвердило перечень имущества, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности муниципального образования "Зуевский муниципальный район Кировской области" в муниципальную собственность вновь образованного муниципального образования "Зуевское городское поселение Зуевского района Кировской области".
В соответствии с указанным постановлением по акту приема-передачи от 25.08.2008 муниципальное образование "Зуевский муниципальный район Кировской области" передало ответчику имущество, указанное в приложении к акту, в том числе, электрические сети.
Общества "Коммунэнерго" (сетевая организация) и "Партнер" (потребитель) подписали акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности от 04.08.2008 N 0.08.75, согласно которому граница балансовой принадлежности электрических сетей сторон устанавливается на зажимах провода шлейфов отпайки ВЛ в сторону ТП-2 на изоляторах отпаечной опоры N 55 (в сторону ТП-2) ВЛ-10 кВ фидера 17 подстанции "Зуевка".
В соответствии с пунктом 4 названного акта общество "Партнер" имеет на своем балансе электрические сети от установленной границы в сторону потребления и осуществляет компенсацию потерь электроэнергии, возникших в собственных сетях.
Общество "Партнер" (сетевая организация) и Администрация (потребитель) подписали акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 24.10.2011 N АГР 701-96/11, согласно которому граница балансовой принадлежности электрических сетей сторон устанавливается на нижних пинцетах рубильника 0,4 кВ фидера 15 ("котельная") ТП-2 в РУ-0,4 кВ ТП-2 фидера 17 подстанции "Зуевка".
В соответствии с пунктом 4 названного акта Администрация имеет на своем балансе электрические сети от установленной границы в сторону потребления и осуществляет компенсацию потерь электроэнергии, возникших в собственных сетях.
Неоплата Администрацией потерь электроэнергии, возникших в спорных объектах электросетевого хозяйства в феврале и марте 2018 года, послужила основанием для обращения Компании с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, обоснованность кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей Компании и общества "Коммунэнерго", суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В третьем абзаце пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что сетевая организация или иной владелец электросетевого хозяйства обязаны в установленном порядке по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Согласно пункту 6 Правил N 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электроэнергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
В соответствии с пятым абзацем пункта 4 Основных положений N 442 иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.
В пункте 129 Основных положений N 442 указано, что иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают потери электрической энергии, возникающие в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности).
В пункте 130 Основных положений N 442 определено, что при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
Порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь установлен в Правилах N 861, согласно пунктам 50, 51 которых размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электроснабжения населения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле (статьи 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению в их совокупности исходя из их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что в спорный период Администрация являлась владельцем спорных объектов электросетевого хозяйства.
Выводы судов основаны на совокупности представленных в дело доказательств, поведении участников спорного правоотношения, в частности, на акте разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от 24.10.2011 N АГР 701-96/11, подписанном Администрацией без разногласий, акте инвентаризации муниципального имущества от 12.10.2007, распоряжении главы администрации поселения от 15.10.2007 N 135.
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
К числу таких объектов относятся, в том числе объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов (четвертый абзац пункта 1 приложения 3 к Постановлению N 3020-1).
Администрация подписала с обществом "Партнер" акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от 24.10.2011 N АГР 701-96/11, спорный объект электросетевого хозяйства находится на территории города Зуевка (в границах территориальной ответственности Администрации), спорный участок сети является составной частью сети, часть которой находится в муниципальной собственности Зуевского городского поселения Зуевского района Кировской области. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрация не подтвердила, что спорный участок сети, который, по мнению Администрации, является бесхозяйным, создан после принятия Постановления N 3020-1, что могло бы свидетельствовать об отсутствии оснований для подписания акта разграничения балансовой принадлежности, в котором Администрация позиционировала себя законным владельцем объектов электросетевого хозяйства.
Расчет объема потерь электроэнергии проверен судами и признан соответствующим пунктам 50, 51 Правил N 861. Исходные данные, использованные при расчете, ответчик не опроверг.
Таким образом, с учетом конкретных фактических обстоятельств спора, поведения участников спорных правоотношений, оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств, как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о наличии в принятых судебных актах существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании с Администрации государственной пошлины за подачу кассационной жалобы не рассматривался, так как она в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 01.07.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019 по делу N А28-7721/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Зуевского городского поселения Зуевского района Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
С.В. Ионычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Администрация подписала с обществом "Партнер" акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от 24.10.2011 N АГР 701-96/11, спорный объект электросетевого хозяйства находится на территории города Зуевка (в границах территориальной ответственности Администрации), спорный участок сети является составной частью сети, часть которой находится в муниципальной собственности Зуевского городского поселения Зуевского района Кировской области. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрация не подтвердила, что спорный участок сети, который, по мнению Администрации, является бесхозяйным, создан после принятия Постановления N 3020-1, что могло бы свидетельствовать об отсутствии оснований для подписания акта разграничения балансовой принадлежности, в котором Администрация позиционировала себя законным владельцем объектов электросетевого хозяйства.
Расчет объема потерь электроэнергии проверен судами и признан соответствующим пунктам 50, 51 Правил N 861. Исходные данные, использованные при расчете, ответчик не опроверг."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 марта 2020 г. N Ф01-8185/19 по делу N А28-7721/2018