Нижний Новгород |
|
12 марта 2020 г. |
Дело N А79-13262/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.03.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от истца: Вершинской М.В., доверенность от 03.03.2020,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
Министерства экономического развития, промышленности и торговли
Чувашской Республики
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2019
по делу N А79-13262/2018 Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии
по иску Министерства экономического развития, промышленности и торговли
Чувашской Республики (ИНН: 2128015438, ОГРН: 1022101136507)
к обществу с ограниченной ответственностью "Канмаш ДСО"
(ИНН: 2123010429, ОГРН: 1052134004295)
о взыскании 668 220 рублей 34 копеек,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Министерство финансов Чувашской Республики,
и установил:
Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Канмаш ДСО" (далее - Общество, ООО "Канмаш ДСО") о взыскании в доход республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетных средств в сумме 668 220 рублей 34 копеек за нарушение обязательств по договору от 06.04.2015 N 13 о предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях развития и модернизации производства товаров.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Чувашской Республики.
Решением суда от 11.07.2019 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2019 решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии изменено: с Общества в доход республиканского бюджета на лицевой счет Министерства взыскано 5145 рублей 62 копейки; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Министерство не согласилось с постановлением суда апелляционной инстанции и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и оставить в силе решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Министерство указывает на то, что Общество нарушило обязательства по договору в части невыполнения условий, предусмотренных пунктом 3.1.3 договора, так как не обеспечило выполнение показателя по среднемесячной заработной плате, который заявлен при предоставлении государственной поддержки за счет средств, поступивших в республиканский бюджет Чувашской Республики из федерального бюджета. Суд неправомерно указал на незначительность допущенного ответчиком нарушения и перевыполнения иных показателей результативности, поскольку данные обстоятельства не предусмотрены в качестве оснований для освобождения получателя субсидии от ответственности. Положения Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инвестиционных территориальных кластеров, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.07.2014 N 250 (далее - Правила предоставления субсидий), в редакции от 14.02.2018 не могут применяться к отношениям, возникшим в результате исполнения обязательств по договору в 2015 - 2017 годах.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.03.2020 произведена замена судьи Бердникова О.Е. на судью Новикова Ю.В., состав суда сформирован: председательствующий судья Новиков Ю.В., судьи Шемякина О.А., Шутикова Т.В.
Представитель Министерства в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данных лиц.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установил суд апелляционной инстанции, и это не противоречит материалам дела, в рамках реализации подпрограммы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике" государственной программы Чувашской Республики "Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012 - 2020 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.09.2011 N 398, на основании решения Комиссии по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства от 26.03.2015 N 1 Министерство и ООО "Канмаш ДСО" (получатель субсидии) заключили договор от 06.04.2015 N 13 о предоставлении субсидии субъектам малого предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях развития и модернизации производства товаров (с учетом дополнительного соглашения от 03.10.2017 N 1), в котором определены цели и назначение выделяемых средств.
В соответствии с пунктами 3.1.3 и 3.1.7 договора получатель субсидии обязался достигать показатели результативности, указанные в информационной карте (приложение N 2 к договору), и соблюдать условия предоставления и использования субсидии, в том числе в части достижения значений показателей результативности.
На основании пункта 3.1.4 договора получатель субсидии в течение трех лет со дня получения субсидии представляет в Минэкономразвития Чувашии ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчетным, отчет о достижении показателей, указанных в информационной карте по установленной форме (приложение N 3 к договору).
В пункте 3.1.10 договора установлено, что, в случае нецелевого использования субсидии, нарушения условий предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидий и договором, обязательств по договору получатель субсидии обязан вернуть субсидию в республиканский бюджет Чувашской Республики в порядке, установленном разделом 5.1 договора.
Согласно пункту 5.1.1 договора при выявлении фактов нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидий и договором, нецелевого использования субсидии, средства субсидии подлежат возврату в республиканский бюджет Чувашской Республики в полном объеме.
В случае если получателем субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных договором, в части достижения значений показателей результативности, субсидия подлежит возврату в республиканский бюджет Чувашской Республики в объеме и сроки, установленные Правилами предоставления субсидий и договором (пункт 5.6 договора).
В информационной карте, являющейся неотъемлемой частью договора, указаны отчетные периоды: 2015, 2016 и 2017 годы; показатели должны выполняться за каждый отчетный период.
Обществу предоставлена субсидия в размере 668 220 рублей 34 копеек (платежное поручение от 14.10.2015).
ООО "Канмаш ДСО" 18.05.2018 представило в Министерство отчет о достижении показателей результативности использования субсидии за 2017 год, согласно которому не достигнут показатель результативности использования субсидии по среднемесячной заработной плате одного работника (план - 27 943 рублей, факт - 19 331 рублей), при этом фактические значения превысили плановые показатели по следующим показателям результативности использования субсидии: общий оборот отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства, выручка от продажи, расходы - всего, сумма уплаченных налогов и сборов в бюджеты системы Российской Федерации, чистый доход (доход за вычетом суммы расходов и уплаченных налогов), среднесписочная численность работников.
Министерство по результатам мониторинга соблюдения получателем субсидии условий заключенных договоров установило, что Общество не обеспечило достижение в 2017 году показателя результативности использования субсидии, указанного в информационной карте, являющейся неотъемлемой частью договора от 06.04.2015 N 13, "среднемесячная заработная плата работников".
Получателю субсидии предложено устранить выявленные нарушения обязательств в части достижения значения показателя результативности использования субсидии "среднемесячная заработная плата работников" по итогам 2017 года в срок до 01.05.2018.
Общество нарушение не устранило, в связи с чем Министерство истребовало у получателя субсидии 668 220 рублей 34 копеек, выделенных из республиканского бюджета.
Неисполнение ответчиком требования о возврате денежных средств явилось основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Правилами предоставления субсидий, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в части, превышающей 5145 рублей 62 копейки.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в рамках реализации подпрограммы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике" государственной программы Чувашской Республики "Экономическое развитие Чувашской Республики", утвержденной постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 21.09.2011 N 398, регламентированы Правилами предоставления субсидий, утвержденными постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 23.07.2014 N 250.
В пункте 4.2 Правил предоставления субсидий установлено, что в случаях выявления Минэкономразвития Чувашии или органами государственного финансового контроля фактов нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, нецелевого использования субсидии Минэкономразвития Чувашии в течение 10 рабочих дней со дня выявления факта нарушения и (или) поступления информации о наличии нарушений от органов государственного финансового контроля принимает решение о возврате субсидии и направляет получателю субсидии уведомление о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики указанных средств в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления.
На основании пункта 4.2.1 Правил предоставления субсидий (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае выявления фактов нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, - в размере всей предоставленной суммы субсидии; в случае нецелевого использования субсидии - в размере суммы нецелевого использования субсидии; в случае выявления фактов нарушения обязательств, предусмотренных договором в части достижения значений показателей результативности, - в соответствии с пунктом 4.4 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 4.4 Правил предоставления субсидий, в случае если получателем субсидии по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных договором в части достижения значений показателей результативности, предусмотренных пунктом 3.6 настоящих Правил, и по результатам года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, то субсидия подлежит возврату в республиканский бюджет Чувашской Республики в срок до 1 июня года, следующего за отчетным годом, в объеме, рассчитанном по формуле, указанной в данном пункте.
Суд апелляционной инстанции установил и материалам дела не противоречит, что договором не установлен объем возврата субсидии при недостижении значений показателей результативности. При этом стороны заключили дополнительное соглашение от 03.10.2017 N 1 о внесении изменений в договор в соответствии с Правилами предоставления субсидий.
Суд апелляционной инстанции, установив отсутствие доказательств использования субсидии получателем с нарушением целей предоставления и наличия иных нарушений Правил предоставления субсидий и договора, которые могли бы служить основанием для возврата Обществом субсидии, правомерно отказал в удовлетворении требования о взыскании субсидии в сумме, превышающей признанный Обществом размер 5145 рублей 62 копейки.
Доводы заявителя кассационной жалобы признаны судом округа несостоятельными, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции Правил предоставления субсидий.
Нормы материального права применены судом и апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2019 по делу N А79-13262/2018 Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 марта 2020 г. N Ф01-9044/20 по делу N А79-13262/2018