Нижний Новгород |
|
11 марта 2020 г. |
Дело N А11-1033/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2020 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя
от заявителя: Запрудского В.С. (доверенность от 24.12.2019 N 1172),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.09.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2019
по делу N А11-1033/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью
"Газпром межрегионгаз Владимир" (ИНН: 3328415442, ОГРН: 1023301456903)
о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытое акционерное общество "Александровские коммунальные системы",
муниципальное унитарное предприятие "Александровские тепловые системы"
Александровского района, Александровская городская прокуратура,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Владим
ирской области (далее - Управление) от 13.11.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N К-703-03/2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Александровские коммунальные системы" (далее - ОАО "АКС"), муниципальное унитарное предприятие "Александровские тепловые системы" Александровского района (далее - Предприятие) и Александровская городская прокуратура (далее - Прокуратура).
Решением суда от 04.09.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2019 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ), Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правила поставки газа в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), Правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 (далее - Правила N 1245), Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Суды не приняли во внимание, что Общество в установленный срок выполнило все необходимые действия, предписанные Правилами N 1245, для реализации права на ограничение подачи (поставки) и отбора газа, предоставленного газоснабжающей организации нормами федерального законодательства. Действующее законодательство допускает возможность введения ограничения в отношении организаций, осуществляющих теплоснабжение населенных пунктов, и предусматривает право на полное ограничение таких потребителей, в том числе и в случаях, когда к сетям данного потребителя подключены абоненты, не имеющие задолженности. Обстоятельств, которые свидетельствовали бы о нарушении Обществом требований действующего законодательства, регламентирующих основания и процедуру введения ограничения подачи (поставки) и отбора газа, суды не установили. Вывод судов о том, что действиями Общества создается угроза нарушения прав добросовестных абонентов на получение соответствующих коммунальных услуг, ошибочен. Реализация права на ограничение поставки газа является одним из способов защиты прав газоснабжающей организации и не может быть признана нарушением антимонопольного законодательства.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы и заявило ходатайство о ее рассмотрении в отсутствие представителя.
Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, в Управление поступили материалы проверки Прокуратуры по факту прекращения Обществом поставки газа на объекты теплоснабжения ОАО "АКС", повлекшего приостановление выработки тепловой энергии Предприятием, оказывающим услуги по поставке горячего водоснабжения добросовестным потребителям в городе Александров Владимирской области.
В ходе проверки установлено, что Общество является лицом, осуществляющим деятельность по торговле природным, сухим газом, подаваемым по распределенным сетям, ОАО "АКС" - лицом, осуществляющим производство своими котельными, передачу и распределение пара и горячей воды для населения на территории города Александров.
Согласно схеме теплоснабжения города Александров, утвержденной постановлением администрации МО город Александров от 05.10.2015 N 550, Предприятие является теплоснабжающей организацией, оказывающей через свои тепловые сети услуги населению по поставке тепловой энергии.
Между Обществом (поставщиком) и ОАО "АКС" (покупателем) заключен договор поставки газа от 01.11.2017 N 01-01/005-18, согласно которому поставщик осуществляет поставку газа на котельные ОАО "АКС".
По заявлению ОАО "АКС" между Обществом и ОАО "АКС" заключен договор поставки газа от 20.04.2018 N 01-01/6142-18 на котельные потребителя N 4, 8, 19, 23 в объемах, необходимых для бесперебойного снабжения абонентов, не имеющих задолженности. Срок действия данного договора ограничен пунктами 2.1 и 8.1 договора.
По условиям договора от 03.05.2018 N 4 ОАО "АКС" осуществляет Предприятию поставку тепловой энергии и теплоносителя.
В связи с наличием просроченной задолженности по договору поставки газа от 01.11.2017 N 01-01/005-18 Общество 24.04.2018 направило ОАО "АКС" уведомление об ограничении поставки газа с 25.05.2018.
Общество 22.05.2018 направило ОАО "АКС" предупреждение о полном ограничении поставки газа с 24.05.2018 на котельные N 1, 4, 11, 12, 13 и с 25.05.2018 на котельные N 6, 8, 9, 14, 15, 16, 22 в связи с превышением выбранного объема газа, установленного в уведомлении от 24.04.2018.
22.05.2018 Общество направило ОАО "АКС" предупреждение о частичном ограничении поставки газа с 25.05.2018 на котельные N 3, 7 до уровня 31,7 процента в связи с тем, что ОАО "АКС" выбран объем газа, превышающий объем, установленный в уведомлении от 24.04.2018.
Согласно информации ОД ЕДДС МКУ "Управление по делам ГО и ЧС Александровского района" с 24.05.2018 по 01.06.2018 ОАО "АКС" не осуществляло горячее водоснабжение Предприятия и соответственно конечных потребителей от котельных N 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 22.
По результатам рассмотрения дела Управление приняло решение от 13.11.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N К-703-03/2018. Действия Общества, выразившиеся во введении ограничения поставки газа на объекты теплоснабжения ОАО "АКС", повлекшего приостановление выработки тепловой энергии Предприятию с 24.05.2018 по 01.06.2018, признаны нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Общество оспорило принятое решение в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона N 135-ФЗ, Закона N 69-ФЗ, Закона N 190-ФЗ, Правилами N 124, 354, 1245, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона N 135-ФЗ его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Сферой применения данного закона являются отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов (часть 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ).
Для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона N 135-ФЗ.
В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Суды установили, материалам дела не противоречит, что Общество занимает доминирующее положение на товарном рынке торговли газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям, на территории Владимирской области. Следовательно, Общество является лицом, на которое распространяются установленные в части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запреты и ограничения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию. Абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Кодекса).
В пункте 2 статьи 546 Кодекса предусмотрено, что прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В силу статьи 25 Закона N 69-ФЗ на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 1245 устанавливают порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа.
В подпункт "е" пункта 2 Правил N 1245 предусмотрено, что полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев, является основанием для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа.
Полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2 раз в течение 12 месяцев, является основанием для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа (подпункт "г" пункта 3 Правил N 1245).
В силу пункта 10 Правил N 1245 ограничение подачи (поставки) газа по указанным основаниям в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов, осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11 - 13 Правил N 1245.
Потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного снабжения (пункт 11 Правил N 1245).
Согласно пункту 12 Правил N 1245 исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 данных правил, может осуществляться потребителем путем: а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности; в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте "б" данного пункта.
В пункте 13 Правил N 1245 предусмотрено, что в случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте "в" пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).
Поставщик газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
В период введения ограничения поставщик газа имеет право проводить принудительное уменьшение количества поставляемого газа до месячной нормы, установленной на период введения ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки) газа, в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечения этого месяца. Последующее возобновление подачи (поставки) газа в установленных на период ограничения объемах осуществляется поставщиком с наступлением следующего месяца, если иное не предусмотрено договором поставки газа.
Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным кодексом и другими федеральными законами.
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Потребитель имеет право на получение услуг в необходимых объемах надлежащего качества, исполнитель услуг обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и не допускать нарушения технологических процессов и снижения качества услуг (пункты 31.33 Правил N 354).
Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается (пункт 121 Правил N 354).
Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "б" пункта 122 Правил N 354).
Из указанных норм следует, что газоснабжающие организации вправе прекращать (ограничивать) поставку газа организациям-потребителям в случае наличия у них задолженности за поставленный коммунальный ресурс. Однако такие действия не должны нарушать права третьих лиц (абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками газа).
Суды установили, материалам дела не противоречит, что Общество на основании договора от 01.11.2017 N 01-01/0005-18 поставляет газ на котельные ОАО "АКС", которое осуществляет поставку тепловой энергии и теплоносителя Предприятию на основании договора от 03.05.2018 N 4. Последнее является теплоснабжающей организацией, оказывающей через свои тепловые сети услуги населению по поставке тепловой энергии.
Между Обществом и ОАО "АКС" заключен договор от 20.04.2018 N 01-01/6142-18 поставки газа на котельные потребителя N 4, 8, 19, 23 в объемах, необходимых для бесперебойного снабжения ресурсами абонентов, не имеющих задолженности.
Вместе с тем Общество, ссылаясь на наличие просроченной задолженности, ввело ограничение поставки газа на объекты теплоснабжения ОАО "АКС" (котельные N 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 22). Фактически с 24.05.2018 по 01.06.2018 был допущен перерыв в газоснабжении ОАО "АКС".
В условиях технологической связанности потребления природного газа и выработки тепловой энергии, поставляемой конечным потребителям, прекращение поставки газа на котельные ОАО "АКС" привело к приостановлению выработки тепловой энергии для Предприятия. Последнее было лишено возможности выполнять обязательства по поставке горячей воды потребителям, в том числе населению.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае действия Общества по прекращению поставки газа не свидетельствуют о соблюдении им требований законодательства, в том числе Правил N 1245. Указанные действия привели не только к временному приостановлению осуществления хозяйственной деятельности ОАО "АКС" и Предприятия, но и к нарушению прав абонентов, своевременно оплачивающих использованные ресурсы, в том числе нарушению прав граждан-потребителей на получение коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о доказанности Управлением нарушения Обществом пункта 4 части 1 статьи 10 Закон N 135-ФЗ и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств. Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы не противоречат материалам дела и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.09.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2019 по делу N А11-1033/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "б" пункта 122 Правил N 354).
...
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае действия Общества по прекращению поставки газа не свидетельствуют о соблюдении им требований законодательства, в том числе Правил N 1245. Указанные действия привели не только к временному приостановлению осуществления хозяйственной деятельности ОАО "АКС" и Предприятия, но и к нарушению прав абонентов, своевременно оплачивающих использованные ресурсы, в том числе нарушению прав граждан-потребителей на получение коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о доказанности Управлением нарушения Обществом пункта 4 части 1 статьи 10 Закон N 135-ФЗ и отказали в удовлетворении заявленного требования."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 марта 2020 г. N Ф01-8881/20 по делу N А11-1033/2019
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8881/20
14.11.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9341/19
09.09.2019 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-1033/19
04.09.2019 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-1033/19