Нижний Новгород |
|
13 марта 2020 г. |
Дело N А29-8228/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Радченковой Н.Ш.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Горина Павла Робертовича на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.10.2019 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.11.2019 по делу N А29-8228/2019
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (ИНН: 1101486244; ОГРН: 1041100438191)
к арбитражному управляющему Плишкиной Екатерине Александровне
о привлечении к административной ответственности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Горин Павел Робертович,
и установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего Плишкиной Екатерины Александровны (далее - арбитражный управляющий, Плишкина Е.А.) за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спор, привлечен кредитор должника Горин Павел Робертович.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 04.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку совершенное правонарушение квалифицировано судом как малозначительное.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 25.11.2019 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Горин П.Р. не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 2.9 КоАП РФ, сделали выводы, которые не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Горина П.Р., совершенное административное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку Плишкина Е.А. допустила существенные нарушения требований законодательства о банкротстве, что фактически повлекло незаконное освобождение должника от исполнения обязательств и причинило убытки Горину П.Р. как кредитору.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве отклонило доводы заявителя.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично, без вызова сторон.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Дорохов Вячеслав Валентинович (далее - должник) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом) на основании статьи 213.4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в связи с недостаточностью денежных средств и имущества для удовлетворения требований кредиторов. Определением суда от 29.06.2016 заявление принято к производству, в отношении Дорохова В.В. возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве).
Определением Арбитражного суда Республики Коми 27.09.2016 по делу N А29-6642/2016 в отношении Дорохова В.В. введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим утверждена Плишкина Е.А.
Решением Арбитражного суда Республики Коми 02.02.2017 по делу N А29-6642/2016 Дорохов В.В. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества сроком на четыре месяца, финансовым управляющим утверждена Плишкина Е.А.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 18.09.2017 по делу N А29-6642/2016 процедура реализации имущества в отношении Дорохова В.В. завершена, полномочия финансового управляющего Плишкиной Е.А. прекращены, Дорохов В.В. освобожден от дальнейшего исполнения имевшихся на дату обращения в суд с заявлением о банкротстве должника требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении процедуры реструктуризации долгов гражданина или реализации его имущества.
Уполномоченным должностным лицом Управления при ознакомлении с жалобой кредитора должника Горина П.Р. на действия арбитражного управляющего Плишкиной Е.А. при проведении процедуры банкротства гражданина Дорохова В.В., в ходе административного расследования установлено нарушение ответчиком требований пункта 4 статьи 20.3, пункта 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве, пункта 5 Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 N 367 (далее - Правила N 367), пункта 2 Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 855 (далее - Правила N 855). Указанные нарушения выразились в недобросовестном исполнении Плишкиной Е.А. обязанности по подготовке анализа финансового состояния должника-гражданина (далее - Анализ); заключения о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства должника-гражданина (далее - Заключение).
По факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом Управления 11.06.2019 в отношении ответчика составлен протокол N 00251119 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
На основании статей 202 - 204 АПК РФ и статьи 23.1 КоАП РФ Управление направило в Арбитражный суд Республики Коми заявление о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Руководствуясь нормами АПК РФ, КоАП РФ, Закона о банкротстве, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), Правилами N 367, суд первой инстанции, установив в деянии арбитражного управляющего событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, отказал в привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В части 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
В силу статьи 20 Закона о банкротстве арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности, что предполагает его осведомленность о требованиях Закона о банкротстве и участие в процедурах банкротства должника с соблюдением таких требований.
В пункте 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве закреплены обязанности арбитражного управляющего, перечень которых не является исчерпывающим и, по сути, охватывает все функции арбитражного управляющего, установленные Законом о банкротстве.
Следовательно, арбитражный управляющий, осведомленный как профессионал о своих функциях, установленных Законом о банкротстве, и допустивший их неисполнение, может быть привлечен к административной ответственности по рассматриваемой статье.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Факт нарушения арбитражным управляющим указанных положений Закона о банкротстве установлен судами первой и апелляционной инстанции, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и свидетельствует о наличии в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.
Согласно пунктам 18 и 18.1 Постановления N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Суды первой и апелляционной инстанций мотивированно указали на наличие в рассматриваемом случае правовых и фактических оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Выводы судов о том, совершенное правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, не повлекло значительного нарушения интересов граждан, общества и государства, сделаны на основе оценки конкретных обстоятельств совершения правонарушения.
При этом судами учтены правовые позиции, сформулированные Конституционным Судом Российской Федерации (определения от 09.04.2003 N 115-О, от 05.11.2003 N 349-О, от 16.07.2009 N 919-О-О и от 29.05.2014 N 1013-О, постановления от 17.01.2013 N 1-П и от 25.02.2014 N 4-П), разъяснения, приведенные в Постановлении N 10.
Оценка выводов судов о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (пункт 18.1 Постановления N 10).
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.10.2019 и Второго арбитражного апелляционного суда от 25.11.2019 по делу N А29-8228/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Горина Павла Робертовича - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы судов о том, совершенное правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, не повлекло значительного нарушения интересов граждан, общества и государства, сделаны на основе оценки конкретных обстоятельств совершения правонарушения.
При этом судами учтены правовые позиции, сформулированные Конституционным Судом Российской Федерации (определения от 09.04.2003 N 115-О, от 05.11.2003 N 349-О, от 16.07.2009 N 919-О-О и от 29.05.2014 N 1013-О, постановления от 17.01.2013 N 1-П и от 25.02.2014 N 4-П), разъяснения, приведенные в Постановлении N 10.
Оценка выводов судов о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (пункт 18.1 Постановления N 10)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 марта 2020 г. N Ф01-8744/20 по делу N А29-8228/2019