Нижний Новгород |
|
17 марта 2020 г. |
Дело N А79-2451/2019 |
Резолютивная часть объявлена 10.03.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.03.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Бабаева С.В., Голубевой О.Н.
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "Лисель":
Солиной Н.В. (доверенность от 19.01.2019),
от общества с ограниченной ответственностью "Навигатор":
Москалева А.А. (доверенность от 06.03.2020),
Харлашкина И.Б. (решение от 30.03.2016),
от общества с ограниченной ответственностью "Фарватер":
Осиповой Т.В. (доверенность от 06.03.2020)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
общества с ограниченной ответственностью "Лисель",
общества с ограниченной ответственностью "Фарватер"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.06.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019
по делу N А79-2451/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Лисель"
к обществу с ограниченной ответственностью "Навигатор",
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Судовая компания "Аврора",
общество с ограниченной ответственностью "Фарватер",
Тимофеев Алексей Анатольевич,
о взыскании 2 508 514 рублей 93 копеек и встречному иску о взыскании 1 073 333 рублей 33 копеек
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лисель" (далее - ООО "Лисель") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Навигатор" (далее - ООО "Навигатор") о взыскании задолженности в сумме 1 700 000 рублей долга, 755 166 рублей 30 копеек штрафа за сверхнормативный простой судна, 53 348 рублей 63 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.10.2018 по 13.03.2019 года.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 16.04.2019 к производству принято встречное исковое заявление о взыскании 1 073 333 рублей 33 копеек неосновательного обогащения и зачете против требований истца встречного требования ответчика к первоначальному кредитору ООО "СК "Аврора" на заявленную сумму.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Судовая компания "Аврора" (далее - ООО "Судовая компания "Аврора"), общество с ограниченной ответственностью "Фарватер" (далее - ООО "Фарватер") и Тимофеев Алексей Анатольевич.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 20.06.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019, удовлетворил частично первоначальный иск, встречный иск удовлетворил в полном объеме; произвел зачет взаимных требований: взыскал с ООО "Навигатор" в пользу ООО "Лисель" 565 284 рублей 83 копеек.
Не согласившись с решением и постановлением, ООО "Лисель", ООО "Фарватер" обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить решение и постановление вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального и процессуального права.
По мнению ООО "Лисель", "люмпсум" - это оплата за все судно независимо от количества перевозимого груза. В договоре, подписанным сторонами, нет условия погрузки до полной грузоподъемности судна. На причале Краснокамск отсутствовали безопасные глубины для максимального использования грузоподъемности судна.
ООО "Фарватер" не согласно с выводами судов о недоказанности наличия угрозы для безопасности судна и экипажа при погрузки судна.
В судебном заседании представители заявителей поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.
ООО "Навигатор" в отзывах на кассационные жалобы и его представители в судебном заседании не согласились с доводами заявителей, так как считают решение и постановление законными и обоснованными.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства ООО "Судовая компания "Аврора" и Тимофеев Алексей Анатольевич не обеспечили явку представителей в кассационную инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам, приведенным в кассационных жалобах.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб и отзывы на них и заслушав представителей сторон, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, ООО "Судовая компания "Аврора" и ООО "Навигатор" заключили договор от 11.10.2018 N 31 перевозки груза водным транспортом, согласно которому ООО "СК "Аврора" обязалось перевезти в течение навигационного периода 2018 года, груз по согласованному маршруту и сдать его грузополучателю, а ответчик обязался оплатить фрахт и иные платежи.
Существенные условия перевозки, в том числе объем, маршрут, цену и иные стороны согласовывают на каждый рейс в договоре-заявке в силу пунктов 2.1, 2.2, 3.1 договора.
Договором-заявкой N 01 от 11.10.2018 стороны согласовали перевозку пиломатериала из порта погрузки п. Верхнечусовские Городки в порт выгрузки город Астрахань на т/х "Окский-23" пр. 559-Б, баржа "7293". Ставка фрахта определена на условии "люмпсум" и составляет 5 000 000 рублей, ставка демережда 110 000 рублей в сутки или пропорционально им.
Универсальным передаточным актом N 265 от 11.10.2018 подтвержден факт оказания услуг на сумму 5 000 000 рублей. По платежным поручениям N 313 от 12.10.2018, N 314 от 12.10.2018, N 321 от 18.10.2018, N 325 от 22.10.2018, N 326 от 24.10.2018, N 332 от 01.11.2018, ответчик оплатил услуги по перевозке в сумме 3 800 000 рублей.
В договоре-заявке N 03 от 25.10.2018 стороны согласовали перевозку круглого леса из порта погрузки п. Краснокамск в порт выгрузки Астрахань буксиром-толкачом "Капитан Воронов", баржа "7920". Ставка фрахта определена на условии "люмпсум" и составляет 6 000 000 рублей, ставка демережда 200 000 рублей в сутки или пропорционально им. Дата подачи ориентировочно 29-30.10.2018, норма погрузки 700 кубических метров в сутки.
ООО "СК "Аврора" по факту оказания услуг о перевозке груза в количестве 1992 тонн направило ответчику УПД N 269 от 12.11.2018, который последним не подписан.
На основании выставленного счета N 81 ответчик платежными поручениями N 329 от 26.10.2018, N 330 от 29.10.2018, N 331 от 31.10.2018, N 335 от 08.11.2018 оплатил 5 500 000 рублей.
ООО "СК "Аврора" и ООО "Лисель" заключили договор уступки права требования (цессии) от 01.02.2019, на основании которого истцу передано права требования, вытекающие из договора N 31 от 11.10.2018.
Истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском, указав на наличие на стороне ответчика задолженности по оплате стоимости перевозки, а также штрафа.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Статьей 67 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) предусмотрено, что в соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (пункт 1). Договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или части его (договор фрахтования). В этом случае фрахтователь имеет права и несет обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом для грузоотправителей (пункт 4).
В соответствии со статьей 787 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.
В силу статьи 115 КВВТ РФ в случае, если договором перевозки груза или договором буксировки не предусмотрено иное, при неподаче транспортных средств для перевозки груза или буксировки буксируемого объекта в соответствии с принятой заявкой или договором перевозки груза, договором буксировки перевозчик или буксировщик несет ответственность в пределах причиненных грузоотправителю или отправителю буксируемого объекта убытков.
Суд установил и из материалов дела следует, что обязательства по договору-заявке от 25.10.2018 N 03 исполнены ООО "СК "Аврора" в части погрузки и перевозки 1992 тонн груза.
Оценив представленную в материалы дела доказательственную базу по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что ООО "СК "Аврора" не исполнило обязательства перед ООО "Навигатор" в части предоставления для погрузки всего судна с учетом его грузоподъемности. При том, что ответчик как фрахтователь имел намерение на перевозку груза в количестве 2700 тонн, который фактически имелся в месте погрузки п. Краснокамск.
По условиям договора-заявки от 25.10.2018 N 03 ставка фрахта определена сторонами на условиях "люмпсум" и составляет 6 000 000 рублей.
Вместе с тем как указали суды условие о фрахте на условии "люмпсум" - оплаты за все судно без учета фактического количества груза толкуется истцом без учета встречной обязанности по предоставлению всего судна для перевозки необходимого ответчику количества груза.
С учетом изложенного суды признали обоснованным расчет ООО "Навигатор" стоимости перевозки пропорционально фактически доставленному грузу.
Оснований не согласится с выводами суда не имеется.
Довод заявителей о том, что на причале Краснокамск отсутствовали безопасные глубины для максимального использования грузоподъемности судна документально не был подтвержден.
Переоценка исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанные с рассмотрением кассационных жалоб, относятся на заявителей.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.06.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 по делу N А79-2451/2019 оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Лисель", общества с ограниченной ответственностью "Фарватер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 67 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) предусмотрено, что в соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (пункт 1). Договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или части его (договор фрахтования). В этом случае фрахтователь имеет права и несет обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом для грузоотправителей (пункт 4).
В соответствии со статьей 787 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.
В силу статьи 115 КВВТ РФ в случае, если договором перевозки груза или договором буксировки не предусмотрено иное, при неподаче транспортных средств для перевозки груза или буксировки буксируемого объекта в соответствии с принятой заявкой или договором перевозки груза, договором буксировки перевозчик или буксировщик несет ответственность в пределах причиненных грузоотправителю или отправителю буксируемого объекта убытков."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 марта 2020 г. N Ф01-8680/20 по делу N А79-2451/2019