Нижний Новгород |
|
20 марта 2020 г. |
Дело N А31-3589/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.03.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.03.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от истца: Авласевича А.И. (доверенность от 10.12.2019 N 02-12/2019),
от Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области: Маракулиной И.А. (доверенность от 09.01.2020 N 1/20)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области и
Департамента финансов Костромской области
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019
по делу N А31-3589/2019 Арбитражного суда Костромской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Иваново"
(ИНН: 3702008951, ОГРН: 1033700076552)
к Костромской области в лице
Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области
(ИНН: 4443024537, ОГРН: 1024400518548),
Департамента финансов Костромской области
(ИНН: 4401006423, ОГРН: 1024400516084)
о взыскании убытков
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Иваново" (далее - ООО "Газпром теплоэнерго Иваново", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Костромской области в лице Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее - Департамент) и Департамента финансов Костромской области (далее - Департамент финансов) о взыскании 1 191 454 рублей 85 копеек убытков, образовавшихся в результате применения заниженного тарифа в период с 01.01.2017 по 31.05.2017.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 11.10.2019 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019 решение суда отменено, с Костромской области в лице Департамент финансов за счет казны в пользу Общества взыскано 1 191 454 рубля 85 копеек убытков.
Департамент и Департамент финансов не согласились с постановлением апелляционного суда и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявители считают, что суд неправильно применил статью 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применил не подлежащие применению постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По их мнению, условием для взыскания с публично-правового образования вреда, причиненного нормативным правовым актом, является признание судом такого акта недействующим; постановление Департамента от 19.12.2016 N 16/388 "О внесении изменений в постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 18.12.2015 N 15/527" не признавалось недействующим по решению суда; в свою очередь, Департаментом в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 20.04.2017 N 538/17 с 01.06.2017 установлен уточненный тариф для Общества.
Департамент финансов также указывает, что он не уполномочен представлять интересы Костромской области по настоящему делу.
Подробно доводы заявителей приведены в кассационных жалобах.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы.
ООО "Газпром теплоэнерго Иваново" в отзыве на кассационные жалобы и представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителей, просили оставить кассационные жалобы без удовлетворения.
Департамент финансов заявил ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, постановлением Департамента от 18.12.2015 N 15/527 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Иваново" потребителям Костромской области на 2016 - 2018 годы" (опубликовано на сайте официального опубликования нормативных правовых актов администрации Костромской области 21.12.2015) установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Иваново" потребителям города Костромы на 2016 - 2018 годы и долгосрочные параметры регулирования ООО "Газпром теплоэнерго Иваново" (город Кострома) на 2016 - 2018 годы.
Названным постановлением установлены следующие тарифы на тепловую энергию: для потребителей городского округа город Кострома (котельная в микрорайоне Черноречье) с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 1628,88 рубля/Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 1681,23 рубля/Гкал; для населения (с учетом налога на добавленную стоимость) с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 1922,08 рубля/Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 1983,85 рубля/Гкал; для потребителей городского округа города Костромы (котельная в микрорайоне Черноречье) через тепловые сети МУП г. Костромы "Городские сети" с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 1944,41 рубля/Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 2012,85 рубля/Гкал; для населения (с учетом налога на добавленную стоимость) с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 2294,40 рубля/Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 2375,16 рубя/Гкал.
Постановлением Департамента от 19.12.2016 N 16/388 "О внесении изменений в постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 18.12.2015 N 15/527" (опубликовано на сайте официального опубликования нормативных правовых актов администрации Костромской области 23.12.2016) установлены следующие тарифы на тепловую энергию: для потребителей городского округа города Костромы (котельная в микрорайоне Черноречье) с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 1497,62 рубля/Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 1485,95 рубля/Гкал; для населения (с учетом налога на добавленную стоимость) с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 1767,19 рубля/Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 1753,42 рубля/Гкал; для потребителей городского округа города Костромы (котельная в микрорайоне Черноречье) через тепловые сети МУП г. Костромы "Городские сети" с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 1813,15 рубля/Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 1813,15 рубля/Гкал; для населения (с учетом налога на добавленную стоимость) с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 2139,52 рубля/Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 2139,52 рубля/Гкал.
Общество, не согласившись с уменьшением тарифа, 16.01.2017 обратилось в ФАС России с заявлением об отмене постановления Департамента от 19.12.2016 N 16/388.
Приказом ФАС России от 20.04.2017 N 539/17 постановление Департамента от 19.12.2016 N 16/38 отменено с 01.06.2018, как принятое органом регулирования с превышением полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования; Департаменту предписано в установленном законом порядке принять и ввести в действие с 01.06.2017 решение о внесении изменений в постановление Департамента от 18.12.2015 N 15/527 в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения и настоящим приказом, без изменения иных, ранее учтенных и не указанных в приказе параметров расчета необходимой валовой выручки и тарифов Общества.
Во исполнение приказа ФАС России Департамент вынес постановление от 19.05.2017 N 17/68 (опубликован на сайте официального опубликования нормативных правовых актов администрации Костромской области 22.05.2017) об утверждении следующих тарифов на тепловую энергию: для потребителей городского округа города Костромы (котельная в микрорайоне Черноречье) с 01.01.2017 по 31.05.2017 - 1497,62 рубля/Гкал, с 01.06.2017 по 30.06.2017 - 1584,47 рубля/Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 1642,80 рубля/Гкал; для населения (с учетом налога на добавленную стоимость) с 01.01.2017 по 31.05.2017 - 1767,19 рубля/Гкал, с 01.06.2017 по 30.06.2017 - 1869,67 рубля/Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 1938,50 рубля/Гкал; для потребителей городского округа города Костромы (котельная в микрорайоне Черноречье) через тепловые сети МУП г. Костромы "Городские сети" с 01.01.2017 по 31.05.2017 - 1813,15 рубля/Гкал, с 01.06.2017 по 30.06.2017 - 1900 рублей/Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 1970 рублей/Гкал; для населения (с учетом налога на добавленную стоимость) с 01.01.2017 по 31.05.2017 - 2139,52 рубля/Гкал, с 01.06.2017 по 30.06.2017 - 2242 рубля/Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 2324,60 рубля/Гкал.
ООО "Газпром теплоэнерго Иваново", ссылаясь на то, что с 01.01.2017 по 31.05.2017 реализовывало тепловую энергию по заниженному необоснованному тарифу, обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Костромской области убытков в виде неполученного дохода в размере 1 191 454 рублей 85 копеек,
Арбитражный суд Костромской области пришел к выводу о недоказанности Обществом противоправности действий ответчика и отказал в удовлетворении иска.
Второй арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 7, 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктами 2, 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 "Об утверждении Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", пришел к выводу о доказанности материалами дела совокупности условий, необходимых для взыскания с Костромской области в лице Департамента финансов заявленной суммы убытков, и удовлетворил иск.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органом, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующих закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 Кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пункте 1 статьи 15 Кодекса установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Кодекса).
Таким образом, лицо, требующее возмещения убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должно доказать противоправность действий (бездействия) названных органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) государственных органов и возникшими убытками, а также размер последних.
В соответствии с пунктом статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Закона N 190-ФЗ теплоснабжение осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
На основании части 1 статьи 10 Закона N 190-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Закона N 190-ФЗ).
В части 7 статьи 10 Закона N 190-ФЗ решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), принятое им с превышением полномочий, установленных указанными нормативными правовыми актами, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 "Об утверждении Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения" ФАС России является органом, уполномоченным по заявлениям заинтересованных лиц отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, а также принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации решения об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения.
Соответствующие полномочия ФАС России закреплены в Положении о ФАС России, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331.
Таким образом, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о наличии у ФАС России полномочий на отмену решений об утверждении тарифов в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых ими с превышением полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и теплоснабжении.
Апелляционный суд установил и материалам дела не противоречит, что постановлением Департамента от 19.12.2016 N 16/388 "О внесении изменений в постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 18.12.2015 N 15/527" скорректированы в сторону уменьшения тарифы на тепловую энергию, поставляемую Обществом потребителям города Костромы, на 2017 год.
Приказом ФАС России от 20.04.2017 N 539/17 данное постановление Департамента отменено с 01.06.2018, как принятое органом регулирования с превышением полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования. ФАС России установлено нарушение Департаментом пункта 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, и пунктов 33, 37 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э. Доказательства отмены данного приказа в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного, приняв во внимание, что Общество с 01.01.20107 по 31.05.2017 реализовало тепловую энергию потребителям города Костромы по заниженному тарифу, установленному постановлением Департамента от 19.12.2016 N 16/388, которое впоследствии отменено ФАС России в пределах своей компетенции по осуществлению контроля в сфере государственного регулирования цен (тарифов); Департамент не отрицает необоснованность установленных им с 01.01.20107 по 31.05.2017 тарифов; разница от реализации продажи тепловой энергии по необоснованному заниженному тарифу с 01.01.2017 по 31.05.2017 Департаментом не была учтена при установлении новых тарифов на последующие периоды регулирования; в материалах дела отсутствуют доказательств того, что Общество получило какую-либо компенсацию разницы между стоимостью тепловой энергии, реализованной с 01.01.2017 по 31.05.2017 по уменьшенному тарифу и стоимостью этой тепловой энергии, рассчитанной по обоснованному тарифу; расчет размера убытков произведен Обществом как разница между выручкой, полученной им при реализации тепловой энергии по обоснованному тарифу (25 637 266 рублей 01 копейка), и выручкой, полученной от реализации тепловой энергии по тарифам, установленным постановлением Департамента от 19.12.2016 N 16/388 (24 445 811 рублей 16 копеек); методика расчета убытков ответчиками не оспорена, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности материалами дела совокупности условий для применения к ответчикам мер ответственности в виде взыскания убытков, а именно противоправности и виновности действий (бездействия) Департамента, факта причинения вреда и его размера.
Установленные апелляционным судом фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах апелляционный суд, учитывая, что от имени казны Костромской области в настоящем деле выступает Департамент финансов, привлеченный к участию в качестве ответчик, правомерно удовлетворил иск ООО "Газпром теплоэнерго Иваново" и взыскал с Костромской области в лице Департамента финансов 1 191 454 рубля 85 копеек убытков.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
Кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационным жалобам не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019 по делу N А31-3589/2019 Арбитражного суда Костромской области оставить без изменения, кассационные жалобы Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области и Департамента финансов Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 "Об утверждении Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения" ФАС России является органом, уполномоченным по заявлениям заинтересованных лиц отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, а также принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации решения об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения.
Соответствующие полномочия ФАС России закреплены в Положении о ФАС России, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331.
...
Приказом ФАС России от 20.04.2017 N 539/17 данное постановление Департамента отменено с 01.06.2018, как принятое органом регулирования с превышением полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования. ФАС России установлено нарушение Департаментом пункта 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, и пунктов 33, 37 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э. Доказательства отмены данного приказа в материалах дела отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 марта 2020 г. N Ф01-9402/20 по делу N А31-3589/2019